Тема 35. Жидкое топливо

Жидкое органическое топливо поступает на промышленные предприятия в виде мазута, который подразделяется на топливо нефтяное для мартеновских печей МП, мазут экспортный М-09, М-1, М-1,5, М-2, М2,5 и мазут М-40 и М-100. При содержании серы до 0,5% мазут малосернистый, от 0,5-2,0% - сернистый, 2,0-3,5% - высокосернистый. При большем содержании серы мазут сжигается после дополнительной доочистки.

Около половины мазута используется в мартеновских печах в качестве добавки к природному газу, около 20% - в энергетических установках. В основном мазут – это резервное топливо.

Мазутное хозяйство предусмотрено на каждом металлургическом заводе.

Основной тип мазутохранилищ на металлургических заводах – подземные резервуары емкостью, равной месячной потребности в топливе.

На предприятие мазут доставляют в цистернах емкостью 50, 60 и 120 т. Цистерны подаются на сливную эстакаду, мазут в цистерне разогревают до 65-750С, подавая пар по трубе в мазут через верхний люк.

Разогретый мазут самотеком сливается в люк, расположенный между рельсами, и по нему – в мазутохранилище. Сливные лотки имеют уклон » 1%, обогреваются с помощью паропровода.

Мазут обладает большой вязкостью: М40 застывает при +100С, М100 – при +250С.

Перекачку мазута проводят при температуре 85-950С, поэтому мазутохранилище оборудуют паровыми змеевиками-подогревателями. В состав мазутохранилища обычно входят 2 резервуара: один рабочий, другой – для слива вновь прибывшей партии.

К потребителям мазут подается насосами. При большой вязкости мазута и малом расходе применяют поршневые насосы, при большом расходе – центробежные и шестеренные.

В насосной размещают не менее 2-х насосов, один из которых резервный. Насосы должны располагаться ниже мазутохранилища.

Перед всасывающими патрубками насосов устанавливают фильтр грубой очистки и запорную задвижку, на нагнетательной линии – фильтр тонкой очистки и запорную задвижку. После фильтров устанавливают 2 паровых змеевиковых подогревателя (рабочий и резервный) для подогрева мазута до 110-1200С.

Широко применяется циркуляционная схема мазутоснабжения. Мазут непрерывно циркулирует по прямому и обратному мазутопроводам, причем его количество в 2 и более раза превышает потребление. Между прямым и обратным мазутопроводами, лежащими рядом, прокладывают обогревающий паропровод. Все три трубы покрывают общей изоляцией.

Мазутопроводы прокладывают с уклоном не менее 0,005 в сторону места возможного слива мазута, предусматривают возможность продувки мазутопровода паром.

Средняя скорость мазута в мазутопроводе принимается в пределах 1-2 м/с, расчеты выполняются по формулам гидравлики.

Фидеры к отдельным потребителям снабжаются устройствами для отключения мазута от напорной магистрали и сливом из трубопровода.