Оценка или анализ эластичности спроса по цене.

Спрос на продукцию определяется в значительной степени уровнем цены. Зависимость изменения уровня спроса на товар от изменения цен характеризуется коэффициента эластичности спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на i-ый товар на 1 процент.

Эi = ΔVi% / ΔCi%, процент изменения спроса на 1 процент изменения цены.

ΔVi% - процентное изменение спроса на I-ый товар по сравнению с с базисным значением.

ΔVi% = (( Vi1 – ViØ ) /ViØ ) * 100%

ΔCi% - процентное изменение цены за единицу I-го товара по сравнению с базисным значением.

ΔCi% = (( Ci1 – C ) /C ) * 100%

Если коэффициент эластичности спроса по цене равен 1, то говорят, спрос соответствует единичной эластичности.

Если коэффициент эластичности спроса по цене больше 1, то говорят, спрос эластичный. Незначительное изменение цены влечет существенное изменение спроса и суммы реализованной продукции.

Если 0 < Эi < 1, то спрос не эластичный. На один и тот же товар по мере увеличения цены спрос может меняться не однозначно.

При анализе реализованной продукции, при исследовании изменений происходящих со спросом могут возникать бесчисленное множество ситуаций:

· ΔPi > 0, ΔPiV > 0, ΔPiC > 0, ΔPiOK >0 – спрос эластичен. Приведенная система неравенств интерпретируется следующим образом: объем реализации продукции возрос в результате увеличения объема продаж, а так же роста цен и снижения суммы остатков не реализованной продукции на складе. Продукция пользуется спросом на рынке, сумма реализованной продукции и объем продаж растут, не смотря на рост цен. Рост цен может обуславливаться инфляцией, улучшением качества товара, отсутствием конкурентов. Рекомендации: целесообразно увеличить объем производства или повышать цену, не расширяя границ рынка.

· ΔPi > 0, ΔPiV > 0, ΔPiC < 0, ΔPiOK >0 – спрос эластичный. Реализация возросла за счет роста объема продаж при снижении уровня цен, то есть спрос эластичный, а повышение уровня спроса свидетельствует снижение стоимости остатков не реализованной продукции на складе. Рекомендации: для роста объема реализации целесообразно увеличивать объемы производства.

· ΔPi < 0, ΔPiV < 0, ΔPiC > 0, ΔPiOK <0 – спрос эластичный. Стоимость реализованной продукции снизилась по сравнению с базисным значением под влиянием снижения объема реализации при росте уровня цен, что привело к возрастанию остатков не реализованной продукции и увеличению их стоимости. Рекомендации: для увеличения объемов реализации целесообразно снизить цену одновременно исследовать уровень максимального снижения цен (провести маркетинговый анализ), исследовать внутрипроизводственные резервы снижения издержек производства, интенсифицировать маркетинговые усилия предприятия по стимулированию спроса и продвижения товара, расширить границы рынка. Если эти рекомендации не помогут, то продукт снять с производства и заменить его.