Стратегическое планирование

Стратегия (греч.) – «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы

Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения этих целей. Причем этим способам соответствует определенный набор правил и ограничений принятия решений.

Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, которые не противоречат решению, принятому отдельным подразделением. После достижения цели, стратегия, как направление деятельности прекращает свое существование, а новые цели ведут к разработке новой стратегии. Таким образом, разработать стратегию фирмы значит определить общее направление ее деятельности для достижения поставленных целей.

Цели должны быть реальными. Следовательно, стратегическое планирование исходит не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы.

Временной период. Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный или среднесрочный период. Но стратегическое планирование и долгосрочное планирование – не одно и то же. Стратегическое планирование является предшественником долгосрочного планирования. По словам Алексеевой, стратегия – это не функция времени, а функция направления.

Стратегическое планирование включает в себя элементы не только внутренней среды фирмы, но и внешние аспекты:

· Социальные и политические факторы

· Вкусы и потребности людей

· Действия конкурентов и т.д.

 

Социальные и политические факторы

Стратегическое планирование фирмы тесно связано с развитием общей экономической политики, или государственной структуры развития всей экономики. Как показывает мировой опыт, существуют различные теории государственного воздействия на стратегическое планирование фирмы:

· в США: экономика предложений

· в Скандинавских странах: экономика сотрудничества

· в Японии: экономика промышленного развития

· в развивающихся странах: экономика спроса

В теории планирования (одним из ее столпов), особенно в работах Акоффа, считается, что развитие и рост не одно и то же. Рост связан с открытием новых производств. Развитием называют, прежде всего, рост потенциала фирмы. Следовательно, может существовать рост без развития – экстенсивный путь. А возможно ли развитие без роста?

Стратегия фирмы состоит из ряда взаимосвязанных элементов, и формируется путем последовательной реализации.

 

Этапы стратегического планирования:

1. Исследование внешней и внутренней среды фирмы. Понять, что мы имеем сейчас, какие возможности и что может быть завтра под воздействием внешних факторов.

2. Определение основных ориентиров фирмы, к которым относят:

· Видение: философия бизнеса, которая каким-то образом оправдывает существование бизнеса.

· Миссия: в отличие от видения, конечна. Миссия – это комплексная цель, которая должна быть реализована на каком-либо промежутке времени.

· Цели организации связаны с отдельными конкретными направлениями деятельности фирмы. В современной теории планирования принято выделять 8 основных сфер деятельности компании, в рамках которых каждое предприятие определяет свои главные цели:

1. положение компании на рынке

2. инновационная деятельность

3. уровень производительности

4. ресурсы

5. доходность

6. система управления (управленческий аспект)

7. персонал

8. социальная ответственность

В рамках этих направлений (сфер) каждое предприятие формирует свои цели, причем их может быть больше одной, по каждому направлению. В результате, полученное множество целей обычно ранжируют.