Реализационные договоры

Виды

Регулирование оптовой купли-продажи

Договоры поставки и контрактации

Среди договоров коммерческого права первоочередного разбора требуют реализационные договоры, формирующие основу товарного обращения.

Курс на создание рыночной экономики повлек изменение в системе и содержании этих договоров. Под влиянием зарубежного права ГК закрепил договор купли-продажи в качестве общевидовой модели реализационных договоров.

Гл. 30 ГК «Купля-продажа». Она включает в себя основные виды реализационных договоров – контрактация, закупка для государственных нужд и иные.

В мировой практике основным видом торговых договоров выступает договор продажи или купли-продажи (в разных странах по-разному).

Применяется также система контрактов для закупок для государственных нужд, используются договоры мены (бартер).

Российская правовая практика на первый взгляд отличается большим богатством. В ней, наряду с названными, используются в качестве самостоятельных, договоры поставки, а также контрактации с/х продукции. Однако это лишь внешнее видовое богатство, не сопровождающееся глубокой содержательной разработкой реализационных договоров.

Из-за отрыва цивилистической теории от реальной практики в регулировании реализационных договоров накопилось множество серьезных проблем.

Они крайне негативно воздействуют на товарное обращение и на хозяйственную ситуацию в целом.

Основные недостатки вызываются закоснелой традицией трактовки торговых договоров лишь как опосредующих акты купли-продажи, акты возмездного отчуждения товаров.

Такое понимание не учитывает новых тенденций и требований, на которых строятся современные рыночные отношения.

Радикальные изменения в методах организации торговли происшедшие в последней трети 20 века в странах запада заложили основу преобразования договорных связей.

Это стали отношения качественно нового уровня. В их содержании главные акценты делаются на взаимном содействии, деловом сотрудничестве сторон, а также на максимальном удовлетворении запросов потребителей.

Договор начинает закреплять отношения принципиального неравноправия субъектов, когда нагрузка во все большей мере переносится на удовлетворение потребностей покупателей.

Такой подход представляет магистральное направление развития торговых связей в передовых странах.

Общая ситуация превышения предложения над спросом не известная социализму порождает такое важное правовое последствие как развитие сотрудничества, делового партнёрства сторон на взаимовыгодной основе.

Договор все больше используется для привлечения и удержания покупателя как единственного источника получения торговой прибыли. А это, как можно видеть, совершенно иной подход, нежели прежний, когда производитель любым способом готов был сбыть свой товар.

Главное направление – не противопоставление интересов, а долговременное и тесное сотрудничество.

В новом lex mercatoria принцип сотрудничества определяется как обязанность совместного достижения сторонами цели договора.

Согласно принципам европейского договорного права при неисполнении обязанностей по сотрудничеству пострадавшая сторона вправе применять средство правовой защиты, предусмотренные на случай неисполнения обязательства (ст. 1.102; 1.202 принципов ЕДП, 1.5.3 УНИДРУА, Сводом СЕНТРАЛ).

Это линия развития именно торговых договоров, объективная не свойственная гражданскому праву.

В российском гражданском законодательстве и концепции развития ГК принцип делового партнерства и сотрудничества вообще не получил упоминания и учета. А вот в документах торгового права партнерские отношения между производителями и потребителями рассматриваются в качестве одного из важнейших средств развития товарного рынка. Это проявление железной закономерности, отмеченной Цитовичем ,что ГП разъединяет людей, а торговое – сближает.

Закрепляемые в договорной практике формы такого сотрудничества самые разнообразные – это:

1. Совместное изучение конъюнктуры рынка;

2. Общее использование транспортного, подъемного и иного оборудования, складских помещений;

3. Совместные выставки – продажи, проведение рекламных мероприятий, обучение работников оптовых и розничных организаций методам гарантийного и сервисного обслуживания.

Все шире используется взаимная коммерческое (товарное) кредитование, новыми формами сотрудничества являются совместное рассмотрение продавцами и покупателями предложений об улучшении качества продукции, способах снижения расходов и др.

Такое сотрудничество открывает для сторон новые возможности развития.

