ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 8 страница
5. Рынок -- многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, -- решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";
6. Рын рег -- развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег -- инициатива ограничена пределами плана;
7. Рын рег -- гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос рег -- прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает;
8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва;
9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);
10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные);
11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно;
12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.
II. Инструменты и механизмы государственного регулирования. ***
Выполняя свою регулирующую роль, гос-во использует целый ряд средств (методов):
1. Организационные институты -- орг-ции, учреждения, создаваемые гос-вом для регулирования экономики (отделы в администрации президента и правительства; министерства -- эконом развития и торговли, финансов, по налогам и сборам; отделы в других министерствах: эконом отдел в военном министерстве, в министерстве путей сообщения; эконом органы в региональных и муниципальных системах управления);
2. Работники гос управления (министерства -- это только здания);
3. Законодательные институты -- законы, постановления, указы (прежде всего конституция, потом законы о земле, об акционерных обществах, о собственности...);
4. Методы, к-ыми гос-во осуществляет регулирование:
а) административные и
б) рыночные;
5.Целый ряд уникальных инструментов -- налоги, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования и тд.
Виды гос регулирования:
1. Долгосрочное -- решение стратегических задач.
2. Текущее -- решение тактических задач.
Вырабатывается эконом политика -- способ гос регулирования экономики.
Она предполагает выработку нескольких компонентов:
1. Гос-во определяет цели и задачи (иерархию целей и задач) -- должны быть связаны друг с другом, не противоречить...
Большой вклад внёс Тимбергин: он выдвинул теорию иерархии целей МК развития. Сначала целей было 7, позднее стало 3:
а) Экономический рост;
б) Обеспечение полной занятости;
в) Борьба с инфляцией и проч.
Цели переводятся на язык времени (что когда) и язык цифр (используются МК параметры и индикаторы).
2. Определение методов (инструментов), с помощью к-ых эти задачи должны быть решены;
3. Разработка конкретных мероприятий, к-ые обеспечат воплощение поставленных задач конкретными методами;
4. Выполнение осуществления эконом политики требует времени, оно должно быть сжато до предела (чтобы регулирование было эффективным). Но существуют некоторые запаздывания.
Фридман развил теорию Лагов. Лаг -- время, к-ое требуется на осуществление того или иного этапа эконом политики.
Обчно выделяется 5 лагов:
а) Лаг распознания возникшей проблемы -- получение первой информации МК проблемах;
2. Лаг принятия решения;
3. Лаг разработки конкретных мероприятий;
4. Лаг запуска выработанных мероприятий в действие (довести до регионов, муниципалитетов, добиться выполнения);
5. Лаг выполнения, осуществления намеченных мероприятий.
После того, как всё это состоялось, будет решена возникшая МК проблема.
Задача гос управления -- свести это к минимуму.
Типы и виды общей эконом политики:
1. По характеру воздействия:
а) Стимулирующая -- подстёгивает МК вперёд, заставляет развиваться;
б) Стабилизирующая -- достигнут оптимальный вариант решения МК задач, уровень нужно поддерживать;
в) Сдерживающая -- в периоды экономического подъёма возникает опасность кризиса перепроизводства;
г) Аккомодационная -- политика выхода из шокового состояния и приспособление экономики к новым условиям;
д) Антикризисная -- направлена на предупреждение, недопущение,минимизацию кризисных явлений;
2. По долгосрочности:
а) Стратегическая и тактическая;
3. По объектам воздействия:
а) Внешнеэкономическая,
б) Аграрная;
в) Доходов и проч.
г) Особый вид -- промышленная политика (возникла в Японии). !!Воздействие на промышленность -- индстриальная политика, а промышленная -- воздействие гос-ва на частный сектор развития экономики (особ. малый и средний сектора);
4. По методам:
а) Денежная -- через регулирвание денежной массы;
б) Фискальная и налоговая политики -- расходы и доходы.
Требования к эконом политике вобще (и к гос регулированию в особенности):
1. Отвечать национальным интересам (гос=ва, народа).
М. В. Ломоносов: "Целями должны быть благополучие, слава и процветающее состояние Родины";
2. Соответствовать законам страны (конституции и др), иметь правовые рамки, а не нести произвол и волюнтаризм;
3. Обоснованность политики -- привлечение научных методов решения проблем МК, обоснованная фактами;
4. Выполнимость (реальность) эконом политики -- "Маниловщине не место при выработке гос политики". (Не должно быть и другого: под видом того, что это невыполнимо, не делать ничего);
5. Ясность и чёткость -- положения должны быть ясны, чтобы каждый мог определить своё отношение к политике;
6. Прозрачность (пбличность) политики
7. Прогрессивность;
8. Смелость -- воплощать в жизнь новаторские решения;
9. Контролируемость;
10. Корректируемость -- ошибки нужно исправлять, а делают их все...
