Взаимосвязь морали и политики
Жизнеспособность любой политической системы во многом определяется тем, насколько государственные институты и вся политическая система в целом соответствуют господствующим в обществе нравственным идеалам и ценностям. Другими словами, политическая система и система морали, нравственности взаимно обусловливают друг друга, существенно влияют на содержание и характер протекающих в них процессов.
Сфера морали охватывает нравственные отношения между людьми и моральное сознание, объясняющее мотивы человеческих деяний. Мораль — это прежде всего вопрос о том, что есть добро и зло. В каждом обществе существует определенная система нравственных ценностей, с позиций которых оцениваются все человеческие поступки; действуют моральные установки, принципы, традиции, регулирующие отношения между людьми, формирующие правила поведения индивидов и социальных групп; разрабатывается философская теория, призванная обосновать те или иные действия с точки зрения их соответствия нормам морали. Важно отличать моральные нормы от религиозных, правовых, политических, норм этикета. В то же время следует подчеркнуть, что моральные нормы так или иначе пронизывают все сферы жизни человека.
Существует и особая наука о морали и нравственности — этика. Этика как наука о нравственности включает в себя учение о добродетели, совести, сознании долга, правила, с которыми должны сообразовываться человеческие действия. В этом смысле она представляет собой науку о законах и нормах человеческого поведения и основывается на таких категориях, как высшее благо, добро, должное. Поэтому этика, включая в себя основополагающий элемент идеального, в значительной мере является учением о конечных Целях.
Естественно, что и к политике мы с полным правом можем подходить с моральными мерками. Моральные ценности и нормы, касающиеся мира политики, ее институтов, отношений и политического поведения, в совокупности составляют предмет исследования особой области научного знания — политической этики.
Политическая этика затрагивает такие проблемы, как справедливое социальное устройство, взаимные права и
обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Вопросы о том, можно ли вообще говорить о политической этике как таковой, правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и нравственных оценок, сформулированы давно, и в истории политической мысли на них давались весьма неоднозначные ответы. Определяя в качестве главной цели политики обеспечение высшего блага граждан полиса и предписывая ей нравственно-воспитательную роль, Аристотель, в частности, утверждал: «Государственным благом является справедливость, то есть то, что служит общей пользе». В целом античная традиция, идущая от Платона и Аристотеля, рассматривала мораль и политику как единое искусство организации жизни полиса, направленное на достижение справедливости.
Впервые четко сформулировал проблему соотношения морали и политики итальянский мыслитель XVI в. Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Как наставлял политиков Макиавелли, для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно «лисой и львом». Он вправе не хранить верность своему слову, может прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государства. Для Макиавелли высшая ценность — государство, перед которым интересы отдельно взятой личности или какие бы то ни было другие соображения должны отступить на второй план. Изгнав мораль из сферы политики, Макиавелли приложил весь свой талант к тому, чтобы обосновать главный тезис: в политике цель оправдывает средства.
Однако такое понимание соотношения морали и политики никогда не становилось общепризнанным. С итальянским мыслителем вступали в спор ученые и писатели, деятели церкви и сами политики. Особенно сильный импульс к поискам иного истолкования данной проблемы дала формулировка немецким философом И. Кантом всеобщего нравственного закона — категорического императива. Категорический императив в понимании Канта — это безусловное правило, которым должен руководствоваться каждый человек независимо от происхождения, социального положения
и даже от любых внешних обстоятельств. Согласно этому правилу к любому человеку следует относиться как к цели, а не как к средству. Требование всеобщего нравственного закона было затем распространено и на политико-правовую сферу.
Другой немецкий философ, А. Шопенгауэр (1788—1860), опираясь на золотое правило морали: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы, чтобы другие делали тебе», дал его расширительное толкование и создал новое правило: «Никому не вреди, но всем, насколько можешь, помогай».
Сегодня общепринятым требованием демократической политики стала наряду с соблюдением личного, эгоистического интереса забота о благе сограждан. Разумеется, в политике это сверхсложная задача, тем не менее важно понимать недопустимость перехлеста в какую-либо одну сторону: скажем, превозносить профессионализм в ущерб нравственности и, наоборот, нравственное начало в ущерб правовому. Ведь любое политическое действие, разворачиваясь в поле напряжения между властью и моралью, затрагивает судьбы многих людей. Поэтому неправомерно ставить вопрос о соотношении морали и политики как альтернативу: или политика, или мораль.
