Внешняя среда организации

Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяются его внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействовать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта. Сама фирма, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность.

К факторам прямого воздействия относятся: государственные органы управления, поставщики, потребители, конкуренты. Они непосредственно влияют на принятие решений хозяйствующего субъекта в сфере хозяйственной деятельности, выступая в определенной степени спектром некоторых ограничений. Государство регулирует экономическую деятельность через законодательные и нормативные акты, постановления правительства, налоговые льготы, субсидии, ставки, проценты и т.д.

Фактор «поставщики» можно подразделить на поставщиков материальных ресурсов, технологий, техники, персонала, финансов.

Потребители как фактор имеют важное значение с точки зрения ценообразования, использования системы скидок, льгот при приобретении крупных партий товаров, возможности предоплаты в условиях неплатежей и т.д.

Конкуренты, конкурентная среда и барьеры входа являются серьезным фактором прямого воздействия на деятельность хозяйствующего субъекта. Данная группа факторов определяет как условия функционирования хозяйствующего субъекта, таки величину прибыли, отвлекаемую на создание оптимальных условий конкурентной среды.

К факторам косвенного воздействия внешней среды относят: политические, социально-культурные, международные, национальные, территориальные факторы, научно-технический прогресс, налоговую систему.

Особое место в группе факторов внешней среды занимают технические факторы и технологии, которые являются одно временно внутренней переменной хозяйствующего субъекта и внешним фактором большого значения. Технологическая среда развивается, совершенствуется, создавая при этом дополнительные возможности и ограничения. Хозяйствующий субъект должен приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ среди конкурентов. Силы конкуренции стимулируют технологический процесс. Используя технологии высокого уровня, хозяйствующий субъект быстро реагирует на новые разработки и сам предлагает нововведения, что способствует повышению эффективности производства.

Роль социально-культурных и национальных факторов состоит в том, что они определяют специфические установки для хозяйствующего субъекта. Принятые установки, жизненные ценности и традиции влияют на успешность его деятельности.