Формирование договорных связей рыночного типа вместо цивилистического является одной из важнейших задач для нашей страны. Существующие договорные модели, закрепленные ГК ориентируют в основном на отсталые формы отношений. В чем это выражается? Заключаемые под их влиянием договоры носят, как правило, не стабильный, краткосрочный характер, нередко со случайными контрагентами.

Эти договоры примитивны по содержанию с набором шаблонных условий, минимально необходимых по закону.

Это затратные договоры (И.В. Цветков провел несколько исследовний, пришел к однозначному выводу, что это затратные договоры с высоким уровнем трансакционных издержек). Конечно, эти договоры, договорные модели требуют глубоких изменений.

Другим аспектом развития торговых договоров стала то, что процесс реализации товаров во все большей степени сопровождается оказанием различных услуг покупателю.

Это централизованная доставка товаров в розничную сеть и непосредственно потребителям, это хранение, согласно заказу, это завоз по согласованным с покупателями графиком, расфасовка, комплектование партий, подсортировка, упаковка и другие.

Опыт развитых стран показывает, что роль и объем услуг в торговле неуклонное возрастает. Так в США стоимостное взаимоотношение товаров и торговых услуг сейчас составляет 70% и 30% соответственно.

Современная торговля на западе предлагает покупателем не просто товар, а целый комплекс связанный с ним услуг и удобств. Это ведет к постепенной трансформации договорных моделей, изменению законодательства о договорах.

Только лишь у нас в РФ, бедных и несчастных, договорные институты продолжают рассматривать лишь как опосредующие передачу вещи (деньги – товар - деньги). Даже те виды услуг, которые широко предоставляются изготовителями и оптовыми продавцами у нас не имеют законодательного закрепления. Вопрос об их предоставлении решается по соглашению сторон. Закон даже не ориентирует субъектов на развитие отношений в этом прогрессивном направлении.

Причем сама архаичность, отсталость законодательства, которую приходится использовать, даже не осознается цивилистической наукой. Было так при Шершеневиче, чем мы лучше?.. Сохраняют кладбищенскую рухлять.

Существенный просчет разработчиков ГК состоит в том, что урегулировав в Кодексе розничную куплю-продажу, они не смогли выделить и урегулировать нерозничную куплю-продажу, т.е. предпринимательскую куплю-продажу.

Данная задача оказалась им не по зубам. Договор предпринимательской купли-продажи, применяемый во всем мире в нынешнем ГК не нашел себе места. Вместо купли-продажи предпринимателей вынуждают использовать договор поставки, который предназначен для решения совершенно особых задач.

В результате также сохраняются расхождения с западным законодательством.

Соотношение договора поставки от купли-продажи.

Отличия эти обходятся теоретиками. Это проблема вековая. Эти договоры обладают очень тонкими различиями. В последнее время эти отличия выделились.

Исходя из интересов граждан, общества в целом предлагается использвать Пугинским договор оптовой купли-продажи!

Из чего возникает объективная необходимость в договоре? НЕобохдимость выделения этого договора связана со знаичительными изменениями требований к розничной торговле в последние десятилетия. Такие изменения происходят в русле общемирового процесса расширения прав потребителей. Они наглядно проявляются в развитых странах в проявлении в качестве самостоятельной отрасли потребитлеьского права.

Одним из исходных документов – руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые ООН 9.04.1985 г. Среди принципов закреплены содействие экономическим интересам потребителей, защита этих интересов, доступ потребителей к необходимой информации. Наличие эффективных процедур рассмотрения и удовлетворения жалоб потребителей и ряд других замечательных вещей.

ВО исполнение этого документа у нас принят закон 1992 г. «О защите прав потребителей».

В него время от времени вносятся дополнения, причем тенденцией его развития является усиление его защиты граждан-потребителей.

Как мы понимаем, под потребителем понимается розничный покупатель – гражданин.

Требования к розничной торговле по обеспечению интересов граждан предусмотрены рядом других актов. Постановление правительства от 12.01.1998 г. «Правила продажи товаров».

Согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателя информацию об изготовителя товара, месте нахождения изготовителя (если, конечно, он сам его знает!), месте уполномоченной организации, обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавцы этих адресов вообще не знают и гражданину нужно выцарапывать эти данные.

