СМИ — инструмент политического маркетинга
С распространением телевидения некоторые исследователи связывали надежды на рост информированности и политической активности избирателей и усиление общественного контроля над политическим процессом, сокращение усилий, затрачиваемых партиями на ведение избирательных кампаний. Однако вопреки ожиданиям во всех демократических странах продолжительность и стоимость избирательных кампаний неуклонно возрастают. Дорогостоящие выступления политиков на радио и телевидении, политическая реклама стали важной составной частью любой избирательной кампании. Характерно, что значительную часть расходов на проведение избирательных кампаний кандидатов ныне составляют расходы на СМИ.
В обстановке усиливающейся политической конкуренции фактор времени приобретает возрастающее значение, поэтому еще до начала избирательной кампании СМИ пользуются особым вниманием со стороны всех претендентов на сколько-нибудь высокие государственные посты. Политический деятель, решивший баллотироваться на ту или иную высокую выборную должность, стремится как можно раньше обратить на себя внимание представителей СМИ, а через них — общественности и деловых кругов.
По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики политические кампании в средствах массовой информации нередко приобретают характер рекламных. В СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности — политический маркетинг. Его суть состоит в следующем. Кандидат на выборный пост, его помощники и консультанты занимаются исследованием «конъюнктуры рынка»: изучают избирательный округ, оценивают экономические и социальные условия его жителей, тщательно взвешивают свои шансы и возможности конкурентов, определяют предвыборную тактику. Само же искусство выигрывать на выборах превращается в вид политической профессиональной деятельности, которым занимаются хорошо подготовленные специалисты.
Политический маркетинг включает в себя три Первый этап представляет собой социальный, эконом>{Чес кий, политический, психологический анализ места действия. Второй этап — выбор стратегии, определение ме~гОдОВ обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании, тактики использования местных и национальных СМИ. Третий этап — продвижение кандидата (иди на профессиональном жаргоне, который успел утвердиться — товара). На первом и втором этапах наиболее весом голос экспертов — социологов, политологов, на третьем основная роль отводится СМИ.
Наиболее широко и успешно политический маркетинг При_ меняется в США, где детальной разработкой его механиз^ов и методов заняты сотни высококлассных профессионалов. КлЮ_ чевое внимание они уделяют опросам общественного мнения консультациям по организации и проведению выборов, Технике создания и «продажи» имиджей кандидатов.
В настоящее время в США возникло множество фирм, специализирующихся на организации и проведении разл^Чных политических кампаний. Представители американских консультативных фирм разворачивают свою деятельность и за пределами страны. В последние годы их услугами, особенно при подготовке избирательных кампаний, пользуются по крайней мере в тридцати странах мира: Австралии, Великобритании Канаде, Франции, Испании, Японии, Швеции, Италии, ^ в на! стоящее время и в России. Ныне специалисты по политическому маркетингу занимают ведущие позиции в аппарате претендентов на политические посты почти во всех развитых странах Каждая крупная партия имеет сотрудников, занятых Ирове_ дением опросов общественного мнения, поддержанием кон_ тактов с представителями СМИ. Кроме того, политические деятели и партии в соответствии со своими возможностям^ прибегают к услугам экспертов, дающих рекомендации по с^Мому широкому кругу вопросов.
Политические консультанты, нанимаемые из числа наиболее опытных журналистов-комментаторов, сотрудников рекламных и консультативных фирм, выполняют функции режиссеров избирательных кампаний. Располагая широки. ми личными контактами, знанием истории успехов и Неудач использования радио и телевидения в предвыборных баталиях, опытом работы в сфере СМИ, эти специалисту чьи собственные политические взгляды могут быть самыми раз_ ными — от крайне левых до крайне правых, решая поегав-
ленные перед ними задачи, действуют в пределах четко обозначенных границ. Они организуют интервью своего клиента, его встречи с журналистами, подают в СМИ информацию о нем в максимально благоприятном свете, определяют темы и антураж передач и телефильмов о нем, продумывают содержание и форму его публичных выступлений.
Задача политических консультантов — не только привлечь внимание общественности к претенденту, но и создать его определенный имидж (образ). Специалисты по общественному мнению, обращаясь к услугам известных кинорежиссеров, используя технические приемы и методы, первоначально применявшиеся в рекламе товаров, разработали технологию создания и «продажи» имиджей политических деятелей. Имиджи должны максимально соответствовать целям избирательной кампании, ожиданиям общественности, представлениям партийных заправил о наиболее желательном типе политического лидера, расчетам деловых кругов. В своей работе специалисты исходят из тезиса, высказанного еще в 1956 г. председателем национального комитета Республиканской партии США Л. Холлом: «Вы продаете своих кандидатов и свои программы так же, как бизнес продает свои товары».