Сословные организации буржуазии

В общей политике царизм мог почти до конца игнорировать требования буржуазии, но в экономической политике - уже нет. За отпущенное ей историческое время российская буржуазия в относительно благоприятных условиях постреформенного времени сумела создать свои сословные организации, которые могли бы стать опорой отстаивания ею своих интересов, на что она имела право точно так же, как любая другая социальная группа.

С самого начала до конца деятельность сословных органи­заций буржуазии была не вполне самостоятельной. Допуская создание тех или иных учреждений, государство осуществляло чиновничье-бюрократическии контроль и вмешательство в их внутренние дела. Сначала общества допускались с четко огра­ниченным кругом обязанностей, с решением конкретных во­просов: это купеческие и биржевые общества, полуказенные предпринимательские совещательные учреждения, органы ярмарочного управления и т. п.; позднее стали появляться отраслевые совещания и представительные организации пред­принимателей - советы съездов и общества капиталистов. Значительную роль в послереформенный период играли ку­печеские общества, сначала как сословные, а потом переплета­ясь с интересами государственной политики. В этот же период большую роль в регулировании предпринимательской деятель­ности играли биржевые комитеты, избираемые членами бирже­вых обществ. После реформ изменяются уставы Московского (1870), Петербургского (1875), Рижского (1886) комитетов. Им были даны права принимать любые решения в рамках бирже­вой организации. В отличие от Западной Европы, "...в силу исторически сложившихся условий русской действительности наши биржевые комитеты являются не только органами, заве­дующими биржами как местами биржевого торга, но и сове­щательными учреждениями торговли и промышленности", -это признавали сами капиталисты, которые не надеялись на создание торгово-промышленных палат по образцу Западной Европы. Капиталисты предпочитали биржевые комитеты еще и потому, что даже прогосударственные мануфактурные и коммерческие советы в городах с 70-х гг. практически пере­стали действовать, так как не имели самостоятельности.

По инициативе самих предпринимателей, особенно А. П. Шипова, в Петербурге в 1857 г. создано Общество содействия русской промышленности и торговле. Через год в нем было уже 517 членов, результаты заседаний отражались в "Торговом сбор­нике", ежегодно выпускались "Труды Общества". С 80-х гг. к деятельности Общества присоединились москвичи. Здесь реша­лись исключительно практические вопросы, торговли и промыш­ленности. Те же утилитарные вопросы решались на Всероссий­ском съезде промышленников и торговцев: железнодорожное строительство, пошлины, тарифы и т. д.

В 80-е гг. по стране возникают отраслевые промышленные общества. Кризис перепроизводства конца XIX в. требовал ус­тановления более гибких отношений с Министерством финан­сов. Съезды горнопромышленников обсуждали вопросы орга­низации кредита, условий сбыта товаров, сборов, содержания учебных заведений. "Внеуставные" направления деятельности в любой момент могли быть пресечены чиновниками. С 1875 г. собираются съезды судовладельцев, в 1888 г. - съезд мукомолов при Московском обществе сельского хозяйства. С 1864 г. изби­рается ярмарочный комитет Нижегородской ярмарки - до этого все дела решались ярмарочной конторой и администрацией. С 1880-х гг. ярмарочный комитет начинает действовать не только в сезон, но и круглый год. Но чиновники, которые санкционировали создание ярмарочного комитета, сами оказа­лись не у дел (инициатива наказуема). Вновь назначенные чиновники утвердили главного начальника, сохранялась и яр­марочная контора. Позднее ярмарочный комитет возвысил свои полномочия и стал выступать от имени всего купечества. Пре­делы самостоятельности подобных организаций определялись сохранением принципа абсолютизма. Либеральный царь Алек­сандр II показал границы этой самостоятельности: "Прежде всего я желаю, чтобы правительственная власть была властью и не допускала никаких послаблений... стремиться к постепенно­му исправлению всех недостатков в нашей администрации... но при том не касаясь коренных основ монархического и само­державного правительства". В основном многочисленные и раз­личные по форме предпринимательские организации занима­лись мелкими повседневными вопросами, обладая совещатель­ными правами, ходатайствуя о привилегиях и уступках. Лишь некоторые представительства - Московский биржевой комитет, Нижегородский ярмарочный комитет - пытались выражать ин­тересы крупной буржуазии. Между тем правительство по-своему жалует отличившихся значительных оптовых торговцев и владельцев фабрик и заводов чинами, орденами и званиями. К середине 1860-х многие крупные купцы имели по 3 -6 орденов. Это как бы приближало буржуазию к дворянству, но и задерживало формирование самосознания класса.