Параллельные корректирующие звенья
Коррекция коэффициента передачи привода. Структурная схема цифрового электропривода с цифровым нелинейным корректирующим устройством (НКУ) в главной цепи, изменяющим коэффициент усиления разомкнутой системы, представлена на рис.28.5 .
НКУ включает в себя анализирующее устройство АУ, которое является логическим устройством, подвергающим анализу входные и выходные сигналы привода, а также сигнал ошибки и вырабатывающим сигнал управления , изменяющий коэффициент усиления (передачи) системы . Очевидно, что, меняя алгоритм вычисления сигнала , системе можно придать различные свойства.
Компенсация ошибки по управляющему воздействию. При изменяющемся входном сигнале важным средством повышения точности следящего электропривода является использование принципа комбинированного управления, при котором в систему управления вводятся дополнительные сигналы по управляющему воздействию. Средства коррекции могут быть дискретными или непрерывными (аналоговыми), линейными или нелинейными, комбинированными. Ряд структур цифровых систем с параллельной коррекцией представлен на рис. 28.6.
Рассмотрим передаточную функцию схемы, представленной на рис. 28.6, б
Очевидно, что при ошибка управления равна нулю и передаточная функция комбинированной системы равна 1, так что эта система превращается в идеальную следящую систему. Значения передаточных функций корректирующих устройств, представленных на рис. 28.6, при которых выполняется условие инвариантности, имеют вид
где , , - передаточные функции звеньев в прямой цепи системы, - передаточная функция устройства, формирующего компенсирующие сигналы, обеспечивающие инвариантность ошибки системы регулирования.
Передаточная функция может быть обратна передаточной функции или W2 , которые содержат интегрирующий элемент (например, передаточную функцию электродвигателя). В связи с этим передаточная функция связи по задающему воздействию, соответствующая абсолютной инвариантности, оказывается физически нереализуемой, а абсолютная инвариантность недостижима. Производят замену физически нереализуемой функции близкой к ней физически реализуемой передаточной функцией, что дает возможность создать квазиинвариантную систему, мало отличающуюся от инвариантной по точности управления.
Условия полной инвариантности выполняются, если выражения (28.6)-(28.8) представляют собой безынерционные звенья. В реальных условиях передаточные функции системы всегда имеют инерционные звенья. В этом случае для полной инвариантности в систему необходимо ввести не только первую, но вторую, третью и более высшие производные от задающего сигнала. Такая ковариантная система представлена на рис. 28.7.
Коэффициенты компенсационных связей могут быть рассчитаны по следующим выражениям |
где - расчетная частота, равная полосе пропускания системы, С - коэффициент оптимизации электропривода.
Однако на практике получение высших производных встречает некоторые трудности. Часто ограничиваются ведением в систему первой производной управляющего сигнала, обеспечивающего системе астатизм второго порядка относительно задания по перемещению. При отработке задания, изменяющегося с постоянной скоростью, в установившемся режиме скоростная ошибка отсутствует. Для большинства систем этого вполне достаточно. При ограничении числа слагаемых по производным их выбирают исходя из того, чтобы ошибка системы не превышала допустимую.
Рассмотрим цифровой регулятор положения с интерполяцией задаваемой траектории движения, рис. 28.8.
На рисунке:
Dl(z) - блок вычисления интерполяционного полинома (28.10),
D2(z) - блок вычисления управляющего воздействия, пропорционального первой производной от входного сигнала,
D3(z) - блок вычисления управляющего воздействия, пропорционального второй производной от входного сигнала.
При изменении заданного угла поворота с ускорением рекомендуется интерполировать текущее значение угла полиномом второй степени
где - период дискретности поступления задающих сигналов от управляющей ЭВМ, - период дискретности поступления управляющих сигналов от цифрового регулятора положения на аналоговую часть системы, - расчетное значение приращения сигнала управления на -интервале.
Исследования показали, что соответствующим выбором значений коэффициентов и , можно уменьшить ошибку от управляющего воздействия для нуля. При и цифровой следящий электропривод обладает инвариантностью относительно управляющего воздействия.
Представляют интерес схемы параметрически инвариантных компенсационных систем управления, сочетающие последовательные и параллельные корректирующие цепи, рис. 28.9.
Компенсация ошибки по возмущающему воздействию. Снижение влияния возмущающих воздействий (момента нагрузки на валу электродвигателя) возможно осуществить за счет введения дополнительного контура по возмущающему воздействию, рис. 28.10.
