Восприятие мирового пространства

Суммируя данные различных памятников ближневосточной и древнеегипетской культур можно выделить следующие основные характеристики мирового пространства:

· конкретность, предметная наполненность. Это обозначает отсутствие абстрактного понятия пространства. Пространство – это конкретные предметы (города, храмы, люди и т.д.). Именно поэтому в литературных описаниях походов фараонов авторы столь дотошно перечисляют все пункты, окрестности, через которые пролегал путь, а в текстах в значениях «везде», «повсюду», максимально абстрактизирующих смысл пространства используются конкретные понятие, как, например, выражение «город и город» в Ветхом Завете. В памятниках изобразительного искусства эта же характеристика проявляется в так называемой «боязни пустого пространства», когда художник стремится максимально заполнить фон символами, знаками, иероглифами и т.п. (см. рис.), (см. рис.).

· ограниченность, разграниченность. Сам процесс космогонии мыслится как разделение ранее нераздельного. В ветхозаветном мифе сами действия Бога передаются глаголом бадал – разделять, разграничивать. Отсюда – сакральность границы во всех ее проявлениях – граница государства, города, дома. В шумеро-аккадской мифологии границы охраняет бог солнца Уту, он же – бог справедливости (порядка), вселенский размах деятельности которого подчеркнут в мифе словами «для земли и неба»[4]. К мотиву отграничивания часто прибегают художники, разделяя линией различные части художественного пространства, символизирующего пространство мировое (см. рис.), (см. рис.), (см. рис.).

· упорядоченность. В процессе космогонии мир возникает не только через отграничивания друг от друга различных его сфер, явлений, но и через их определенную организацию. В этой организации важнейшую роль точки отсчета чаще всего играет середина – сакральный центр мирового пространства, или какого то его участка. В качестве сакрального центра мира у разных народов часто выступают образы древа мирового и мировой горы. В ближневосточной традиции образ горы мы находим в уже упомянутом шумерском космогоническом мифе, а также в угаритском мифе о Баале, который находится на горе Цафон «посреди высот». Древо мировое в цикле о Гильгамеше конкретизируется как священная ива (хулуппу), в корнях которого гнездится змея (подземная сфера), в стволе – жилище девы Лилит, а в ветвях – гнездо птица Анзу (сфера неба)[5]. В древнеегипетском мифологии упоминается дерево сикомора, у корней которого бог Ра поражает змею, с ветвей которого льется «влага глубин», дарующая больным людям жизнь[6]. Важно подчеркнуть, что мировая гора и мировое дерево организуют пространство и по вертикали (связывая и расчленяя) сферы земли и неба, и по горизонтали, так как степень сакральность (профанности) любой части пространства определяется близостью (удаленностью) его от сакрального центра.

· качественная разнознородность. Пространство мира в каждом своем проявлении (части) обладает своими качествами, характеризующимися по амплитуде (различной степенью) между полярными (крайними) его характеристиками: сакральное – профанное, верхнее – нижнее, правое – левое, восточное – западное и т.п. Таким образом, конкретное пространство (города, дома, храма) отличается своей характеристикой в этой бинарной системе координат. Храм располагался, как правило, в центре города, алтарь – в центре храма.