Сегментирование рынка и удовлетворение потребностей
Осуществляя свою деятельность, фирма разрабатывает стратегию, опираясь на поведение потребителей.
Маркетинговый подход в осуществлении этой стратегии означает, что необходимо разделить на сегменты рынки различных потребителей, а затем понять потребности отдельных групп. Сегментирование — ключ к маркетингу, поскольку оно предлагает фирме возможности удовлетворять нужды потребителей более эффективно, чем конкуренты, и обеспечивает рост объема продаж и прибыли. Сегменты рынка постоянно изменяются и постоянно предлагают возможности для инноваций и творческого подхода сотрудников компании.
Выбрав целевые сегменты рынка, предприятие создает отличительное преимущество. Все сегменты являются или становятся конкурентными.
Сегментирование рынка — это процесс, направленный на такое оформление или изготовление товара, чтобы он стал особенно привлекателен для некоторой части рынка.
Оценка и выбор сегментов рынка, на которые следует направить ресурсы организации, является процессом совмещения возможностей рынка с программами маркетинга.
На рис. 10 приведены различные уровни маркетинговой деятельности— от отдельно взятого потребителя до рынка в целом. В рамках микромаркетинга фирмы разрабатывают стратегию для индивидуальных потребителей. Потребителей при этой системе маркетинга выявляют, используя различные справочные данные, например телефонные или адресные книги. Фирмы в этом случае обращаются к будущим клиентам по телефону или по почте.
Рис. 10. Уровни сегментации рынка
Преимущество микромаркетинга состоит в том, что компании могут разработать предложения с учетом характеристик отдельных
потребителей, например использовать данные о регистрации автомобилей, чтобы направить по почте покупателям новых автомобилей
свои предложения.
В рамках микромаркетинга разрабатываются товары применительно к потребностям индивидуальных потребителей, т. е осуществляется маркетинг по заказам. В странах с развитой рыночной экономикой даже в массовом производстве широко используется система индивидуальных заказов. Так, ведущие автомобильные корпорации запада предлагают потребителю при покупке автомобиля десятки различных типов и объемов двигателей, автоматические и механические коробки передач, системы кондиционирования воздуха, спортивное оборудование, электронные приборы, включая аппарату для автоматического обнаружения неисправностей и выбора оптимального пути в дороге с использованием связи со спутником, не считая обивки сидений и салона и др. Например, фирма Ford предлагает до 70 тыс. вариантов своих наиболее популярных моделей. А это означает, что потребитель получает, по сути, индивидуальный автомобиль.
Массовый маркетинг означает единую стратегию для охвата возможности большей части рынка.
Обойм видам маркетинга присущи свои недостатки.
При микромаркетинге ограничены возможности для выявления
индивидуальных потребителей, определения издержек, связанных с
разработкой продукции по заказам индивидуальных потребителей.
Микромаркетинг больше применим к продукции производственного назначения, когда часто необходимо разрабатывать продукцию для
отдельных покупателей и направлять усилия маркетинга на этих покупателей. У массового маркетинга — недостаточная способность
удовлетворять потребности покупателей. В связи с растущей сегментацией рынка и формированием более разнообразных потребностей
потребителей массовый маркетинг стал менее приемлимой стратегией.
Массовый маркетинг — сфера крупных компаний, но их огромные размеры и стали главным препятствием на пути к пониманию потребителя. Как заметил Роберт Перкинс, директор по маркетингу Rizza Hat. «Мы должны вернуться к маркетингу XIX века, когда каждый продавец знал своих покупателей по именам». Желая знать предпочтения покупателей, надо, что называется, «войти в дом» и побеседовать с покупателем, наблюдать его жизнь.
Следующая степень — маркетинг заказов, включающий повседневный научный диалог между покупателем и продавцом, сопровождаемый заказом товара, урегулированием цены, его продвижением и распределением.
Индивидуальный маркетинг приобретает такое значение, что будущие продавцы, по предсказанию Филиппа Котлера, выходя на глобальный рынок будут в первую очередь полагаться на базы данных о потребителях.