III. Экономические и хозяйственные функции государства. ***
Выполнение регулирующей роли гос-во осуществляет через свои ф-ции.
!Функция гос-ва -- система действий; формы, в к-ых гос-во осуществляет свою роль в общ-ве, выполняет свои обязанности перед народом и общ-вом; система реализации роли в экономике.
Функции бывают различные: полицейские, военные, политические и проч.
Экономические -- только та часть ф-ций, к-ая направленна на воздействие на эконом систему... Реализуются на микро- и макроэконом уровне.
Эконом ф-ции (как и все остальные) возникают с появлением гос-ва и постоянно меняются. В современных условиях эти ф-ции выглядят так:
1. Создание законодательной базы (правовых институтов) для ф-ционирования МКС, упорядочивающие МКС и её элементы (рынок и др):
Как должна развиваться экономика, какие пределы прав и какие обязанности лежат на каждом из субъектов, Что законно и что незаконно в их действиях (конституция и система эконом законов).
2. Обеспечение равноправия всех участников эконом жизни -- частный предприниматель равноправен гос-ву, гос-во -- АО, АО -- крестьянину...
В социалистическом общ-ве гос-во имело преимущество, кооперативы -- чуть меньшие привилегии, частник ограничивался.
"Важно чтобы гос-во обеспечивало равноправие бедному и алигарху, у последнего возможностей больше".
3. Обеспечение эконом свободы для всех участников эконом д-ти, не создавать привилегий членам семьи главы гос-ва и проч. -- "Равная свобода всех хозяйствующих субъектов", проявление всеобщей эконом активности (инициативы).
Возможность в пределах закона реализации собственной инициативы;
4. Защита всех участников эконом жизни, эконом пространства, МКС от посягательств со стороны внутренних и внешних противников (от бандитов, коррупционеров, взяточников); для этого создаётся "силовой аппарат" (в МВД, ФСБ и проч);
5. Поддержка свободу конкуренции, действие механизмов конуренции, борется с монополизмом (антимонопольная политика);
6. Поддержка механизма предпринимательства - создание правового поля, оказание поддержки, защиты; стимулирует развитие предпринимательства;
7. Гос-во берёт на себя часть затрат (трансакционных издержек) -- создаёт и поддерживает стандарты, нормативы; поддержка мер и весов, измерений... (не будь гос-ва, это были бы дополнительные расходы);
8. Создание и обеспечение ф-ционирования денежной системы страны -- выпускает деньги, регулирует их кол-во, проводит денежную политику;
9. Создание финансовой системы -- финансовая политика, создание более выгодных для ф-ционирования МК; с помощью фискальной политики гос-во выполняет регулирующие действия;
10. Создание кредитно-банковской системы -- национального банка (сердца, "станового хребта" банковской системы, в большинстве стран непосредственно или косвенно подчиняется гос-ву), лицензирования создания новых банков и определение порядка их ф-ционирования;
ёё. Мобилизация общенациональных доходов, создание общенациональных фондов -- налоги;
ё1. Осуществление централизованных расходов -- расходы гос сектора, поддержка населения (не только собирает, но и распределяет -- расходует на благо народа);
13. Влияние на спрос через систему расходов;
14. Воздействие на предложение;
15. Регулирование общественного совокупного пр-ва:
а) Собственно пр-во гос сектора;
б) Помощь сельскому хоз-ву;
в) Развитие отраслей, к-ые нельзя передать частному сектору (атомная промышленность, пр-во вооружения);
г) Поддержка связи, транспортной системы.
16. Содействие установлению МКР;
17. Преодоление трудностей МКС -- инфляция: гос-во проводит антиинфляционную политику, безработица: гос-во проводит политику обеспечения занятости... -- помогает МКС выходить из кризисных ситуаций, помогает стабилизировать положение;
18. Ликвидация последствий черезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
19. Создание и использование системы гос резервов
20. Обеспечение внешнеэкономической д-ти страны, защита экспортёров и импортёров, повышение роли страны в международной экономике;
21. Выполнение регулирующих ф-ций, к-ые не в состоянии взять на себя рынок:
а) Развитие фундаментальной науки (в развитых странах порядка 5-6% ВВП);
б) Подготовка кадров -- обеспечение начального, среднего, значительной части средне-специального и высшего образования;
в) Создание общественных благ и товаров (уличное освещение);
г) Регулирование внешних эффектов -- экстерналий;
д) Экономическое обеспечение социальной д-ти в стране -- выплата степендий, пособий, пенсий.