Продавец должен предъявить покупателю по его требованию декларацию или сертификат соответствия на товар.

Товары должны иметь маркировку или ярлыки с указанием цены, правил обращения с изделием и других сведений.

ФЗ «О качестве и безопасности и качестве пищевых продуктов» проводит ту же линию.

В розничной торговле не допускает продажа не расфасованных и не упакованых пищевых продуктах. На этикетках, ярлыках или вкладышах должны быть указаны сведения о составе и пищевой ценности, о назначении и условиях применения, об условиях хранения, дате изготовления, дате упаковки и др. Это дополнительные требования к установленным законам о защите прав потребителей!

В результате установления многочисленных требований в интересах потребителей деятельность по розничной купле-продаже приобрела, вернее должна была бы приобрести кардинальные отличия от других областей торговли. Здесь принцип свободы договора оказывается потеснен, ограничен принципом защиты прав граждан как потребителей. И вот одновременно с такими изменениями в розничной торговле возникает необходимость в соответствующих изменениях процесса продвижения товара в розничную торговую сеть.

Проблема в том, что требования о защите потребителей адресуют розничным организациями, однако в большинстве своем они могут быть выполнены лишь изготовителями или оптовой организацией, имеющими складские помещения и необходимое оборудование.

Без этого сохраняется практика массовых нарушений прав покупателей, глумление над покупателями. Посмотрите как ведет себя розничная сеть по отношению к гражданами и подумай – почему?!

В настоящее время процесс розничной торговли представляет множество требований, для исполнения которых на самом деле, нужно возложить соответствующие обязанности на производителей и оптовиков и подлежат закреплению в договорах с ними.

Разработчики ГК просмотрели этот момент и написали регулирования купли-продажи и поставки по моделям 100 летней давности. Нужен новый договор – договор оптовой купли-продажи, видовые особенности которого диктуются задачей обеспечения интересов населения.

По договору ___ продавец обязуется в согласованные сроки передать в собственность покупателя товары предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи

Его отсутствие доказывает совковый уровень нашей торговли, ведет к нарушению законных интересов граждан!

Когда Пугинский выдвинул это предложение о введение этого договора в ГК коммерциалисты поддержали его, но начался демагогический галдеж – 421 ГК РФ позволяет самим составить такой договор или модифицировать договор поставки. Такое возможно, но лишь теоретически.

Сейчас лишь в половине договоров между розничными организациями и поставщиками предусматриваются все необходимые условия в интересах потребителей, причем в обстановке слабой конкуренции добиться включение в договоры таких условий для розницы практически невозможно, т.к. гл. 30 ГК РФ не предусматривает соответствующих прав розничных организаций. Отличие договоров оптовой купли-продажи и поставки определяются прежде всего формулированием предмета и содержания таких договоров.

Предметом оптовой купли-продажи являются только вещи, предназначенные для продажи в розничной сети.

Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, то на его реализацию не могут заключаться договоры оптовой купли-продажи.

Если же он может в розничной сети продаваться и в конечном итоге туда и попадет, то договоры, заключаемые любым числом лиц по пути движения этого товара будут договорами оптовой купли-продажи.

Что касается содержательных отличий договоров купли-продажи, то они обусловлены требованиями, предусмотренными для реализации товара в розничной сети.

Такова обязанность изготовителя или оптовика обеспечить наличие на каждом изделии маркировки или ярлыков, содержащих сведения, необходимые для розничного покупателя.

Должно предусматриваться предоставление копий деклараций или сертификатов соответствия для предъявления их по требованию гражданина. Ст. 495 ГК РФ обязывает продавца по договору розничной купли-продажи предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре. Точно такое же требование должно быть распространено и на продавцов по договору оптовой купли-продажи.

В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая будет осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание изделий.

Изготовитель или посредник обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан и сообщить об этом магазинам через которые будет реализовываться товар. Сейчас этого нет и в помине, на покупателя просто плюют и он должен ходить по судам при наличии свободного времени и грамотности.

Таким образом, пока права потребителя законом не установлены о необходимых для их осуществления возможностей у розничных организацией и, соответственно у граждан, нет и быть не может. Надо четко понимать почему это происходит.

