Источники и методы финансирования инновационной деятельности
Система финансирования ИД представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования. До 1991 г. финансирование инновационной деятельности базировалось в России в основном на бюджетных ассигнованиях. В настоящее время принята следующая классификация источников финансирования инноваций.
По видам собственности источники финансирования науки и инноваций делятся на;
- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
- инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, а также общественных организаций, физических лиц и т.д. - коллективных инвесторов, в т.ч. страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, а также собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:
- собственные средства бюджетов, привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;
- заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных, долговых и прочих займов).
- средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.);
- иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций).
Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства:
- государственных инновационных фондов (РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);
- федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;
- программ государственной поддержки инновационной деятельности.
Объем средств в 1995-99 составлял 4,4% расходов бюджета - 860 млн. долл. (США - 200 млрд. долл.)
Особо значение государственного заказа как одного из главных инструментов государственной инновационной политики - объектом целевого государственного финансирования должны стать федеральные инновационные и научно-технические программы, отобранные по конкурсу проекты.
На уровне предприятия источники финансированияделятся на:
- собственные средства - прибыль, амортизационные отчисления, фонд развития производства, страховые возмещения, иммобилизованные излишки НМА, основных и оборотных активов;
- привлеченные средства - инвестиции в ценные бумаги, полученные от продажи акций, взносы, целевые поступления и пр.;
- заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов на различной основе;
- использование лизинга и иных способов привлечения инвестиций.
Источники финансирования инновационной деятельности | Доля, % | |
Государство | государственный бюджет | 59,6% |
внебюджетные фонды | 2,5% | |
Частный сектор | частный сектор | 21,4% |
собственные средства организаций | 8,8% | |
зарубежные источники | 7,5% |
Мировая практика инвестиционной деятельности показывает, что одним из наиболее перспективных и пользующихся быстро растущим спросом является финансирование инвестиционных и научно-технических проектов. Это направление особенно актуально для стран и регионов, которые нуждаются в расширении, модернизации и обновлении производства, в том числе капиталоемких отраслей, а также наукоемких производств. Если 10—15 лет назад в мировой экономике значительную роль играли строительные инвестиционные проекты, то в последнее десятилетие преобладают проекты реконструкции, модернизации и обновления производства. Речь идет о значительной реструктуризации и об обновлении модели экономического роста во многих странах мира. Это требует ориентации инвестиций на структурно-организационные, социотехнические и инновационные преобразования. Наиболее успешные и мобильные формы финансирования для этого - венчурный бизнес и проектное финансирование.