Абстрактность и анонимность власти и государства

Государство призвано обеспечить предсказуемость пове­дения как людей, так и общественных и политических ин­ститутов, освобождение людей от страха за свою жизнь, создание благоприятных условий для безопасности и взаи­модействия людей как граждан единого государства и т.д. С данной точки зрения основополагающими сущностными характеристиками современного государства являются его абстрактность, безличность и анонимность.

Значительную часть истории человечества государство в большинстве случав носило персонифицированный харак­тер, т.е. отождествлялось с личностью определенного прави­теля или династией, которой принадлежала власть в данном государстве. В Древнем Вавилоне, это, например, государ­ство Саргонидов, в Персии — империи Ахеменидов и Саса-нидов, в средневековой Европе — королевства Каролингов и Меровингов и т.д. Нередко империи или царства, созданные той или иной выдающейся личностью, прекращали свое су­ществование со смертью своего основателя. Подобная участь постигла, например, империи Александра Македонского и Наполеона Бонапарта.


Такое положение вещей радикально изменилось с появ­лением национального правового государства. В нем абст­рактность и безличность достигли завершенной формы и проявляются, в частности, в суверенитете, правовом харак­тере и монополии на законное насилие, которые предпола­гают единый обязательный для всех правовой порядок, уничтожение неравенства и разнообразие прав, которые за­висели бы от социачьного, наследственного или иного ста­туса конкретного члена общества. Утверждаются равносущ-ность всех граждан и принцип равного обеспечения их прав.

В современном демократическом государстве государст­венный аппарат отделен от работающих в нем чиновников и служащих, правительство как таковое — от его членов в том смысле, что государство и правительство, государственный ап­парат не являются собственностью тех, кто обеспечивает их функционирование. Политики, чиновники должностные лица государства являются наемными работниками, наня­тыми государством для выполнения определенных ролей и функций. Их мировоззренческие и иные позиции должны быть отодвинуты на второй план, приоритет отдается крите­риям профессионализма.

Религия и идеология, которые при всех их различиях в ме­тодологическом плане представляют собой однопорядковые явления, отделены от государства. Парламентская демокра­тия с ее этнокультурной, социальной, социокультурной и иными формами плюрализма не приемлет ни государствен­ной религии, ни государственной идеологии. Признав плю­рализм интересов и партий, религиозных, этнокультурных, социально-экономических и иных различий, нельзя не при­знать плюрализм идеологий или идеологических течений в каждой отдельной стране, позиции которых по ряду важней­ших вопросов совпадают, особенно в отношении системо­образующих аспектов. Такое положение вещей и создает основу «единства в многообразии», консенсуса по основополага­ющим вопросам государственно-политического устройства.