Сегментация рынка является частью этапа маркетингового планирования (рис. 11). Прежде чем выбрать сегменты для маркетинговой деятельности, компания проводит ситуационный анализ рынка и выявляет маркетинговые возможности. После выполнения этих действий компания может сегментировать свои рынки.
|
Рис. 11. Выявление и выбор рыночных сегментов
Сегментация рынка предполагает два этапа: выявление сегментов и выбор сегментов. Выявление сегментов — это деление рынка по определенному критерию, связанному с потребностями потребителей. Выбор сегментов предполагает направление маркетинговых усилий на один или несколько сегментов. Критериями выбора могут быть размеры сегмента, потенциал роста, наличие или отсутствие конкурирующих товаров, предназначенных для сегмента, а также легкость рекламирования и распределения товаров для сегмента.
После определения критериев выбора сегмента компании следует разработать стратегию выбора целевых сегментов. Она может придерживаться стратегии выхода на один сегмент с одним товаром, на несколько сегментов с несколькими товарами
Успех маркетинга зависит от того, насколько правильно сегментированы их покупатели. Это вызвано тем, что посредством сегментирования удается удовлетворить различные потребности и достичь при этом определенного эффекта.
Глубокое понимание различных потребностей и запросов разных покупателей - фундаментальная основа Маркетинга. Фирмы могут понять эти потребности во всей их широту но разработать продукты для каждого покупателя в отдельности не предоставляется возможным, за исключением разве что концентрации в одной рыночной нише. Переход от массового маркетинга к сегментированию рынка, где целью является конкретная группа (или группы) покупателей, становится все более популярным способом нахождения компромисса между разнообразными потребностями. Кроме того, используя иной метод сегментирования, чем у конкурентов компания может получить преимущество в обслуживании потребностей найденных целевых покупателей.
Принцип выбора заключается в том, что «похожие» покупатели могут быть сгруппированы. Например, если спросить 100 потребителей о том, какая машина им больше всего нравится, можно получить 100 разных ответов. Однако некоторым из них будут по душе спортивные автомобили, другие захотят иметь полноприводный внедорожник, третьим лучше всего подойдет мащина представительского класса. Если таких «похожих» потребителей набирается достаточно много, появляется очевидный потенциал для компаний, желающих обслуживать соответствующий сегмент
Сегментирование основывается на фактах, связанных со спросом, и представляет собой рациональную и относительно точную адаптацию производства и маркетинга к требованиям потребителя.
Поскольку потребители имеют различные нужды, разработка конкретного предложения для каждого сегмента обеспечивает лучшее решение их проблем. Например, если бы авиакомпания предоставляла одинаковое обслуживание всем пассажирам предприниматели требовали бы услуг, в которых не испытывает потребности «среднестатистический» потребитель, а студентов не устраивала бы цена билетов. Разработка отдельного комплекса услуг для каждого сегмента эффективно удовлетворяет запросы каждого из них
Потребители по-разному воспринимает цены. Разделяя рынок на сегменты, компания получает возможность повысить средние цены и значительно увеличить прибыль. Опыт показывает что на большинстве рынков повышение цены для всех потребителей на 5% крайне негативно скажется на объеме продаж, гораздо проще повысить их для некоторых покупателей на 10% и более. Стратегия сегментации позволяет и повысить цены, и увеличить чистую прибыль.
Рынок автомобилей характеризуется высокой степенью сегментирования. Например, компания Mercedes Benz выпускает 20 моделей автомобилей по ценам от 16 тыс. до 90 тыс. дол. Каждая модель предлагает большой диапазон возможностей выбора. При этом компания нацелена на конкретный сегмент рынка и стимулирует потребителей приобретать более дорогие автомобили.
В одном из последних каталогов компании Nike было представлено 347 различных моделей кроссовок. Компания Philips выпускает утюги 24 различных видов и электрические чайники 13 моделей. В аптеках Англии продаются шампуни 240 наименований и зубная паста 75 видов.
