Проблемное обучение
В 70-е, 80,-е годы широкое распространение в России получила теория и практика проблемного обучения: труды И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, М.И.Махмутова, Д.В.Вилькеева, А.М.Матюшкина, Т.И.Шамовой и других. Проблемное обучение – это организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем. Проблема — нерешенный вопрос, Научная проблема — вопрос, не решенный в науке. Учебная проблема-вопрос, в науке решенный, но в учебном процессе он ставится, чтобы учащиеся решили его самостоятельно, чтобы развить их интеллектуальные способности, которые развиваются, прежде всего, в самостоятельной деятельности. Учебная проблема, таким образом, это задача, которая в начале вызывает затруднение учащихся, и в процессе самостоятелъной работы, где он (учащийся) решает проблему, получая новые знания обобщающего характера или новый способ действия.
В проблемной ситуации важен сам факт ее видения учащимися, поэтому ее надо отличать от проблемных вопросов, например: почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?
М.Н. Скаткин выделил три уровня проблемного обучения:
1-й уровень — проблемное изложение учебного материала. Преподаватель сам ставит проблему и сам ее решает, рассуждая вслух. Учащиеся наблюдают за решением проблемы, и эта форма изложения способствует их интеллектуальному развитию.
2-й уровень — проблему ставит преподаватель, но привлекает для ее решения учащихся. В классе создается проблемная ситуация — ситуация затруднения, то есть учащиеся не могут найти ответ немедленно. Идет процесс добывания знаний: например, работа с книгой. Проблема решается самостоятельно или совместно с учителем: вначале выдвигается гипотеза, затем правильность ее проверяется.
3-й уровень — проблему «увидели» сами учащиеся, осознали ее и решают ее самостоятельно: намечают план поиска, ведут наблюдения, делают выводы. Это исследовательский уровень учебной деятельности. Таким образом, в процессе проблемного обучения возникает потребность в получении новых знаний и открытии новых обобщений.
Примеры из книги М.И.Махмутова «Проблемное обучение». Урок математики. Тема «Скобки».
На доске 2 примера. 2+5x3=17 и 2+5x3=21.
Вопрос учащимся: почему примеры одинаковые, а ответы разные? Некоторые из учащихся догадываются, что в первом случае надо произвести вначале действие умножения, а потом сложения. Во втором случае — следует вначале произвести действие сложения, а потом умножения. Вопрос: как обозначить последовательность действий? Ответ: «Надо поставить скобки» дают учащиеся, а в случае затруднения учащихся - учитель. Таким образом, вводится новое понятие «скобки», далее идет объяснение учителя.
Второй пример. Урок геометрии. Тема: «Сумма углов треугольника».
При сообщающем методе обучения преподаватель сам доказывает теорему без привлечения учащихся. В процессе проблемного обучения — вначале практическая работа с бумажными треугольниками. Задание: разрезать треугольники на 3 части, сложить углы, замерить их и найти их сумму. Получили ответ: 180 градусов. Вывод: так как мы имеем дело с ограниченным количеством случаев, следует проверить вывод теоретически, доказав теорему. Доказательство осуществляется коллективно, затем его повторяет сильный ученик. Завершение темы: решение задач на применение изученной теоремы.
Пример приемов проблемного обучения на уроке русского языка. 4-й класс. Тема: вид глагола, совершенный и несовершенный. На доске написаны 2 столбца:
Наклеивать. Прибегать. Печь. | Наклеить. Прибежать. Испечь. |
Вопрос учителя: по какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбцов? Дети затрудняются с ответом. С помощью учителя они утверждают, что в первом столбике глаголы обозначают незаконченное действие, в во втором — законченное. После этого утверждения объявляется новая тема: «Виды глагола, совершенный и несовершенный».
Таким образом, функции проблемного обучения:
· привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебной теме, возбудить его познавательный интерес;
· показать противоречие между возникшим желанием решить проблему и невозможностью ее решения (не хватает знаний, умений, навыков и т.д.):
· указать направление поиска.
Приведем некоторые приемы создания проблемных ситуаций.
- демонстрация опыта на уроках физики, химии, биологии. Задание учащимся: объяснить опыт;
— Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;
Вопрос: почему так произошло?
— Предложение учащимся: установить причинно-следственные связи между явлениями, процессами;
— Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления;
— Создание ситуации выбора, принятия решения;
— Новый взгляд на привычное явление и т.д.