22. Разработка и осуществление программ, выполнеие к-ых не под силу частному сектору:
а) Программы северного завоза;
б) Программа восстановления Чечни выплата потерявшим жильё).
23. Система планирования, прогнозирования и программирования экономики -- планы имеют характер вспомогательных: помогают частному сектору узнать, что требуется общ-ву, на пр-ве чего сосредоточить свои силы (сильное планирование во Франции, Японии, в развивающихся странах).
IV. Государственный сектор экономики. ***
!Гос сектор -- сигмент МКС, в к-ом гос-во проявляет свою роль и явл активно действующей силой; совокупность форм непосредственного участия гос-ва в эконом жизни; система, к-ая позволяет гос-ву непосредственно участвовать в пр-ве, распределении и обмене продукции.
Масштабы гос сектора -- доля гос-ва в важнейших эконом параметрах.
Параметры гос сектора:
1. Национальное богатство страны -- в США 20%;
2. Обеспечение занятости населения -- в США 18% населения занято в гос секторе.
Сэмуэльсон: "Американское правительство -- самый крупный предприниматель в мире";
3. ВВП -- прослеживается тенденция к увеличению:
США 1870 -- 7.3%; 1913 -- 7.5%; конец XX ека -- 32-33%.
Франция 1870 -- 6%, сейчас -- 55%;
Швеция было 5-6%; сейчас -- 56-58%;
Германия 1880 -- 10%; сейчас -- 49%.
Англия -- сейчас 55%.
В России нет чёткости в подсчётах (примерно 40-50%).
Структура гос сектора (сигменты):
1. Система непосредственного участия гос-ва в пр-ве -- в создании продуктов и услуг.
Формы гос участия:
а) Коммерческие гос предприятия -- цель: получение прибыли и использование рынка, удовлетворение потребностей населения через рынок.
Важнейшие формы таких предприятий:
- Акционерные общ-ва с участием гос-ва:
|со 100% участием гос-ва;
|Гос-во имеет контрольный пакет (либо 50% + 1 акция, либо то, что составляет контрольный пакет)
|АО, где гос-во имеет "золотую акцию" -- гос-во может приостановить решение частных акционеров;
|АО, где только часть акций принадлежит гос-ву.
- Государственные унитарные предприятия -- принадлежащие целиком гос-ву, действуют на правах полного гос ведения: по обязательствам этих предприятий гос-во не несёт никакой ответственности, а предприятия не несут от-сти за действия гос-ва;
- Государственные казённые предприятия -- (если унитарные предприятия работают плохо, их переводят в ранг казённых) они распоряжаются гос с-тью на правах оперативного управления, а не полного хоз ведения: гос-во несёт от-ть за действия этих предприятий, тк оно их полностью регулирует, а предприятия несут от-ть за д-ть гос-ва;
б) Некоммерческие гос предприятия -- обеспечение удовлетворения потребностей жителей страны (гос больницы, школы, университеты). В результате недостатка финансирования приходится сочетать некоммерческую с коммерческой д-тью.
2. Непосредственное участие гос-ва в обмене товаров и услуг.
Формы участия гос-ва:
а) Заказ -- гос-во выступает заказчиком;
б) Гос закупки -- по заранее заключённым контрактам, по заранее оговоренным ценам;
в) Гос закупки на открытом рынке.
Нужно, чтобы всё это проводилось на конкурсной основе. (В США гос-во иногда покупает винтики для военной промышленности в 100 раз дороже, чем они стоят на открытом рынке).
3. Непосредственное участие гос-ва в распределении созданного продукта -- сбор налогов и осуществление расходов (трансфертов).
Как создаётся гос сектор, какова его динамика?
Доля гос сектора до 1974 года непосредственно возрастала.
Источники увеличения гос сектора:
1. Национализация -- передача в гос масштабе ресурсов из частной в гос с-ть по соответствующим законам.
Виды национализации:
а) Экспроприация -- взяли, ничего взамен не дав;
б) С выкупом -- взяли, за всё заплатили;
в) С частичным выкупом -- взяли, оплатили часть;
г) Взяли у собственника предприятие, сделали его управляющим, оклад на уровне получаемого ранее процента -- используется и его опыт, и он не обижается, но завод уже не продаст, капитал не вывезет.