Для широкого применения договора оптовой купли-продажи нужна законодательная основа!

Если бы отношения сторон регулироваться закрепленным в законе договором оптовой купли-продажи, то в нем к изготовителям и оптовикам устанавливались бы такие же требования, что и к розничным организациям. Тогда положение граждан улучшится!

Для реализации конституционных положений о социальном государстве нужно принимать соответствующие социально-ориентированные законы, регулирующие договоры!

Права людей заключается не только в том, что нужно собираться на митингах под руководствам шпаны-Навального. От этого положение людей не изменится.

Японцы идут даже дальше. Чтобы как-то позволить японским рабочим срывать злость на своих работодателей – они ставят чучела своих работодателей в проходах – можно их «побить».

Гораздо больше об интересах людей заботится наука коммерческого права.

Закрепление в законе договора купли-продажи содействовало бы гармонизации российского и зарубежного законодательства с учетом современных требований.

Одновременно требуется усовершенствование договора поставки!

Просьба учитывать, что договор поставки – это российское изобретение, продукт отечественной правовой практики. Он упоминается в соборном уложении, указах Петра великого о казенных поставках.

Он был разработан наряду с договором купли-продажи и был предназначен для регулирования иных задач – закупки для государственных нужд, прежде всего военных, такие закупки носили долговременный характер с регулярной передачей и оплатой товара.

В разные исторические период различные виды поставки то смывались (и он сближался с куплей-продажей), то вновь под влиянием хозяйственной практики его особые черты выходили на первый план.

В юридической литературе эти вопросы практически не исследованы. Так, это было в Положениях о поставках 1981 г. и 1988 г.

Согласно основах гражданского законодательства 1991 г. договор поставки регулировал длящиеся, воспроизводящиеся отношения субъектов. Так, согласно ст. 79 основ поставщик обязывался передавать (не передать, а передавать, т.е. неоднократно!), а покупатель – принимать и платить цену.

Одной из особенностей является состав лиц, которые могут выступать в качестве поставщиков.

Согласно ст. 506 ГК поставщиками могут выступать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и производящие или закупающие реализуемый ими товар. Некоммерческие организации быть поставщиками не могут!

Предметом поставки способны служить только вещи.

Однако это последние требование не соблюдается, т.к. иначе невозможно реализовать другие объекты из-за отсутствия договора оптовой купли-продажи.

Продолжает сохраняться тенденция, при которой договоры оптовой поставки, а не купли-продажи закон ориентирует субъектов при регулировании закупок для государственных нужд (там поставка ФЗ 94) регулировании отношений между отраслями хозяйства, кооперационных связей предприятий.

Есть периодические поставки в районные Крайнего Севера, поставки горюче в с/х – это межотраслевые отношения и это всегда поставка.

В этих актах указана особенность поставки для налаживания крупномасштабных отношений между отраслями хозяйства, регионами страны, а также отношений производственной кооперации, когда предприятия устойчиво сцеплены процессами переработки сырья и материалов, обеспечения комплектующими узлами и деталями.

Кооперационные связи смежников и головного производителя, сырьевых и перерабатывающих предприятий – это всегда поставка, но не купля-продажа!

Таким образом, существует очевидная потребность хозяйства в договоре, организующим крупно-масштабные, регулярные связи по передаче ресурсов и готовых изделий. Такое масштабное, длительное сотрудничество (очень важно) создает возможность для одновременного решения в договорах вопросов реализации товара и связанных с этим производственных, технологических и иных задач, т.е. задач модернизации продукции и инновационного развития.

Это можно решить использую поставку – соединение актов реализации с воздействием покупателя на производственную деятельность поставщика в целях его совершенствования, улучшение технологий и материалов.

Необходимость решения таких вопросов косвенно решалась постановлениями о поставке. Нередко договор поставки таким образом приобретал смешанный характер, соединяя условия о продаже с организационными условиями о производственном взаимодействии.

Именно так трактовали поставку Крылова, Саффиулин и т.п.

Данные возможности этого договора на полную мощь используеются западными предпримателями. Коуз «Фирма, рынок и право» пишет о позитивной практике, о тенденции к созаднию производителями специализированных активов.

