Бюрократия и бюрократизм как важнейшие признаки современного государства

Формирование и утверждение принципов абстрактности и безличности государства можно продемонстрировать на примере бюрократии. Механизм и аппарат управления со-


 




ставляют как бы становой хребет современного государства, органически скрепляющий в единое целое различные его институты по горизонтали и вертикали. Они играют глав­ную роль в системе государственного управления важней­шими сферами жизни общества. В настоящее время во всех индустриально развитых странах государственный аппарат во главе с правительством представляет собой мощную раз­ветвленную систему разнообразных органов, министерств и ведомств, служб управления государственными предприяти­ями, разного рода систем специализированных комитетов и комиссий и т.д.

Огромный административный аппарат, созданный для решения сложных проблем современной жизни, постепенно завоевал определенную автономию от законодательной и су­дебной ветвей и нередко оказывается в состоянии самостоя­тельно формулировать и практически осуществлять полити­ческий курс в тех или иных сферах общественной жизни. Хотя правительство юридически считается высшим органом управляющей системы, одновременно во многих странах оно приобрело широкие полномочия сугубо политического характера. У него появился ряд новых функций, относящих­ся к так называемому политическому планированию, оно вторгается в сферу законодательства, разрабатывая и форму­лируя многие законопроекты, которые затем проходят через парламент.

Более того, последовательное развитие событий в этой области привело к тому, что возникло совершенно новое об­разование анонимной власти — современное бюрократичес­кое государство. Его монополия над средствами контроля, над обществом и гражданами усиливается с помощью систе­мы сбора налогов, принятия и реализации решений по тем или иным вопросам, касающимся жизненно важных интере­сов людей, проведения в жизнь законов и нормативно-право­вых актов, принятых высшими органами государственной власти, и т.д.

Несмотря на все негативные ассоциации, возникающие при слове «бюрократия», она превратилась в неотъемлемый элемент современных организаций, а также всех политичес­ких систем. М. Вебер рассматривал бюрократию как систему административного управления, характеризующуюся следу­ющими признаками: иерархия соподчиненное™ и ответ­ственности; безличность, т.е. выполнение функций в соот­ветствии с четко фиксированными правилами; постоянство,


в соответствии с которым работа выполняется в течение пол­ного рабочего дня на постоянной основе при гарантии доми­нантного места и продвижения по службе; профессионализм. Конечно, не все могут согласиться с такой оценкой, но эти и подобные им признаки отражают сущность бюрократии.

Разумеется, любое государство или государственное об­разование, заслуживающее этого названия, немыслимо без категории служащих и чиновников, обеспечивающих его повседневное функционирование. Современный аппарат государственного управления невозможно представить без четких рационально разработанных формальных норм и правил, без строгой профессионализации политики, что тес­но ассоциируется с бюрократией.

Особенность современного аппарата государственного управления состоит в том, что он носит постоянный харак­тер. В отличие от высших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависимости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламентах, служащие государственного аппарата не зависят от этих ко­лебаний и перестановок на вершине государственной маши­ны. Будучи инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия чиновников и служащих государ­ственного аппарата продолжает делать свое дело независимо от правительственных кризисов, роспуска парламента, до­срочных выборов и т.д.

В отличие от глав правительств, министров и админист­раторов высшего звена, которые, как правило, приходят и уходят, основная масса чиновничества представляет собой стабильный контингент лиц, составляющих костяк системы государственного управления. Поэтому неудивительно, что чиновничество стало могучей и влиятельной силой, подчас независимой от подлежащих периодической смене прави­тельства и выборных органов власти.

Чиновник, занимающий тот или иной пост в аппарате управления, является экспертом определенного профиля, в то время как его выборный руководитель, как правило, на­ходится, так сказать, в положении дилетанта. Более того, в процессе выполнения своих обязанностей чиновник накап­ливает большой объем конкретной информации, что еще более усиливает его влияние и позиции. Этому же способ­ствуют так называемые «кодексы бюрократии», согласно ко­торым важнейшие сферы ее деятельности изъяты из-под Контроля общественности.


 



3 Политологи



В определенной степени влияние и вес бюрократии можно ограничить и уравновесить с помощью выборных предста­вительных органов. Но под прикрытием конфиденциальности и секретности бюрократия способна противодействовать по­пыткам выборных органов получить соответствующую инфор­мацию. В результате бюрократизм во всевозрастающей степени пронизывает выборные демократические институты, отвоевы­вая у них одну позицию за другой.