После группировки потребителей со схожими запросами и покупательскими предпочтениями фирма выбирает группу (группы), на которую нацеливает свои усилия по сбыту, маркетингу и торговым маркам. Маркетинговая программа разрабатывается так, чтобы учитывать особые запросы и характеристики целевой группы (групп) или сегмента (сегментов) покупателей. Другими словами, целевой сегмент рынка — это один из нескольких сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности. При этом фирма должна с учетом выбранных целей определить сильные стороны конкурентов, размер рынков, отношения с каналами сбыта, прибыль. Программа может касаться ввода новых товаров или проникновения известных товаров на новые сегменты рынка. При этом сегмент должен иметь достаточный потенциал спроса. Кроме того, целевые сегменты должны быть стабильными, позволяющими достаточное время осуществлять выработанную стратегию маркетинга.
Как только фирма определила целевой сегмент своих потребителей, она должна тщательно изучить их потребности. Сопутствующие услуги считаются не менее важными, чем базовый товар. Маркетологи одной из британских авиакомпаний, проводившие исследование потребностей клиентов, ожидали, что к основным требованиям пассажиры отнесут. безопасность полета, своевременное прибытие и удобное расписание.
Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что на первое место клиенты поставили:
• внимание и заботу со стороны обслуживающего персонала;
• его способность разрешать возникающие проблемы;
• отсутствие бюрократических проявлений;
• умение обслуживающего персонала вовремя прийти на помощь.
После выбора сегментов выполняются разработка комплекса маркетинга, оценка и контроль маркетинговой деятельности.
Уровень прибыльности компании определяется скорее долей рынка, которой она обладает, чем объемами производства. Безусловно, значительно выгоднее обладать 50% сегмента рынка в 1 млн. дол., а не 1% на сегменте в 100 млн. дол. Торговую марку, которой принадлежит доля рынка, равная 1 %, будут игнорировать и потребители, и каналы распределения. Для продвижения ее на рынок придется прибегнуть к высоким оптовым скидкам. Напротив, марка, доля рынка которой составляет 50%, будет пользоваться спросом у потребителей и войдет в список «обязательных» товаров у дистрибьюторов. Работа в сегменте позволяет небольшим фирмам конкурировать с крупнейшими концернами.
Процесс сегментирования рынка несет в себе много различных преимуществ. Это и более глубокое понимание потребностей и желаний покупателей, на основе которого можно составить более точные и эффективные маркетинговые программы, и изучение конкурентной ситуации и др.
Любая программа сегментирования рынка состоит из нескольких этапов. Их нужно тщательно изучить, перед тем как принимать какие-либо решения о способах сегментирования. Проиллюстрируем взаимосвязи между этими этапами:
• рассматриваются переменные сегментирования рынка отличные от тех, что применяются в настоящее время-
• составляются профили полученных (новых и уже существующих) сегментов;
• проверяется обоснованность сегментов;
• принимается решение о стратегии выбора целевых сегментов;
• какие и сколько сегментов следует выбрать;
• какие целевые сегменты получат наибольшей приоритет.
Существует четыре критерия для выбора сегментов: измеряемость сегмента, доступность воздействия на сегмент, объемность сегмента и сходство представителей сегмента.
Измеряемость определяется той информацией, которую можно получить о размерах, природе и поведении сегмента рынка Потребители могут вести себя одинаково, но если нет способа измерения их поведения, то будет трудно сформулировать и выполнить действия по маркетингу.
Доступность воздействия — это степень достижимости сегментов для маркетинговых воздействий.
Объемность предполагает достаточные размеры сегментов рынка. Сегмент, состоящий из одного или нескольких человек вряд ли привлечет фирму, которая собирается работать на рынке долгое время. Обычно чем больше сегмент, тем он привлекательнее, однако небольшие фирмы иногда предпочитают работать на малых сегментах из-за меньшей вероятности конкуренции со стороны крупных фирм.
Сходство представителей подразумевает необходимость определенного соответствия друг другу членов отдельного сегмента рынка, что отражает правомерность классификации поведения группы. Этот критерий помогает в прогнозировании характера реакции сегментов на программы маркетинга. Задача сегментирования состоит в том, чтобы найти группы потребителей, одинаково реагирующих на определенные товары и формы маркетинговых воздействий. Найдя достаточное количество таких представителей, фирма может рассчитывать на соответствующий спрос.