При этом условием абсолютной инвариантности для рассматриваемой структуры будет равенство
Очевидно, что возмущение воздействует на систему по двум каналам: во- первых, непосредственно и, во-вторых, через последовательно соединенное звено и исполнительное устройство . При выполнении условия (28.11) сумма этих воздействий равна нулю и достигается компенсация внешнего воздействия.
Анализ показывает, что для достижения полной инвариантности по моменту компенсирующая связь должна вводить в систему сигнал, пропорциональный моменту сил сопротивления и его производной, то есть выполнять функции ПД-регулятора. Проблема реализации такой обратной связи осложняется необходимостью применения датчиков момента, встройка которых в механическую систему электропривода сопряжена с трудностями. В связи с этим используют методы косвенного измерения (расчета) момента статического сопротивления. Для получения высокой точности управления с косвенным измерением возмущающего воздействия рекомендуется применение дифференциальных связей ("вилок"). Принцип косвенной оценки возмущений рассмотрен на рис. 28.11.
Разность величин есть сигнал, являющийся функцией возмущения , а именно .При сигнал численно равен возмущению .
Структурные схемы с прямой и обратной компенсирующими связями при косвенной оценке возмущающего воздействия представлены на рис. 28.12 и рис. 28.13. В системе (рис. 28.12) два канала воздействия возмущающего сигнала на выходную регулируемую координату . Условие инвариантности системы
На рисунке: - передаточная функция предварительного усилителя.
При обратной компенсирующей связи условие инвариантности достигается при
Следует иметь в виду, что при использовании принципа компенсации необходимо всегда проводить анализ устойчивости свободного движения системы.
Компенсация помех от квантования по уровню и времени. В цифровых системах управления эффект квантования может проявиться следующим образом:
- возникает статическая ошибка по положению, когда контур
управления не возвращается в устойчивое нулевое состояние;
- в контуре управления вырабатывается дополнительный случайный сигнал - шум квантования;
- возникает предельный цикл с малой амплитудой и некоторым периодом повторения, накладывающийся на управляющую переменную.
Восстановление непрерывного сигнала по его цифровым значениям производится с помощью корректирующего сигнала . В книге приведены расчетные формулы нахождения , блочные и структурные схемы электропривода с цифровым управлением при компенсации помех от квантования по уровню.
Предотвратить появление межтактовых колебаний можно в случае, когда передаточная функция системы принимает вид
где - передаточная функция объекта управления, - коэффициент передачи объекта управления.
Структурная схема устройства приведена на рис. 28.14 - следящего цифрового электропривода с псевдолинейным цифровым фильтром, включающим в себя экстраполирующее устройство и индикатор нулевого сигнала, предназначенные для сглаживания эффектов квантования. Там же приведены эпюры выходных сигналов следящего электропривода при учете квантования по времени и уровню и без такого учета.
На схеме: МОД - блок выделения модуля сигнала рассогласования; ССК - схема сокращения кода, предназначена для уменьшения разрядности выходного сигнала фильтра , позволяет упростить схему всего корректирующего устройства; ИН - индикатор нулевого сигнала.
Экстраполятор включает в себя регистр памяти РП, в котором хранится предыдущее значение входного сигнала , цифровой сумматор, на выходе которого получают модуль и знак первой разности входного сигнала , управляемый делитель частоты УДЧ (частота выходных импульсов которого пропорциональна модулю ) и реверсивный счетчик PC, в который в начале цикла работы записывается число , и режим работы которого (сложение или вычитание) определяется знаком числа . Экстраполирующее устройство существенно ослабляет эффект квантования по времени, что в первую очередь сказывается на многократном снижении максимального перерегулирования. Ослабление эффекта квантования по уровню достигается введением индикатора нулевого сигнала, на вход которого подается первая разность сигнала ошибки Vs и выходной сигнал которого запрещает изменение информации при (то есть замораживает знак сигнала при отсутствии изменения сигнала у).
Очевидно, что наилучшим путем устранения нежелательных явлений связанных с квантованием по уровню является выбор ЦАП и АЦП с достаточно большой разрядностью слов.