2. Строительство -- создание гос объектов, засчёт гос средств;
3. Покупка на гос средства;
4. Захват -- "спасение" или вывоз по репарации.
С 1974 года начался процесс сокращения гос сектора -- приватизации.
V. Приватизация. ***
Понятие употребляется в широком и узком смыслах:
1. В широком -- это "частнизация", превращение экономики в частную, "приватную" экономику; роль гос-ва и гос сектора снижается; начинают доминировать рыночные механизмы регулирования экономики; основная форма собственности -- часная;
2. в узком -- смена собственника -- переход объектов из гос собственности в частную.
Задачи приватизации:
1. Изменение типа общественно-экономической системы, смена парадигмы общественно-экономического развития (была советская систмеа, стала капиталистическая);
2. Фискальная -- получение денег за приватизированные предприятия: "залатать" гос бюджет или, наоборот, сделать его более могучим;
3. Хозяйственное оздоровление -- рыночное регулирование в большинстве случае более эффективно, надо дать ему некоторое пространство.
В 1974 Августо Пиначет сверг. При Альенде был создан мощный гос сектор в экономике Чили, Пиначет провёл приватизацию. Вслед за Пиначетом этот процесс пошёл во многих странах.
Участвуют: могучие державы -- Англия, Франция; развивающиеся гос-ва; бывшие соц страны -- более, чем в ё00 странах осуществляется приватизация.
Формы приватизации:
1. Возвращение с-ти прежним хозяевам -- эффективно там, где национализация прошла недавно, и собственники ещё сохранили навык предпринимательской д-ти (то, что происходит в Прибалтике, -- нехорошо);
2. Акционирование -- предприятие превращается в АО, акции уходят в продажу (часть может остаться у гос-ва);
3. Продажа предприятий новым хозяевам (не частями, как при акционировании, а целиком) -- за деньги, к-ыми располагает богатый ч-к, а может быть след образом:
"Какой-нибудь рыжий приватизатор устанавливает стоимость миллиардного завода в 10 тыс, зовёт друга-банкира, ему дают беспроцентную ссуду в банке и...".
Продажа на залоговых аукционах -- объявляется цена более дорогого предприятия в 1 млн долларов, находится покупатель, через определённый срок гос-во выкупает это предприятие.
4. Превращение в "народное предприятие" -- принадлежит целиком всему коллективу;
5. Кооперативизация -- гос предприятие превращается в кооператив;
6. Ваучеризация;
7. Приватизация по приватизационным книжкам -- ваучер вносится только в одну компанию, а по книжке можно рассредоточить средства.
VI. Макроэкономический кругооборот. ***
В МКС продукты, товары, деньги находятся в постоянном движении.
!МК оборот -- форма движения товаров и денег в МКС; форма циркуляции доходов, расходов, денег, товаров в МКС.
Схема:
По горизонтали 3 прямоугольника, справа налево -- домохозяйства, государство, фирмы. Над и под "государством" по прямоугольнику: вверху -- факторный, внизу -- потребительский рынки.
Описание:
- домохозяйства выносят ресурсы на факторный рынок, взамен с факторного рынка домохозяйствам поступают доходы (прибыть, рента, процент);
- факторный рынок получает ресурсы, издержки -- оплата этих ресурсов;
- Фирма создаёт продукцию, выносит её на потребительский рынок; взамен получает выручку;
- Домохозяйства закупают эти продукты, взамен несут потребительские расходы.
- Гос-во берёт налоги с домохозяйств и фирм, но выплачивает трансферты населению (пенсии, степендии), оказывает поддержку фирмам (дотации);
- гос-во закупает на потреб рынке необходимые товары: расходует деньги, получает потреб товары; (в цивилизованных гос-вах часть потреб товаров уходит домохозяйствам -- организация бесплатных столовых для малообеспеченных, бомжей и проч);
- Гос-во часть денег несёт на факторный рынок (закупает нефть, оборудование), и передаёт их сельскому хоз-ву, например, в общем случае -- фирмам.
От потребительского рынка стрелка вниз -- связь с международным рынком; а от факторного -- вверх -- связь с мировым факторным рынком.
Тема: Инвестиции и их роль в экономической системе.
1. Потребление и сбережение;
2. Сущность инвестиций и их типы;
3. Соотношение инвестиций и сбережений;
4. Роль инвестиций в экономической жизни;
5. Мультипликатор и акселератор;
6. Инвестиционная политика государства в России.
