Источники и методы финансирования инновационной деятельности

Система финансирования ИД пред­ставляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования. До 1991 г. финансирование инновационной деятельности базировалось в Рос­сии в основном на бюджетных ассигнованиях. В настоящее время принята следующая классификация источников финансирования инноваций.

По видам собственности источники финансирования науки и инноваций делятся на;

- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

- инвестиционные ресурсы хозяйству­ющих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, а также общественных организаций, физических лиц и т.д. - коллективных инвесторов, в т.ч. страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, а также собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы ком­мерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками фи­нансирования являются:

- собственные средства бюджетов, привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;

- заемные средства в виде внешнего (международных заимствова­ний) и внутреннего долга государства (государственных облигаци­онных, долговых и прочих займов).

- средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.);

- иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций).

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства:

- государственных инновационных фондов (РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);

- федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;

- программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Объем средств в 1995-99 составлял 4,4% расходов бюджета - 860 млн. долл. (США - 200 млрд. долл.)

Особо значение государственного заказа как одного из главных инструментов государственной инновационной политики - объектом целевого государственного финансирования должны стать федеральные инновационные и научно-технические программы, отобранные по конкурсу проекты.

 

На уровне предприятия источники финансированияделятся на:

- собственные средства - прибыль, амортизационные отчисления, фонд развития производства, страховые возмещения, иммобилизованные излишки НМА, основных и оборотных активов;

- привлеченные средства - инвестиции в ценные бумаги, полученные от продажи акций, взносы, целевые поступления и пр.;

- заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерчес­ких кредитов на различной основе;

- использование лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

 

Источники финансирования инновационной деятельности Доля, %
Государство государственный бюджет 59,6%
внебюджетные фонды 2,5%
Частный сектор частный сектор 21,4%
собственные средства организаций 8,8%
зарубежные источники 7,5%

 

Мировая практика инвестиционной деятельности показывает, что одним из наиболее перспективных и пользующихся быстро ра­стущим спросом является финансирование инвестиционных и на­учно-технических проектов. Это направление особенно актуально для стран и регионов, которые нуждаются в расширении, модер­низации и обновлении производства, в том числе капиталоемких отраслей, а также наукоемких производств. Если 10—15 лет назад в мировой экономике значительную роль играли строительные инвестиционные проекты, то в последнее десятилетие преобладают проекты реконструкции, модернизации и обновления производства. Речь идет о значительной реструктури­зации и об обновлении модели экономического роста во многих странах мира. Это требует ориентации инвестиций на структурно-организационные, социотехнические и инновационные преобра­зования. Наиболее успешные и мобильные формы финансирования для этого - вен­чурный бизнес и проектное финансирование.