В соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001 «Знаки безопасности» площадка выполнения грузоподъемных работ должна быть обозначена красно-белой или желто-черной сигнальной разметкой.

Причины аварии и травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин.

Анализ опасности, связанный с эксплуатацией ГПМ.

Опасности:

1. непреднамеренный контакт человека с движущимися частями оборудования

2. возможные удары от падающих предметов при обрыве поднимающихся грузов

3. высыпание части груза

4. падение грузоподъемного механизма

5. наезд и удары при столкновении с передвижными ГПМ

6. шаговое напряжение, напряжение прикосновения

7. опасность возникновения пожара в случае неудовлетворительного состояния, в случае искр от ЛЭП.

Краткая характеристика опасностей:

Опасность опрокидывания крана – возникает из за:

- неправильной расчет крана на опрокидывание,

- состояние и устройство площадок, на которых выполняются грузоподъемные работы,

- несоблюдение норм определенных в регламенте проведения работ.

Опасность падения груза:

- неправильная страховка груза,

- разрыв канатов или неисправность грузозахватных механизмов,

- несоблюдение техники безопасности и инструкций.

Основные причины аварии грузоподъемных машин:

- неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности,

- умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контактов защитных панелей связи,

перегрузки кранов по грузоподъемности,

допуск кранов к работе без проведения их технического свидетельствования (срок истек),

- эксплуатация крана с истекшим сроком эксплуатации,

- установка стреловых кранов на площадках с уклоном превышающем паспортную величину для данного крана, на свежее насыпанном не утрамбованном грунте, вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии,

- отсутствие должного контроля со стороны отдела ОТ за персоналом, соответствие требованиям инструкций по ТБ,

- не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов, обученным и аттестованным персоналом,

- не проведение периодической проверки знаний и инструктажей,

- человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплине,

- допуск работы крана при метеоусловиях (скорость ветра) превышающих допустимые условия.

Дерево причин травмирования человека вследствие неправильной эксплуатации ГПМ.

 

Травмирование человека вследствие падения груза и ГПМ

       
 
 
   

 


падение груза или

нет обозначения несоблюдение ТБ

опасной зоны или или

разрыв нарушение падение

строп крепления крана

отсутствие снято

 

несоблюдение ТБ незнание ТБ

нарушение производственной

износ перегруз дисциплины

 

 
 

 


неправильное поломка

крепление крепления

 
 

 

 


неподготовленная неверный

площадка расчет

 

 

ошибка расчет не

производился

 

ошибка халатность

стропальщика

 

 

Эксперты считают, что от 50 до 60 % случаев происходят по вине работающих. Операторы кранов не обращают внимания на грузоподъемность. Много ошибочных действий. Крановщики работают по две смены подряд.

Применение старых кранов.

Срок службы автокранов грузоподъемностью до 10 т 10 лет, свыше 10 т – 16 лет. Если срок службы крана, указанный изготовителем, истек, то в соответствии с законом позволяет его владельцу продолжать его эксплуатацию, для этого необходимо разрешение независимой экспертизы.

Если техническое состояние будет признано удовлетворительным, то срок его службы Ростехнадзор продлевает на 2 года (максимум на 4 года).

Аварии, причины, следствия за 2009 год при эксплуатации ГПМ смертельно травмированы 96 человек. Лифты – 10 смертей в год, ГПМ – 80 смертей.

Краны:

1. Автокраны – 32%

2. Башенные – 23%

Примеры аварий:

16.02.2006 Авария автомобильного крана (падение стрелы), несчастный случай со смертельным исходом.