Как оценивается

Поскольку некоторые системы оценивания получили уже достаточное распространение, останавливаться на их методике не будем, а укажем на достоинства и недостатки их применения.

Наиболее распространенной на сегодняшний день остается 5-балльная система оценки. Главными ее достоинствами является ее привычность, понятность и прозрачность как для студента, так и для преподавателя. Каждый знает, что скрывается за соответствующим баллом. Однако в процессе работы очень быстро возникают сомнения по поводу того, а правильно ли называть эту систему «пятибалльной», поскольку в реальности она сводится чаще всего к трехбалльной. Почему? Отсутствует двойка, так как в этой ситуации преподаватель наказывает сам себя - необходимо тратить время на пересдачи. В случае большого количества троек у деканатов тут же возникает вопрос о «качестве преподавания» и «проценте успеваемости». В результате большинство преподавателей идет по пути наименьшего сопротивления и выставляет отметки по принципу - знаешь - «5», не знаешь - «4», совсем ничего не знаешь - «3».

Как альтернатива пятибалльной, в высшей школе распространяется и закрепляется рейтинговая система. Ее преимуществами является ощутимая вариативность оценки, систематичность накопления знаний студентами, их заинтересованность в работе в течение семестра. Хотя при этом стоит помнить, что рейтинговая система оценивания (предусматривающая, например, 100-балльную оценку) очень удобна и хороша, но имеет смысл в том случае, когда по ней работает весь коллектив, а не отдельный преподаватель (иначе теряется смысл установления общего рейтинга по каждому студенту).

Все указанные стратегии оценивания могут осуществляться как самим преподавателем или другим специалистом, экспертом, так и самими студентами. В зависимости от этого мы опять же можем выделять в целом свои плюсы и минусы для каждого из способов.