Полномочия комплексных органов специальной компетенции.

Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы по охране окружающей среды, являясь специально уполномоченными органами государственного управления в области охраны окружающей природной среды:

обеспечивают комплексное управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе принципов научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, рационального природопользования, установления допустимых норм и нормативов нагрузок на окружающую природную среду;

координируют деятельность министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

проводят единую научно-техническую политику по вопросам охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;

участвуют в совершенствовании экономического, правового и административного механизмов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

организуют и осуществляют государственную экологическую экспертизу;

организуют и осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;

управляют природно-заповедным фондом, ведут Красную книгу России;

оценивают и прогнозируют состояние окружающей природной среды, ресурсный потенциал страны, биосферные процессы;

организуют и ведут регистрацию опасных отходов, в том числе радиоактивных;

информируют население о состоянии экологической обстановки.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), комитеты или управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды республик, входящих в состав России, региональные и территориальные центры, гидрометеорологические обсерватории и бюро, наблюдательные станции и постыосуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства и учет вредных воздействий на них, а также наблюдение за уровнями радиации (радиационным фоном), т.е. формирование системы мониторинга. Основу мониторинга составляет сеть станций наблюдения, включающая посты контроля, лаборатории физико-химического анализа, передвижные лаборатории контроля. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных вызвать резкое повышение уровня загрязнения вод, воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий - источников загрязнения.

Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, республиканские, краевые, областные, автономных образований, городские и районные центры санитарно-эпидемиологического надзора, а также органы санэпиднадзора на водном и воздушном транспорте осуществляют государственный санитарный надзор за состоянием и охраной природных объектов в части соблюдения санитарно-гигиенических правил. Согласно Закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (5), Положению о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (116) и Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (103) одной из задач органов санитарно-эпидемиологического надзора является осуществление санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение или ликвидацию загрязнения окружающей среды вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, а также надзор за проведением мероприятий по предупреждению, снижению интенсивности и устранению шума, электромагнитных и иных ионизирующих излучений.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, управления, штабы, региональные центры гражданской обороны, а также подчиненные им войсковые формирования осуществляют руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения (87). Они производят дезактивацию зараженных участков местности и объектов, выемку, сортировку, вывоз и захоронение загрязненного грунта и предметов, обеспечивают население средствами индивидуальной защиты и при необходимости организуют эвакуацию людей.