Становление коммерческого образования

Предприниматели недостаточно активно отстаивали свои интересы и недостаточно четко формулировали свои идеи, или отстаивали опорные идеи (протекционизма) не только по причине зависимости от власти, но и вследствие своей недоста­точной образованности и культуры. Как известно, предпри­имчивые люди рекрутировались из самых разных, часто низших слоев общества. Активная предпринимательская деятельность не оставляла времени для пополнения образования. Своего по­ложения эти люди достигали природным умом и колоссальной энергией, исключение составляли немногие. Ф. В. Чижов (из­датель газеты) так охарактеризовал главнейших предпринимате­лей Н. И. Путилова и В. А. Кокорева, которых он хорошо знал: "У обоих для достижения целей все средства позволительны: подкуп - их главнейший источник, потом ложь... одним сло­вом, тут ни о каком нравственном чувстве нет и помину... Ни одному слову ни того, ни другого нельзя дать веры ни на одну копейку". Он называет их "аферистами-предпринимателями," указав, что "Кокорев умнее Путилова, Путилов образованнее Кокорева". Эти справедливые, видимо, слова указывают не на изначальную испорченность представителей третьего сословия, а лишь на то, что в течение веков им не давали сложиться в оп­ределенную группу, приобрести экономическую устойчивость, выработать профессиональную этику, получить образование и передать дело с прибавлением заповедей поведения и ведения бизнеса. Большинство из них начинало с нуля, проходя труд­нейший путь, где все средства оказывались хороши.

Многие купцы, вступившие в сферу предпринимательства, не имели ни общего, ни коммерческого образования, некото­рые были неграмотны - вина это их или беда? Только С. П. Боткин, П. М. Третьяков и некоторые другие выделя­лись из этого ряда. Исследователь, специально изучавший переписку тверской ветви Морозовых, отмечал: "Право­писание, далекое от норм тогдашней орфографии, сохраняет­ся в переписке на все время. Слабое знание правописания типично для обоих авторов".

Кроме того, систематическое И современное коммерческое образование получить в России не было возможности. Крупные предприниматели отдавали своих детей в частные пансионы, а потом отправляли за границу. Дети богатого московского купца Щукина (племянника известного ученого С. Д. Боткина) школьное обучение получали сначала в Выборге, где препода­вание велось на немецком языке. Затем они воспитывались в Петербурге в частном пансионе Гирса (в одно время с С. И. Мамонтовым). Занятия в пансионе дополнялись домаш­ней подготовкой (по русскому и математике), посещением уни­верситетских лекций Костомарова, Киттары, Лесгафта и других процессоров. Затем П. Л. Щукин был отправлен родителями в Германию для практического изучения коммерции в одну из оптовых фирм (одновременно с В. И. Гучковым) потом в Лион, где два года он служил у Р. Д. Варбурга. Длительное профес­сиональное обучение прошли дети А. Морозова. Д. А. Морозов на длительный срок был направлен в Англию, где побывал, судя по его отчету, в нескольких десятках городов на 150 фаб­риках. И. С. Аксаков, хорошо знавший русское купеческое обще­ство, вновь затрагивал тему в письме к Е. А. Черкасской: "Теперь у купцов... - классическое образование, и всех своих цыплят они направляют в классические гимназии. Не только Морозов Тимо­фей Саввич, но даже какой-нибудь Щенков, торгующий в Гос­тином дворе... и тот стыдится "реального" образования". Среди купцов к концу XIX в. усиливалась тяга не только к образова­нию, но к университетскому курсу. В это время историко-филологический факультет Московского университета закончили А. И. Гучков и М. А. Морозов.

Предприниматели не только получали образование сами, но и поддерживали, некоторым образом, профессиональные учебные заведения. Московское купеческое общество взаим­ного кредита, созданное в 1868 г., 5 % чистой прибыли ежегод­но выделяло на содержание Московской практической акаде­мии коммерческих наук. До этого Академия существовала на пожертвования отдельных купцов. Но купцы хотели, чтобы она давала знания, соответствующие высшему образованию. Стар­шина Московского купеческого общества Бостанджогло в 1872 г. на собрании выборных заявлял, что "развитие и вос­питание, доставляемое этими учреждениями, при настоящих условиях, недостаточно", что "для наших молодых людей в на­стоящее время необходимы образование и права, приобретае­мые в высших учебных заведениях". В докладе отмечалось, что введение всеобщей воинской повинности также должно стиму­лировать стремление купечества к высшему образованию, так как лица, имеющие дипломы, получали льготы при прохожде­нии действительной службы в армии. В данном случае купцы вынесли решение о необходимости принять меры к учреж­дению на средства купечества высшего учебного заведения. Осуществить это решение удалось лишь в XX в.