Механический материализм

Исторической особенностью Нового Времени было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится более свободным от влияния религиозного мировоззрения, стремится к преобразованию земной жизни. Неслучайно в этот период общество стало опираться на достижения науки, только ее истины считались достоверными. Наука была необходима для дальнейшего развития цивилизации, была понятна для большинства, происходит формирование механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания. В философии науке, на первый план, выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления эмпиризм и рационализм. Широкую попытку сблизить науку с философией и обосновать новые материалистические принципы познания природы предпринял в XVI в. английский философ Фрэнсис Бэкон. Бэкон призывал к изучению природы, к открытию ее законов. Одной из целью познания природы Бэкон видел в расширение власти человека над природой. Благодаря ему, отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ. Такое вид отношения к природе мы можем наблюдать и в современном мире у европейских ученых (и европейского общества соответственно). Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Призывая подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластики. В силу того, что схоластика опиралась на логику Аристотеля, то Бэкон отказывается от авторитета Аристотеля. Сознание должно быть очищено от предрассудков, ложных понятий, которые он именует «призраками», «идолами». Существуют четыре вида призраков, которые осаждают умы людей: призрак рода, второй - призраками пещеры, третий - призраками рынка, четвертый - призраками театра. Под призраками рода Бэкон понимает устойчивость некоторых человеческих представлений; призраки пещеры - это заблуждения одного отдельного человека, обусловленные его индивидуальными особенностями; призрак рынка - мнение толпы или большинства; призраки театра - это вера в высшие авторитеты - ученых, религиозных догматов и т.д. Не слепое преклонение перед авторитетами, а изучение самой природы, ее законов, наблюдения и сравнения, опыт и эксперимент, индукция и анализ — вот что должно лечь в основу познания природы. Выдвинутый Бэконом опытный, индуктивный, аналитический метод был важным вкладом в развитие материалистической философии и естественных наук. Вместе с тем взглядам Бэкона были присущи черты механистической, метафизической ограниченности. Они выражались в одностороннем понимании индукции и анализа, недооценке роли дедукции, сведении сложных явлений к сумме составляющих их первичных свойств. Механистическая трактовка природных явлений и метафизический способ мышления укрепились в дальнейшем в естествознании и философии XVII—XVIII вв. Идея, что только опытное исследование явлений может дать истинное знание, овладевает умами ученых. Лондонское Королевское общество избирает своим девизом слова «Ничему не верить на слово». Знаменитая флорентийская Академия дель Чименто берет своим девизом слова «Проверять и снова проверять». Большое влияние на развитие всех отраслей естествознания оказали труды Галилео Галилея. Он вошел в историю науки и философии как один из основоположников современного естествознания и экспериментального метода познания. Он развил и упрочил материалистические воззрения на природу. Общеизвестны его выдающиеся открытия в области механики, астрономии, его вклад в защиту и развитие гелиоцентрической системы Коперника, в открытие и обоснование важнейших принципов механики. Галилей утверждал, что бесконечный и вечный мир построен из неизменных атомов, движущихся по незыблемым законам механики, и его познание в конечном счете сводится к раскрытию количественных математических отношений; математика, естественно, рассматривалась им как высшая форма познания. Выдвигая на первый план метод индукции и анализ, он подчеркивал значение синтетической работы человеческого ума («композитивного метода»). Разработка идей рационализма и его места в процессе познания природы принадлежит Рене Декарту, который кроме достижений в гносеологии, создал в XVII в. первую систему природы, содержащую не только учение о строении мироздания, но и о его происхождении. Основное содержание физического учения Декарта сводится к следующим положениям. Единая материальная субстанция, из которой построена вся вселенная, состоит из бесконечно делимых и полностью заполняющих пространство частиц-корпускул, находящихся в состоянии непрерывного движения. В бесконечном мире вихреобразно движущиеся частицы сочетаются друг с другом; по законам механики происходит упорядочение, объединение частиц, и естественным путем возникают все тела природы. Образование мира не направляется никакой сверхъестественной силой, не идет в направлении какой-то цели, а подчинено естественным законам природы. Аналогичным образом Декарт пытался подойти к вопросу о происхождении организмов, которые с его точки зрения, также являются механизмами, сформировавшимися по законам механики. Однако, в процессах познания Декарт был идеалистом, он признавал кроме материальной субстанции, субстанцию мышления, и высшую субстаницю — Бога. Идеалистический характер носит и его теория о врожденных идеях, к числу которых он относил идею о боге, духовной и телесной субстанциях. К воззрениям Декарта критически относился философ-материалист Спиноза. Он считал природу вечной и бесконечной, причиной самой себя, подчиняющейся во всем строгой необходимости. Все элементы природы находятся в причинной закономерной взаимозависимости. Спиноза резко критиковал теологию и считал мышление и протяженность атрибутами единой субстанции — природы и поэтому решительно отбрасывал декартовский дуализм. Джон Локк ориентировался на эмпирические науки и “врожденным идеям” Декарта противопоставлял метафору сознания как “чистого листа” (”tabula rasa”). В качестве источника знания он называл опыт, из которого посредством бэконовской эмпирической индукции получают научное знание. Локк, однако, не склонен к чрезмерному восхвалению разума; он не считает возможности разума безграничными. Разум не способен помочь людям избавиться от заблуждений и найти все истины. Напротив, он часто ставит ложь на место истины. Разум не дан человеку сразу и заведомо в силу самого факта рождения. Разумная способность формируется лишь в процессе жизненного опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. “Человек разумный” — это свободно и активно формирующийся человек. Знания, идеи, принципы не “вложены” Богом в человеческие души, не даны человеку с рождения, но добыты благодаря восхождению разума и других познавательных способностей по соответствующим ступеням опыта и разумения. Наиболее крупным, ярким и более агрессивным материалистическим течением того периода был французский материализм. Французские материалисты (Ламеттри, Дидро, Гольбах) стремились доказать, что вся вселенная, начиная от простейших тел и кончая человеком с характерными для него сложнейшими душевными свойствами, образуется по естественным законам природы, по законам движения материи. Они утверждали, что движение является неотъемлемым свойством материи, и, таким образом, преодолели ошибочные воззрения Декарта и Ньютона, которые говорили о «первом толчке». Вселенную французские материалисты рассматривали в ее вечном движении, в непрерывном и всеобщем изменении. Идеи превращения — трансформации одних природных тел в другие, мысль о вечном круговороте красной нитью проходят через произведения этих философов. Основной вопрос философии — познание — французские философы-материалисты безоговорочно разрешали с позиций материализма. Источник мышления, познания — это ощущения, чувства, отражающие внешний мир. Это было развитием идей материалистического сенсуализма, прежде всего учения Локка.