Когда рынок сегментирован по этим четырем критериям, у фирмы есть три возможности: 1) концентрированный маркетинг (на один сегмент); 2) дифференцированный маркетинг (многосегментный) и 3) недифференцированный маркетинг.
Концентрированный маркетинг позволяет поставщику достичь высокой эффективности. Понимание потребностей конкретных покупателей позволяет ему полностью овладеть сегментом, а хорошо разработанная стратегия концентрированного маркетинга — выйти на низкий уровень издержек и высоких цен. Однако в долгосрочной перспективе данная стратегия сопряжена с опасностями и ограничениями:
• во-первых, концентрация на одном сегменте сопряжена с высокой степенью риска. Например, зависимость компании Jaguar объема продаж на американском рынке лимузинов привела к ее банкротству и поглощению Ford, после того как размер сегмента резко уменьшился во время кризисных явлений в экономике;
• во-вторых, если сегмент начинает расширяться и приносит высокую прибыль, он привлекает внимание крупнейших конкурентов.
Цель концентрированного маркетинга — доминировать в «своем» сегменте рынка. По этому поводу американский маркетолог Джерри Гарсиа сказал: «Не надо, чтобы о тебе думали, будто ты лучший из лучших в своем деле. Надо, чтобы думали, будто ты - единственный»3.
Дифференцированный маркетинг основывается на альтернативном подходе к сегментам — фирма концентрирует свое внимание на двух или более сегментах, для каждого из которых проводится концентрированный маркетинг. Он дает потенциальную возможность расширения уже имеющейся позиции на рынке и доступ к большим рынкам, но у него есть свои недостатки. Самая большая опасность заключается в потере главного рынка, если не приняты меры предосторожности.
Некоторые производители полагают, что лучше всего продавать продукт, не создавая отдельной стратегии маркетинга для специфических объектов рынка. Проблема недифференцированного маркетинга состоит в том, что трудно бывает сохранить позицию на рынке, если из-за изменившихся потребностей потребители переходят в другой сегмент (например, по возрасту или доходам).
Нередко в процессе сегментации обнаруживаются отдельные части рынка, которыми производители по тем или иным причинам пренебрегают. Потребители, составляющие эти сегменты, не удовлетворяют полностью своих желаний и предпочтений. Примером могут служить товары для определенных категорий потребителей: пенсионеров, подростков и т. д. Подобную ситуацию называют рыночное окно. Производитель, стремящийся закрыть это окно, может иметь большой успех.
Рыночные сегменты, в которых предприятие обеспечило себе господствующее и стабильное положение, принято называть рыночной нишей. Создание и укрепление рыночной ниши, в том числе и путем отыскания рыночных окон, обеспечивается лишь на основе использования методов сегментации рынка.
Сегментационный анализ играет важную роль на всех стадиях стратегии маркетинга. Сегментирование используют при позиционировании товара, в стратегиях стимулирования спроса и распределения, а также в ценовой политике. Через управления базой данных и с помощью сложных компьютерных программ специалист по маркетингу может очень близко подойти к цели «сегмент одного потребителя».
Существует несколько методов выявления рыночных сегментов. Одним из наиболее распространенных является сегментация по достоинствам товаров. Сегмент в этом случае выявляется с учетом
_______________________
3 Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 70
пожеланий потребителей.
Компании прибегают к сегментации по достоинствам, чтобы определить потребность в новых товарах. Сегменты выделяют с учетом достоинства товаров, которые требуются потребителям. Сегментам, потребности которых не удовлетворяются, предлагаются новые товары.
Другой метод — поведенческая сегментация. Она основана на поведении покупателей. В качестве показателей используются интенсивность потребления товара, степень лояльности торговой марке товара, повод для совершения покупки.
В то время как сегментация по достоинствам товара более эффективна при разработке новой продукции, компании, которые стремятся выработать стратегии для имеющихся марок и товарной номенклатуры, руководствуются поведением потребителей.