I. Потребление и сбережение. ***
!Главной силой в МКРег выступало гос-во (по Кейнсу).
В определение ВНП входило личное потребление, чистый экспорт, частные инвестиции и гос расходы.
Гос расходы рассмотрели, обратим внимание на остальные моменты.
Увеличению пр-ва через спрос способствует личное потребление.
!Личное потребление -- это использование полученного дохода для удовлетворения личных потребностей.
Цепочка:
получили доход, доход превратился в расход, расход превратился в спрос, спрос превратился в товары, товары, а товары уже потребляются.
Возможности личного потребления заложены в полученный доход (той его части, к-ая расходуется на потребление).
Факторы, от к-ых зависит личное потребление:
1. Доход -- чем больше доход, тем больше потребление (монотонно возрастающая кривая);
2. Богатство -- ничто не останавливает в потреблении (хочешь зажаренного быка -- пожалуйста, раз готов платить);
3. Размер процента на капитал -- чем выше процент, тем меньше потреление;
4. Налоги -- ем меньше налоги, тем потребление больше;
5. Ожидания -- повышение цен, потребление увеличивается;
6. Личные запасы -- чем больше запасы, тем меньше потребление;
7. Стабильность, ситуация на международной арене, личные кач-ва ч-ка, климатические особенности...
Что, сколько, потреблять или не потреблять -- решает сам ч-к.
Кейнс заявил: "Это зависит от склонности к потреблению". Ввёл математическое понятие и описал его.
$ P_c = \frac{C}{income}
Кейнс также ввёл понятие предельной склонности к потреблению:
$ MP_c = \frac{\delta{C}}{\delta{income}}
Следовательно, по мере роста дохода предельная склонность к потреблению растёт (тк возможности увеличиваются). Но после произведения тщательных подсчётов пришли к выводу, что в развитых странах она остаётся примерно на одном и том же уровне.
Целиком ли потребляется полученный доход?
Зависит от склонности: большинство всего дохода не потребляют, возникает остаток
$income = C + S
где S -- тот самый остаток, его называют сбережением; сам процесс непотребления называют также сбережением.
!Сбережение -- создание той части дохода, к-ая не тратится, а накапливается, сберегается; таким образом, процесс потребления растягивается во времени.
То есть C -- текущее потребление, а S -- даёт возможность перенести потребление на будущее.
Сбережения бывают: частные, государственные и национальные.
$S_{частное} = income - C - налоги
$S_{государственные} = Налоги - гос расходы
$S_{национальные} = Income - S_{частные} - S_{Государственные}
Чем больше процент, тем меньше сбережения и больше потребление.
На моделях сбережений доход на оси абсцисс, на оси ординат сами сбережения;
На модели зависимости сбережений от процента: процент -- на оси ординат, сбережения -- на оси абсцисс.
Сбережения делаются в 2 формах:
1. В деньгах;
2. В натуре --(крестьянин картошку, капусту хранит)...
II. Сущность инвестиций и их типы. ***
Сбережения можно хранить в 2 формах:
1. "Под подушкой" -- в денежной форме: прироста нет, но сберегаться будет; выгода только в растягиании потребления во времени;
2. Инвестиция -- форма сбережений, позволяющая получить доход (Инвестирование -- использование сбережений, с целью получения дохода).
!Инвестирование -- превращение сбережений в капитал; доходная форма использования сбережений (больше отвечает принципам экономического поведения).
Чтобы инвестиции имели место, необходимо
1. присутствие склонности к сбережению у населения:
$P_s = \frac{S}{Income}
Предельная склонность к сбережению:
$ MP_s = \frac{\delta{S}}{\delta {Income}}
Инвестиции возможны как за счёт собственных сбережений, так и взятых в кредит. В последнем случае необходимо, чтобы получаемый процент и тот, к-ый нужно вернуть, имели положительную разницу (должен существовать навар).
2. Найти нишу в пр-ве, где они приносили бы прибыль, -- нужно найти объект инвестирования;
3. Найти ресурсы, к-ые будут приобретены на инвестиционные средства (машины, рабочие, предприниматели...) -- если их нет, инвестиции не смогут приносить доход;
4. Наличие определённых правовых институтов, к-ые разрешили бы инвестирование (юридическое оформление инвестиций).
Различные типы инвестиций:
1. Реальные и финансовые.
