Коррекционные приемы устранения лингвистической формы нарушений плавности речи

(функциональная недостаточность левого полушария)

 

При этом виде дизритмии имеет место недостаточная степень функциональной зрелости левого полушария мозга. В результате этого у ребенка возникают трудности овладения средствами языка: словарем, фонемной реализацией слов, грамматикой. Это негативно влияет на выработку артикуляционных программ, что проявляется в темпово-ритмической неравномерности хода высказывания и появлении специфических запинок.

Учитывая первичность языковой недостаточности, основными методиками работы при этой форме речевого расстройства к являются те, которые используются в логопедической практике при преодолении задержек речевого развития.

Показаны также и собственно ритмические упражнения широкого профиля. Они оказываются важным средством закрепления приобретенных языковых навыков и параллельно служат выработке плавной речи.

Практический материал - стандартные логопедические тексты, используемые в работе по развитию речи.

 

Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи, обусловленных наличием артикуляционной апраксии

(апраксическая дизритмия)

При этой форме нарушения плавности речи элементы артикуляционной апраксии, проявляющиеся в снижении скорости подбора артикуляционных поз и их серий, обусловливают появление в речи детей персевераций, антиципаций, корригирующих поисков на основе сигналов обратной связи об ошибочном ходе реализации артикуляционных программ. В связи с этим основная задача здесь - выработка обобщенных артикуляционных схем звуков речи и их серий, и, что, не менее важно, достижение высокой степени автоматизации произносительных навыков. Основные приемы работы широко описаны в литературе по коррекции звукопроизношения у детей, афазии и алалии. Основные из них сводятся к заданиям по повторению слов
Глава 7