Специализированные активы – это оборудование и технологические линии, предназначенные специально для изготовления изделий или переработки сырья строго для определенного покупателя.

Такая подгонка производства запросов покупателей дает значительный экономический выигрыш, запускает процесс модернизации и инновационного развития. Они достигаются на основе договоров!

Непонимание этих практических моментов привело к исключению нынешним ГК соответствующих признаков договора поставки. Его обкарнали и сделали предназначенным в основном для разовых (спотовых, краткосрочных) актов купли-продажи. Много полезного и конструктивного утрачено, что на протяжении многих лет разрабатывалось российскими юристами.

Это резко свернуло возможности договора поставки. На основании этого договора нынче невозможен процесс модернизации! Подумайте, до чего мы докатились. Пугинский помнит, что в советское время, когда мы отставали в технологическом отношении, Госплан додумался давать плановые задания по научно-техническому прогрессу. Каждому предприятию вменяли за счет технических перевооружений добиться роста производительности труда. Не получалось из этого ничего – эти планы постоянно проваливались. Пугинскому как-то на одном крупном заводе в Ворожене показывали то, как огородили импортную линию сеткой и решили, что все, теперь получится, повысится производительность и объем производства. Но не получается! Тогда вызвали инженеров-технологов и сказали – что-то ваша машина не дает производительности. Сказали – поправим. Поставили там счетчик. Когда с линии сходит деталь – счетчик щелкает и можно проверить сколько деталей вышло. Получился парадокс – счетчик щелкал, а изделий выдавала линия скольо и прежде. Выяснилось – рабочие вместо того, чтобы трудится на этой линии играют в домино и смотрят на часы и когда подходит время – один подходит рабочий к счетчику, щелкает костяшкой домино и регистрирует счетчик выпуск несуществующего изделия. Но проблема была в том, что никак не стимулировалась активная производительная деятельность рабочих. А задаром, как говорил Шаляпин, только птички поют. Наш план научно-технического прогресса провалился.

Сейчас другая проблема – зарабатывать-то можно. Но главный инструмент создания прибыли – договор – не используется, т.к. не понимает цивилистика что нужно рынку. Нужен технический прогресс пишут они, он что, как и почему – им не дано.

Не понимание роли договора привело в нынешнем ГК к свертыванию свойств договора поставки. Модель договора поставки в ее нынешнем виде оказалась малопродуктивна, она не имеет четкого функционального предназначения. Это по-русски называется – ни Богу свечка, ни черту кочрерга.

Договор поставки утратил свойства инструмента, одновременного решения реализационных и организационно-технических задач, утратил возможности воздействия на изготовителей в целях развития и совершенствования производства.

Учет этих обстоятельств (надеюсь, что хоть несколько человек это осознают), требуют изменения конструкции договора поставки в интересах развития российской экономики.

Гражданский кодекс сохранил как особый вид реализационного договор – договор контрактации с/х продукции. Он имеет значительную специфику. Собственно модель договора контрактации начала с 1925 г. примерно применяться.

Определение – по договору контрактации организация или фермер (он признается ИП) обязуется вырастить или произвести с/х продукцию в определенном количестве, ассортименте и сроке и передать ее заготовителю. Заключенный договор контрактации служит основанием для ведения хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции.

Одной из сторон в договоре всегда должна быть организация или фермер сами производящие продукцию. С другой стороны выступает организация-заготовитель, закупающие продукцию для ее переработки или реализации, т.е. для использования в хозяйственной деятельности. Заготовительные функции выполняют в качестве уставных задач кооперативы, элеваторы, молокозаводы и иные организации.

Предметом контрактации служит только с/х продукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку (сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п.). Если выращенная продукция прошла производственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактоваться. Речь идет о масле, сыре, мясопродуктах. Их реализация осуществляется уже в режиме поставке или оптовой купли-продажи, которые требуют учета правил продажи населению.

Перечень видов с/х продукции определяется ПП от 11.06.2008 г. № 446.

Контрактуемая продукция представляет собой вещи, определяемые родовыми признаками.