Реальные -- инвестиции в пр-во (в реальный сектор экономики), трансформируются в реальный капитал, обеспечивают приращение материально-технической базы (здания, оборудование, специалисты...);
Финансовые -- инвестиции в финансовый сектор экономики, превращение денег в ценные бумаги, облигации (то, что ф-ционирует на финансовом рынке).
Реальные инвестиции в общей сумме составляют валовые инвестиции в реальный сектор.
Реальные инвестиции делятся на 2 типа:
а) Репродукционные (амортизационные) -- инвестиции, к-ые обеспечивают просто воспроизводство, простое повторение процесса пр-ва; поддерживают МКС в прежних масштабах (замена износившегося оборудования). поступают из амортизационного фонда;
б) Чистые инвестиции -- используются для расширения пр-ва, чтобы МКС и её микроэкономические компоненты увеличивались в масштабах. Поступают из фонда накоплений. Фонд накопления образуется за счёт отчислений: от прибыли, процента, зарплаты, от ренты...
Амортизационные инвестиции делятся на:
- Простая замена оборудования (в том же точно виде, как раньше);
- на модернизацию оборудования (оно заменяется и становится более эффективным).
Чистые инвестиции делятся на:
- Инвестиции в производительный (вещественный) капитал. В свою очередь делятся на:
|Инвестиции в производительный капитал -- то, что ф-ционирует в процессе пр-ва (здания, оборудование и проч);
ф. Инвестиции в здания и сооружения (в основной капитал) -- служат примерно 50-100 лет;
б. В машины, станки -- 5-10 лет;
в. Увеличение запасов (сырьё, полуфабрикаты, топливо) -- используется постоянно.
|Инвестиции в непроизводственную сферу (жилищное строительство, школы, больницы, Московский Университет).
- Инвестиции в ч-ческий капитал.
в) Прямые инвестиции в натуре -- осуществляются без помощи денег (фермер оставляет тёлочку для последующего разведения бычков, петуха для яйцевоспроизводственного процесса и тд);
г) Косвенные -- должны быть в денежной форме с последующем приобретением необходимого в процесссе пр-ва товара (фермер продаёт тёлочку, покупает трактор).
2. Автономные и производные.
Производные -- связаны с ростом дохода (сбережения растут, нужно найти им применение);
Автономные -- возникают в связи с появлением выгодной ниши вложения капитала (тех прогресс: созданы новые машины, чтобы их использовать и в будущем получить прибыль, нужно найти деньги; открываются новые территории (Дальний Запад в США, при Советской власти в России -- малоосвоенный север);
3. В зависимости от собственности: частные, муниципальные, региональные, федеральные, иностранные;
4. По географическому направлению -- в своём городе; не в своём городе, но в своей стране; не в своей стране, а зарубежом;
5. По отраслевому принципу: в промышленность, сельское хоз-во, в культуру...
По мере развития МКС инвестиции растут (в цивилизованных странах):
мировые инвестиции: 1980 -- 2трлн долларов; 1990 -- 3 трлн долларов; 2000 -- 4 трлн долларов.
(в России инвестиции сокращаются).
Факторы, приводящие к росту или уменьшению инвестиций:
1. Сбережения, к-ые есть в стране -- источник инвестиций. Он зависит от:
дохода, потребления (негативная роль), налоги.
2. Стимулирующие инвестиции факторы: ожидаемая норма дохода, прибыли и процента;
3. Противодействующий фактор: величина процентной ставки. Если процент высокий, то:
а) "Чего там возиться с этим заводом, лучше вложить деньги в банк и получать устойчивый процент";
б) Ограничивается возможность получения заёмных средств -- брать деньги в кредит теперь не выгодно.
4. Коэффициент "Q Тобина". (Тобин -- лауреат нобелевской премии).
$Q = \frac{P_{за завод сегодня}}{C_{на постройку завода сегодня}},
где P -- цена от продажи, а C -- затраты.
Если Q > 1, то естьсмысл вкладывать в постройку; если Q < 1, то нет.
5. Издержки обслуживания инвестированного капитала;
6. Степень риска, ситуация в стране, законодательная база и тд.
7. "Предельная эффективность капитала" (Кейнс) -- ставит предел инвестициям.
$ME = \frac{MD}{P},
где MD -- доход этой единицы инвестиций, а P -- цtна инвестиции. ("Мини норма прибыли").
Кейнс сравнивает это с процентом, получаемым за тот же капитал. Пока предельная эффективность капитала больше, есть смысл инвестировать. Как только эти показатели сравниваются, смысла нет -- прибыльности нет, дохода нет...