Наиболее распространенная форма поведенческой сегментации — деление рынка по покупаемым маркам. Сегментация по маркам преследует две основные цели: выявить фактических и определить потенциальных покупателей.
Еще одна основа поведенческой сегментации рынка — идентификация пользователей товарной номенклатуры, а не конкретных марок. Определение потребителей по товарной номенклатуре позволяет выявить потребителей марок и ее конкурентов. Другая цель сегментации — определение наиболее активных потребителей товара. Это предполагает сегментацию рынка в зависимости от частоты покупки.
Следующий метод сегментации рынка — группировка потребителей по их характеристикам. С учетом этого признака рынки сегментируют по демографическим, региональным и другим характеристикам потребителей. Цель такой сегментации — помочь компании разработать комплекс маркетинга для марки товара. Демографические показатели помогают выбрать средство рекламы для более широкого охвата потребителей, региональная сегментация — разработать товары с учетом районных предпочтений.
Демографические характеристики легче определить, чем достоинства товара, которые ценят потребители, и, следовательно, легче применить при сегментации рынка. Обычно при демографической сегментации учитывают возраст и пол.
Личностные особенности — это важная характеристика для сегментации рынков. Такие черты, как агрессивность, конформизм, маниакальность, укореняются в человеке и отражают устойчивые формы поведения. Поэтому они непосредственно обусловливают поведение потребителей при покупках.
При сегментации по образу жизни потребителей группируют в зависимости от взглядов, интересов и мнений. Примерами могут быть нацеленность на успех, забота о благе общества, повышенный интерес к собственному здоровью и ориентация на семью.
В последнее время повышенный интерес проявляется к методу сегментирования по объему потребления. Согласно так называемой теории сильной половины в большинстве товарных категорий около 80% потребления приходится на половину потребителей.
Подход, позволяющий идентифицировать сегменты рынка по причинным, а не дескриптивным факторам, можно назвать сегментированием по выгодам. В основе этой стратегии лежит убеждение в том, что выгоды, которые люди стремятся получить при потреблении некоего продукта, являются главным основанием для выделения истинных сегментов рынка. Опыт применения данного подхода показывает, что выгоды определяют поведение потребителей намного более точно, чем демографические характеристики или показатели объема потребления. Данный подход базируется на возможности детального изучения системы ценностей потребителя, а также его отношения к различным маркам данной товарной категории.
Сегментация рынка товаров производственного назначения преследует ту же цель, что и сегментация рынка потребительских товаров для удовлетворения потребностей групп покупателей. Однако промышленные компании отставали от потребительских в применении стратегий сегментации. Покупатели часто требуют уникальную продукцию, поэтому многие фирмы производят продукцию для отдельных покупателей.
Промышленные фирмы, используют сегментации по достоинствам, поведению и характеристикам потребителей. Как видно из табл. 2, факторы сегментации этого рынка отличаются от факторов потребительского маркетинга. Например, промышленные фирмы выделяют сегменты по достоинствам на основе потребности в эксплуатационных характеристиках, долговечности, экономичности и простоты в применении, поскольку организации-покупатели обращают внимание на эти факторы при выборе продукции. Промышленные фирмы выявляют сегменты по достоинствам с учетом внимания покупателей к доставке, репутации и~ удобству, потому что организации-покупатели учитывают эти факторы при выборе поставщика.
Организации-покупатели можно сегментировать с учетом их поведения при покупке товара и частоты закупок.
При использовании метода сегментации по характеристикам потребителей в производственном секторе применяют организационные характеристики. Промышленные фирмы могут сегментировать покупателей по размеру фирмы, числу работающих, отраслевой принадлежности и продолжительности деятельности.
Сегментирование — важное средство повышения рентабельности. Рост прибыли происходит тогда, когда цена, оптимальная для потребителя, выше затрат на изготовление продукта. Например, компьютерную программу можно адаптировать к специальным потребностям некоторых пользователей. Если адаптация обошлась дорого, но некоторые пользователи готовы заплатить за созданную программу высокую цену, то увеличение цены по сравнению с ценой стандартного продукта принесет дополнительную прибыль.
Таблица 2