Виды и роль налогов в экономике. Кривая А. Лаффера.
Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение Национального Дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения являются налоги, государственные займы, а также поступления внебюджетных фондов.
В современных экономических системах роль налогов исключительна велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в обществе. От продуманной и адекватной налоговой системы зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства.
Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства.
Налог как экономическая категория постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределении вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства.
Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки: обязательность (принудительность) уплаты, безвозмездность и безэквивалентность. То есть, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. Нормативное определение налогов содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации (Часть первая, ст. 8).
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются системы налогов и налоговый механизм.
Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость (или имущество).
Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства.
Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладает рядом функций: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.
Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе:
Федеральные налоги и сборы:
Ø налог на добавленную стоимость;
Ø акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
Ø налог на прибыль организаций;
Ø налог от дохода от капитала
Ø подоходный налог с физических лиц
Ø взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
Ø государственная пошлина
Ø таможенная пошлина и таможенные сборы
Ø налог на пользование недрами
Ø налог ан воспроизводство минерально-сырьевой базы
Ø налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
Ø сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Ø лесной налог
Ø водный налог
Ø экологический налог
Ø федеральные лицензионные сборы
Региональные налоги и сборы:
Налог на имущество организаций
Налог на недвижимость
Дорожный налог
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Региональные лицензионные сборы
Местные налоги и сборы
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Налог на рекламу
Налог на наследование и дарение
Местные лицензионные сборы.
Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются либо с доходов, либо с имущества физических лиц. К таким налогам относятся индивидуальный подоходный налог, взносы по социальному страхованию, налог на имущество, на наследство, налог с владельцев транспортных средств.
Косвенные налоги включаются в цену товара и услуг или в виде надбавок к цене. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог с оборота, таможенные пошлины, акцизы – налог в виде высокой надбавки к цене особых товаров (алкогольная и табачная продукция, бензин, соль, спички), таможенные пошлины.
Налогообложение призвано учитывать принципы справедливости и эффективности. Справедливым оно выглядит тогда, когда является всеобщим и равно напряженным для всех обладателей доходов. Эффективным его можно считать в том случае, если затраты, необходимые для его существования, будут меньше величины средств, которые получены с его помощью.
Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том числе, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками (например, НДС, подоходный налог, акцизы). В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, то применяются прогрессивные ставки. Регрессивная налоговая ставка означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, чем с высоких доходов (единый социальный налог).
Налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает значительное влияние на процесс накопления капитала.
Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создавая им наиболее благоприятные условия для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций. К таким мерам можно отнести льготное налогообложение вновь созданным предприятиям в нефтяной и газовой промышленности и тд.
С помощью налоговых льгот государство может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производственных сил, создание объёктов инфраструктуры и тд.
Посредством налоговых льгот государство стимулирует капиталовложения, создавая более благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса. Американским экономистом А. Лаффером было доказано, что результатом снижением налогов является экономический подъём и рост доходов государства (см.рис.1).
Рис.1. Кривая Лаффера
На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (Ri) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (Yi). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при 100% налогообложения доход государства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.
Размер налоговой ставки и сумма собранных налогов связаны определённой зависимостью. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Повышение налоговых ставок сверх определённого уровня может подорвать стимул к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшается. Такая ситуация существовала в пресловутых 90-х г. Из-за высокого налогового бремени и из-за сильного спада в производстве, многие предприятия уходили в тень, вели двойную бухгалтерию, выдавали зарплату в конвертах и тд. Например в 1993 г. повысили акцизный налог ликероводочные изделия до 90%, в результате производство этой продукции сократилось до 80%, а бюджет недополучил 1 трлн. руб.(деньгами того периода). В 2005 г. в г. Чапаевске из увеличения вмененного налога пришлось закрыться многим частным предпринимателям. Таким образом, из-за чрезмерного повышения налоговых ставок у предприятий пропадают стимулы к капиталовложениям, что тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственных бюджет. ический подъём и рост дохомеров городаммм