Для обозначения предмета договора необходимо указание на род продукции (зерно, мясо и т.п.) и конкретизация вида (зерно пшеницы, мясо птицы). Ассортимент выглядит как соотношение продукции по видам, сортам, категориям и иными признакам.

Сроки исполнения непосредственно связаны со сроками созревания соответствующих культур.

Особенностью договора контрактации является включение условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении иных ресурсов.

Помощь может оказываться также в вывозе продукции транспортом заготовителя. Так, ст. 536 ГК устанавливает, что заготовитель обязан принять с/х продукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз.

Обязанность таких встречных услуг обуславливается слабым развитием системы снабжения и рыночной инфраструктуры сельского хозяйства.

Система снабжения и сбыта на селе находится в примитивном состоянии. Между тем, именно ее развитие решающим образом влияет на экономические результаты.

У нас самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного мы более ¼ теряем и губим из-за отсутствия хранилищ, холодильников, а главное – отлаженной системы сбыта.

Отметьте, что если своеобразие договора поставки служит отражением устойчивых, регулярно повторяющихся хозяйственных операций, то особенности контрактации порождаются отсутствием в стране развитой структуры снабжения с/х и сбыта с/х продукции.

Поэтому функции снабжения тарой и материалами стали взваливаться на того, у кого есть такие ресурсы (на заготовителей). От этого пока трудно отказаться и договор контрактации закреплен в ранее существовавшем виде.

То, обстоятельство, что продукция производится по заказу заготовителя (заказу, указанному в договоре), налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять свою продукции, возможности продажи ее другим лицам весьма ограничена. Особенно когда продукция скоропортящаяся.

Поэтому ст. 536 ГК РФ повторила ранее существовавшее правило о недопустимости отказа заготовителя от принятия товара, представленного в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость этого товара.

Это правило появилось где-то на уровне 1982 г. когда была принята программа развития с/х. Причем придумал ее Госарбитраж, причем Пугинский сам это правило придумал. Были крупные совещания и там высутпали директора совхозов и т.п. «Мы продукцию выращиваем, мы ее привози – фуру с яйцами и цистерну с молоком – а нам говорят – катитесь отсюда, уже 5 часов, грузчики ушли». Везут назад продукцию, но она же испортится. И ввели правило, что если продукция поставлена в соответствии с договором, то заготовитель обязано ее забрать. Если не берет, то заготовитель будет нести ответсвтенность (расходы на транспортировку и т.п.).

Но снова была проблема. Магазины отказывались подписывать документы, говорили, что не будем мы ничего подписывать ,что отказались от вашей продкуции. И Госарбитраж сказал – вы можете у любого должностного лица подтвердить факт отказа – у любого милиционера.

После того, как факт отказа удостоверили, идите в Госарбитраж. И после этог можете продать товар другому, можете его хоть в яму свалить – понесет ответственность заготовитель.

Так можно их воспитывать!

Часто вместо контрактации заключают договор поставки и купли-продажи (там нет ответственности за отказ) – тут нужно применение специальных средств защиты с/х производителей. Постановление Пленума ВАС 1997 г. № 18 предусмотрено, что если заключенный договор является по существует договором поставки, но стороны иначе определили его вид, то суд должен применить нормы о договоре поставке.

Законодательство о поставке не предусматривает специальных льгот для участников и издавать подобное постановление не было никакой необходимости. НА практике 18 постановление не применяется вообще.

А вот для контрактации подобное постановление было бы очень кстати! ВАС защитил бы подобных лиц.

В Астрахани вырастили классные помидоры. Приезжают молодцы из Закавказья и говорят – продавайте нам фактически по цене закупки. Те говорят – но как же так, мы без прибыли будем?.. А мы вас не выпустим, если нам не продадите. И вынуждены продавать по цене себестоимости. И никто их не защитит.

Конечно хорошо уже то, что реализационные договоры оказались урегулированы в ГК. Но главы 30 ГК РФ точно не достаточно для полной и детальной регламентации реализационных обязательств.

Пробелы ГК очевидны для всех. В интересах экономики для всех было бы необходимо урегулировать эти договоры детально!

Прочитать учебник в сопоставлении с лекциями

20.04.2012 г.