Компенсация люфта. Если датчик положения находится на валу электродвигателя и нелинейность типа люфта не охвачена обратной связью по положению, то люфт не оказывает значительного влияния на динамические характеристики электропривода, но приводит к появлению статической ошибки позиционирования исполнительного механизма. Если датчик положения находится непосредственно на валу объекта управления, то люфт не влияет на статическую ошибку, однако, наличие люфта в редукторе оказывает существенное влияние на динамику системы, особенно при малых амплитудах сигнала. Известно, что люфт может привести к потере устойчивости и резкому ухудшению динамических показателей ЭМС. Математическая модель люфта имеет вид
где - выходная величина нелинейного кинематического звена, х -входная величина нелинейного звена, - люфт.
Очевидно, что для компенсации люфта к выходному сигналу у следует прибавить величину, равную . Схема нелинейного компенсирующего устройства (НКУ) имеет вид, показанный на рис. 28.15.
На рисунке: НЭ -нелинейный элемент, вводимый в структурную схему ЭМС для учета люфта в кинематической системе.
Физическая реализация нелинейного компенсирующего устройства может осуществиться с помощью тахогенератора (вырабатывающего сигнал ), нуль-органа (вырабатывающего сигнал знака ) и цифрового сумматора, корректирующего сигнал обратной связи у, снимаемый с датчика положения, на величину .
Компенсация сухого трения Одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на эффективность работы электромеханической системы, является сухое трение. Особенно нелинейность сухого трения сказывается при реверсе с малой скоростью. Если статическую ошибку, обусловленную силами сухого трения, не удается довести до величины, меньшей допустимой зоны нечувствительности, то приходится прибегать к специальным мерам по устранению влияния этих сил. Применение микропроцессорных устройств в адаптивных и оптимальных системах управления электроприводами позволяет существенно повысить качество переходных процессов в электромеханических системах. Рассмотрим схему компенсации сухого трения, представленную на рис. 28.16.
На рисунке: - передаточная функция следящей системы, преобразующая входное управляющее напряжение в момент вращения ; - передаточная функция элементов привода, охваченных нелинейной обратной связью, обусловленной моментом сухого трения ; - оценочное значение момента сухого трения.
Момент сопротивления типа сухого трения можно описать следующим образом
где ,, , - случайные параметры.
Момент сопротивления компенсируется его оценкой , полученной в результате наблюдения процесса и обработки этого сигнала в блоке "Система оценки".
где - сигнал, определяемый сухим трением, - внутренний шум системы, который можно представить в виде белого шума.
где - текущая погрешность оценки сухого трения, равная
Квазиоптимальные уравнения оценки момента сопротивления сухого трения
где - время наблюдения, - среднее значение начального момента сопротивления при отрицательной скорости, - среднее значение начального момента сопротивления при положительной скорости.
Рассмотренная схема компенсации сухого трения применена при разработке ряда квазиоптимальных систем.
Коррекция коэффициента передачи в цепи обратной связи. В качестве примера рассмотрим структурную схему следящего электропривода с переменным коэффициентом передачи в цепи обратной связи по скорости, рис. 28.17. Обозначения и назначение элементов схемы аналогичны с приведенными ранее.
Анализирующее устройство вырабатывает сигнал , изменяющий по определенному закону коэффициент передачи в цепи обратной связи по скорости в зависимости от входной информации и ошибки управления. Рекомендуется для коррекции использовать сигнал, пропорциональный модулю ошибки управления.
Цифровой регулятор прямого цифрового управления электроприводом постоянного тока. Структурная схема регулятора представлена на рис. 28.18.
На рисунке: ЦФП - цифровой функциональный преобразователь, выполняющий экстраполяцию задающего воздействия в промежутках между моментами его поступления на вход системы управления при , а также вычисляющий первую и вторую производную входного сигнала; -задающий сигнал от управляющей ЭВМ; - сигнал обратной связи от датчика положения.
Регулятор имеет контуры пропорционального, интегрального и дифференциального регулирования по ошибке управления с нелинейным элементом в основной цепи управления, выполняющим функцию ограничения выходного сигнала.
Регулятор имеет компенсирующие цепи по первой и второй производной входного сигнала. Повышение запаса устойчивости обеспечено с помощью демпфирующих обратных связей по первой и второй производным регулируемой координаты (сигнала датчика положения). Такие регуляторы рекомендуются для систем контурного управления.
Цифровые регуляторы позволяют упростить возможность изменения законов управления электроприводом в зависимости от режима работы, предусмотреть в алгоритмах управления выполнение операций контроля его нормального функционирования и защиты от аварийных ситуаций. Подобные цифровые регуляторы имеют, например, промышленные роботы "Электроника НЦТ-30".