Восстановление деталей способами ремонтных размеров и дополнительных деталей

 

Восстановление нормальной работы сопряжения методом ремонтных размеров предполагает исправление геометрической формы одной из деталей сопряжения механической обработкой до определенного ремонтного размера. Вторую деталь заменяют новой, но того же ремонтного размера. Таким методом восстанавливают коленчатый вал. При износе шеек их шлифуют под очередной размер, а затем полируют. Вкладыши ставят новые, но того же ремонтного размера. Аналогично восстанавливают работу поршневой группы двигателей внутреннего сгорания и компрессоров. При потере компрессии цилиндры растачивают под очередной ремонтный размер поршня. Завод-изготовитель выпускает несколько ремонтных размеров поршней. Номер ремонтного размера выбивается на поршне. Обточка шеек коленчатого вала снижает его прочность. То же самое происходит и со стенками цилиндра, поэтому количество ремонтов этим способом ограничено двумя, тремя. Существующие технические требования на восстановление деталей механической обработкой допускают уменьшение прочности детали до 15%. Допустимость дальнейшего ослабления должна быть подтверждена расчетом. Первоначальные размеры изношенных шеек валов и гладких отверстий могут быть восстановлены добавлением ремонтной детали. Шейку вала или отверстие подвергают механической обработке с целью получения правильной геометрической формы, а затем напрессовывают на вал или запрессовывают в обработанное отверстие втулку. В случае необходимости втулка может дополнительно стопориться штифтами или винтами. После установки втулка обрабатывается для получения первоначального номинального размера детали. Толщина стенки втулки не должна быть менее 2—2,5 мм. Так же как и при получении ремонтных размеров механическая обработка уменьшает прочность детали, что является недостатком восстановления этими двумя способами.

Резьбовые гнезда под шпильки с изношенной резьбой могут быть восстановлены как методом ремонтного размера, когда гнездо рассверливают и нарезают резьбу большего диаметра, так и добавлением дополнительной детали—ввертыша. При этом резьбовое отверстие растачивают под больший диаметр и нарезают внутреннюю резьбу. Ввертыш представляет собой втулку с наружной и внутренней резьбой. Внутренняя резьба имеет размер изношенной и восстанавливаемой резьбы гнезда, наружная резьба соответствует вновь нарезанной резьбе гнезда. Для завинчивания ввертыш должен иметь паз под отвертку. Против самоотвинчивания ввертыш стопорится шпилькой. У крупногабаритных, металлоемких и сложных деталей часто интенсивно снашивается лишь одна рабочая поверхность, в то время как износ других поверхностей не превышает норму. Подобные детали, если позволяет их конструкция, рационально ремонтировать удалением изношенной части и присоединением на резьбе или сварке аналогичной вновь изготовленной. Применение этого метода усложняется, если ремонтируемая деталь термообработана. Преимущества восстановления деталей механической обработкой — простота и высокое качество ремонта.