Структурные сдвиги в экономике России. Проблемы экономической безопасности в условиях формирования открытой экономики
Экономическая безопасность является важнейшей качественной характеристикой экономической системы. Экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному совершенствованию. Экономическая безопасность определяет способность экономики постоянно поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения.
Экономическая безопасность охватывает различные аспекты хозяйствования: финансовую, внешнеэкономическую, продовольственную, отраслевую, региональную составляющие и т.д. Внешнеэкономическая безопасность страны реализуется при проведении независимой внешнеторговой политики, направленной на формирование национального хозяйства, интегрированного в мировую экономику и устойчивого к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Основой для реализации внешнеэкономической безопасности является высокая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.
Различаются внешние и внутренние факторы экономической безопасности страны. Среди внешних факторов в переходной экономике России выделяют: опасность превращения России в нетто-экспортера природных ресурсов; лавинообразное нарастание импортной зависимости; рост внешней задолженности; утечку капитала; неблагоприятный инвестиционный климат.
Анализ основных внешнеэкономических угроз показывает, что они являются вторичными по отношению к внутренним факторам экономической безопасности. Нарастание неблагоприятных факторов экономической безопасности происходит в переходной экономике России по следующим направлениям: снижение технологического уровня производства; спад производства; ухудшение структуры отечественного производства и его деиндустриализация; кризис инвестиционной сферы; разрушение научно-технического потенциала; нарастание социальной напряженности; информационная незащищенность; криминализация экономики.
Следует также различать конкретные угрозы экономической безопасности страны. К ним могут относиться: резкое падение цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию; введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для России; высокая степень зависимости экономики от поставок отдельных видов продукции (например тех или иных продовольственных товаров) из одной страны или группы стран; высокая степень финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать России выгодную только им экономическую политику, и т. д.
Либерализация внешней торговли предполагает не только создание условий для более широкого присутствия на отечественных рынках зарубежной продукции, но и последовательную защиту интересов отечественных производителей на внешнем рынке. Речь идет в первую очередь об устранении дискриминационных ограничений на ввоз российской продукции в развитые страны Запада, о недопустимости навязывания решений, реализация которых прямо или косвенно нанесет экономическим интересам страны ущерб, о налаживании действительно взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, о взаимосогласованном с зарубежными партнерами продвижении на мировые рынки высокотехнологичной отечественной продукции (аэрокосмическая, оборонная промышленность, услуги по созданию программного обеспечения, систем связи и т.п.). Последнее напрямую связано с необходимостью создания более благоприятного политико-экономического климата для углубленной международной интеграции российской экономики, в том числе и через расширение рынков сбыта российской продукции.