У проблемы соотношения морали и политики есть и иной аспект. Дело в том, что в свое время для эффективной деятельности государственного аппарата потребовались четко разработанные и обязательные для выполнения правила, строгая профессионализация политики и механизма управления. Это повлекло за собой образование в системе исполнительной власти как в центре, так и на местах, бюрократии — административного аппарата управления, особого слоя чиновников, работа которых предполагает высокую профессиональную компетенцию и специализацию функций. Но в связи с этим, естественно, возник и вопрос о соотношении профессионализма и нравственности.
Конечно, деятельность рядового чиновника и политика подчиняется разным принципам и нормам. Чиновник обязан точно и добросовестно выполнять приказы и инструкции вышестоящего начальства, даже если они ошибочны. Разумеется, без чувства ответственности, нравственно подкрепленной самодисциплины невозможно функционирование любого аппарата. Политик же или государственный деятель несет личную ответственность практически за каждое свое деяние. А это помимо высокой компетенции требует и
наличия высокоразвитого морального сознания, постоянной нравственной мотивации поведения, убежденности в гуманном, справедливом характере принимаемых решений.
И наконец, существует еще один, третий аспект соотношения морали и политики, точнее, морали и права. Как убеждает история разных стран и эпох, утверждение добра и справедливости должно осуществляться не насильственными, а мирными и законными средствами. Политика насильственного насаждения даже самых высоконравственных начал, сопряженная с жертвами, не может быть признана моральной (в сущности, это все та же проблема цели и средств). Никакая, в том числе самая высокая и благородная цель, не должна достигаться ценой человеческих страданий, жизней и судеб людей.
К такому выводу приводят и многие страницы нашей собственной истории, когда славные деяния политиков и государственных деятелей, их прогрессивные начинания претворялись в жизнь ценой насилия над людьми. Например, как вы знаете из курса отечественной истории, Петр Первый, немало сделавший для величия государства Российского, для укрепления международного престижа отчизны, способствовавший усилению ее военной мощи, оснащению армии новыми видами вооружения и техники, в то же время ввел рекрутчину, когда самых физически крепких крестьян насильно забирали на 20-летнюю военную службу, а их семьи все эти годы вынуждены были оставаться без кормильца.
Именно Петр Первый, желая способствовать развитию промышленности, начал новую волну закабаления крестьян, когда целые деревни приписывались к мануфактурам и крестьяне насильно загонялись в цеха строящихся заводов, в шахты и рудники. Петр Первый ввел наказание дворян розгами, заставлял бояр брить бороды, менять традиционные одежды на западноевропейские. Недаром многие историки видят в основателе Северной столицы прямого предтечу большевистского стиля политики.
В 1930—1950-х гг., когда СССР вступал в эпоху индустриальной цивилизации, выходил на передовые рубежи научно-технического прогресса, создавал ядерное оружие и готовился стать космической державой, в стране не прекращались репрессии, крестьяне были лишены паспортов и, подобно крепостным, лишены права выбора места жительства, а их труд в колхозах фактически не оплачивался. Подобными примерами полна мировая история, и вывод напрашивается
сам собой: никакое силовое принуждение не может осчастливить людей, заставить их поверить в справедливость беззакония, навязать истину.
Весь мировой опыт убедительно доказывает, что эффективное функционирование любой сферы жизни общества, и в первую очередь социально-экономической, требует конкуренции, хотя конкуренция жестока и порой не знает пощады к судьбам и даже к жизни людей. Так устроен мир, что без конкуренции, без соперничества, соревнования жизнь в обществе замирает, социальный организм начинает чахнуть, в нем разрастаются болезненные процессы, несущие угрозу гибели. Поэтому любая общественно-политическая система, любой режим должны не отвергать конкуренцию и неизбежно следующее за ней неравенство, а вводить конкуренцию в законные рамки и заботиться о правовом обеспечении элементарных норм справедливости.
Справедливость составляет один из краеугольных камней, на которых зиждется законность любого режима или системы. Не случайно даже самые тиранические режимы неизменно декларируют свою приверженность принципам справедливости. Истинная справедливость требует относиться ко всем людям как к равным и в то же время не приемлет стремления насильственно сделать их равными. Принудительное уравнивание неравных по своим способностям и возможностям людей означает несправедливое отношение к ним.