Музейная коммуникация

 

Музей - это орган общественного сознания, он является посредником между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнана роль коммуникативных и образовательных функций музеев. На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.

Экспозиция призвана способствовать популяризации исторических знаний в целом и поддержанию интереса к конкретным историческим аспектам: истории края, истории города, учреждения; отдельного периода; истории развития определенного вида деятельности и т.д.

Экспозиционная деятельность является особым видом музейной работы и находится на стыке фондовой работы и музейной коммуникации. Создание экспозиции основано на научных, эстетических и технических принципах. Таким образом, достигается органическое единство, необходимое для полноценного восприятия экспозиции. В соответствии с этими принципами экспозиция имеет научно-тематическое, архитектурно-художественное и технико-рабочее решения.

Основными компонентами экспозиции являются:

1) экспонаты (подлинные и муляжи);

2) группа научно-вспомогательных материалов, которую составляют:

- гипертексты (тексты, сопровождающие экспонаты);

- этикетаж (пояснения к экспонатам);

- заголовки;

- суперграфика (элементы дизайнерского оформления экспозиции);

- фонокомментарии;

- указатели (планы, схемы расположения экспозиции, передвижения по ней).

В основе научно-тематического решения лежат экспонаты, а также содержание гипертекстов и надписей. Компонентами архитектурно-художественного и техно-рабочего решения, формирующими эстетический комплекс ансамбля, являются экспозиционное оборудование, элементами которого являются конструк-ция, фактура, цвет, освещение, и суперграфика.

Практически каждый музей имеет как постоянную экспозицию, отражающую его профиль, в соответствии с определенной научной концепцией, так и временные выставки. Они могут строиться как на собственных материалах музея, так и на поступивших из других собраний. Проведение временных выставок может происходить в зависимости от ряда параметров, важных с точки зрения музейной деятельности в целом. Выставки могут быть организованы по тематическому принципу (монографические - посвященные отдельной теме, мемориальные - посвященные одному событию, юбилейные и т.д.), в зависимости от характера экспозиционных материалов (фондовые, из других собраний, комплексные), от места размещения. Временные выставки отражают направление научных исследований, научные достижения в изучении конктретных проблем, а также специфику межмузейных связей, уровень технической оснащенности музея, и зачастую бывают более привлекательны для посетителей, чем стационарная экспозиция, пробуждают интерес к музею, способствуют развитию музейной коммуникации.

Экскурсионная работа - это специфически музейная и традиционная для музеев форма образовательной и воспитательной деятельности.

В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности - лекции, уроки в музее, конкурсы, фестивали, праздники, спектакли. В настоящее время особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, будят воображение посетителя, вовлекают его в непосредственное участие в музейном празднике, представлении, уроке и т.п. К этим музейным мероприятиям добавляются разнообразные виды неформального и дополнительного образования: кружки, клубы, лицеи, школы, музейные средства массовой информации.

Подготовка экскурсии начинается с определения и разработки ее темы. На этом этапе работа проходит в двух направлениях:

1) изучение источников и литературы;

2) изучение экспозиции музея, в первую очередь, музейных предметов.

Следующий этап подготовки - составление плана экскурсии. В нем раскрываются цель экскурсии, основные задачи, структура экскурсии (маршрут, тематические, организационные блоки), содержание текста, состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов, методы и приемы проведения экскурсии.

При проведении экскурсии схематические записи раскрываются и дополняются в живой речи, свободном изложении содержания экскурсии, в сочетании с показом экспонатов и дополнительных материалов. В настоящее время используются разнообразные методы проведения экскурсий - демонстрационный, лекционный, экскурсия-беседа, экскурсия-сказка, комплексный и др., в зависимости от темы, материалов экспозиции и дополнительных средств, категории слушателей экскурсии. В ходе проведения экскурсий используются и сочетаются различные приемы, например:

1. демонстрационный; это основной прием проведения экскурсии, когда рассказ экскурсовода сочетается с показом; экскурсовод обращает внимание посетителей на отдельные объекты экспозиции, направляет на рассматривание конкретных деталей; таким образом, знания, полученные из рассказа экскурсовода, и уже имеющиеся у посетителей, дополняются и укрепляются с помощью зрительного восприятия;

2. вопросно-ответный; способствует развитию самостоятельного логического мышления;

3. игровой; в ходе экскурсии обыгрываются отдельные экспонаты и сюжеты, с ними связанные; применяется в работе с детьми, используя особенности детской фантазии.

Развитие и обобщение практического опыта работы музеев, изучение музейного посетителя, воздействия экспозиции и экскурсии на посетителя, разработка форм и методов работы с посетителями являются сферами музейной педагогики и психологии. Посетитель проявляет различную степень познавательной активности - от созерцания до целенаправленного поиска и интеллектуальной переработки информации. Это определяется следующими моментами:

- желанием познакомиться с материалами экспозиции, смотреть и слушать;

- имеющимся уровнем умения слушать и воспринимать;

- определенными психологическими особенностями;

- степенью подготовки, уровнем имеющихся знаний.

Перечисленные параметры зависят от категорий слушателей, которые представляют обычно школьники (младшие и старшие), обыватели и специалисты, жители данного города и иногородние и т.д. В зависимости от категории слушателей снижается или повышается уровень сложности и полноты раскрытия темы, выбираются методы проведения экскурсии. В связи с этим необходимо изучение основ педагогики, а также знание определенных психо-физиологических особенностей человека, которые могут быть учтены при создании экспозиции и проведении экскурсии. Например, легче всего наблюдается верхний левый угол поля зрения. Отчет о том, что в нем содержится, наиболее точен. Выделяются единичные отличия среди многих черт сходства, а не наоборот. Наиболее удобен, как правило, левосторонний маршрут экскурсионного движения. Оптимальными для зрительного восприятия являются желто-зеленые тона. Красный и оранжевый цвета утомляют зрение, но, в то же время, концентрируют на себе внимание, и т.д.

Эффективность коммуникационной деятельности повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Среди наиболее популярных в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Получили развитие также музейные форумы и фестивали, где представляются и обсуждаются проблемы историко-культурной направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследия. Такие мероприятия позволяют привлечь интерес широкой общественности к этим проблемам, задействовать максимальное число участников в их решении.