Управление служебно-профессиональлым продвижением персонала. Работа с кадровым резервом
Устойчивость и конкурентоспособность организации в изменяющейся рыночной среде во многом зависят от бесперебойного замещения кадров на ключевых должностях, преемственности организационного опыта и культуры, профессиональной мобильности управленческого персонала. Бессистемность в развитии деловой карьеры менеджеров может ослабить целую организацию, породить субъективизм, протекционизм. В результате снижается эффективность использования ресурсов организации. Повышение эффективности функционирования организации при содействии развитию карьеры менеджеров достигается повышением производительности их труда, что повышает мотивацию и удовлетворенность работой, а рациональное использование профессионального потенциала снижает издержки, связанные с текучестью управленческих кадров.
Одним из элементов управления карьерой является отбор и подготовка резерва кадров руководителей. В настоящее время эффективное выявление и подготовка потенциальных руководителей является важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе. Наличие резерва кадров позволяет заранее и на плановой основе готовить кандидатов на создаваемые и подлежащие замещению должности, обеспечивать преемственность, непрерывность и эффективность управления организацией.
Под резервом кадров понимается группа руководителей и специалистов, отобранных для выдвижения на руководящие должности по результатам оценки. Они обладают способностями к управленческой деятельности, отвечают требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, и получили систематическую целевую квалификационную подготовку.
Исходным фактором в планировании карьеры руководителей и специалистов является пятилетнее и текущее планирование потребности в кадрах этих должностных категорий с учетом прогноза развития организации на основе расширения ее деятельности, освоения новых технологий и др. Работа с резервом организуется на основе положения о работе с резервом руководящих кадров. Общее руководство обычно осуществляет директор предприятия, а оперативное — начальник службы управления персоналом, сотрудники которой организуют проведение оценочных процедур, обучение и развитие резервистов. Он координирует и контролирует выполнения планов, ведет всю документацию. Работа с резервом руководителей сокращает время адаптации нового работника в руководящих должностях, где период адаптации наиболее длительный, а цена ошибки — высокая. Новый руководитель, скорее всего, уже лоялен компании и ее высшему руководству. Поэтому гораздо ниже вероятность того, что он не сработается с коллегами. Происходит «мягкая» смена поколений, сохраняется преемственность технологий и корпоративной культуры. Сокращаются потери высококвалифицированных работников, вызванные отсутствием перспектив карьерного роста в кампании.
Резерв может формироваться на конкретную руководящую должность или на группу однородных руководящих должностей, на группу должностей одного уровня управления, а также на ключевые должности высококвалифицированных специалистов. По виду деятельности выделяют:
• резерв развития (группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в новых направлениях производства при его диверсификации, разработке новых товаров и технологий),
• резерв функционирования (группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем замещать существующие должности и обеспечить эффективное функционирование организации).
По времени назначения выделяют: группу «А» (дублеры — кандидаты, готовые к работе на вышестоящих должностях в настоящее время или в ближайшем будущем) и группу «Б» (ресурс — молодые специалисты с лидерским потенциалом, выдвижение которых планируется в ближайшие 2—3 года).
Среди принципов формирования резерва кадров можно выделить:
• актуальность резерва (учет реальной потребности в замещении должностей, поэтому резерв формируется из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс быть выдвинутыми на должность);
• соответствие кандидата должности и типу резерва (всесторонняя оценка профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов в состав резерва на соответствие требованиям определенной должности);
• перспективность кандидата (в резерв попадают только реально перспективные кандидаты с учетом возраста и образования, ориентированные на профессиональный рост);
• объективность (оценка по объективным методикам, недопустимость дискриминации, коллегиальность при принятии решения).
Этапы работы с кадровым резервом:
1) планирование потребности в резерве;
2) формирование и составление списка резерва;
3) подготовка к занятию должности на базе и индивидуальных планов развития;
4) назначение резервиста на вакантную должность и разработка плана его адаптации в данной должности.