ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 2 страница
Шеван: "Деньги для экономической науки то же, что и квадратура круга для геометрии".
Хайек: "Деньги до сих пор остаются вещью, совершенно непостижимой, и, пожалуй, наряду с сексом объектом самых невообразимых фантазий".
Теории поиска сущности денег:
1. Номиналистическая теория (Аристотель, Платон) -- деньги - это простая условная единица, к-ая введена (придума) людьми (гос-вом) для удобства обмена.
Аристотель: "Деньтги -- это просто знак (вещь) весьма условная".
Платон: "Деньги -- это знак для обмена".
а) создателя денег нет и быть не может (Аристотель);
б) деньги искусственно ввело гос-во:
Поташков: "Деньги -- продукт монарха";
Карамзин: "Если государь заставит нас принимать в качестве денег клеймёные щепки, то мы подчинимся государю и будем их использовать";
Книсс: "Деньги -- хартальное средство", харта -- знак, устанавливаемый волей гос-ва.
2. Металлистическая концепция (Арем, XIV в.) -- отождестляет сущность денег с тем металлом, из к-ого они изготовлены: "Золото по природе своей деньги".
3. Товарная теория денег (Физеократы (Тюрго) ) -- "Деньги -- товар, ничем от других товаров не отличающийся";
4. Теория рабочих денег (Оуэн, Грей, Брей) -- "Деньги -- свидетельство того рабочего времени, к-ое затрачено на изготовление товара".
Они устроили "Базар справедливого обмена": на рынке вместо денег выдавался квиточек с надписью кол-ва часов, затраченных на изготовление данного товара. Потом ч-к мог прийти на рынок и подобрать себе по часам необходимый товар.
не учитывалась разница между индивидуальным и общественным рабочим временем: товары, где разница была в пользу пр-ителя, раскупались, те, к-ые покупать было не выгодно, никто -- не брал.
5. Концепция Смита и Рикардо -- "Деньги -- товар, но товар особый, выполняющий технические функции, облегчающие обмен продукции на рынке".
Смит: "Деньги -- это колесо обмена";
Мель: "Деньги -- это машина, к-ая обеспечивает обмен".
6. Концепция Радищева: "Деньги -- это не просто товар, а товар, к-ый выделился из других товаров".
Маркс: "Деньги -- это товар, к-ый исторически выделился как роль всеобщего эквивалента, товар, к-ый служит выражением стоимости других товаров, товар, в к-ом выражается и к-ый возмещает стоимость других товаров".
7. С появлением бумажных денег возникла след концепция: "Деньги -- это финансовое средство, заменитель товара, имеющий абсолютную ликвидность".
Общий вывод:
деньги -- это особый товар (или заменяющее его финансовое средство), к-ое обладает абсолютной ликвидностью, является всеобщим эквивалентом и обеспечивает функционирование рынка. Деньги обладают этими качествами не в силу своих естественных св-в, а в силу того, что с ними связаны определённые экономические отношения: нет отношений -- нет денег (Робинзон Крузо имел много денег, а никакой ликвидности).
Сущность денег реализуется в функциях денег. (Весь товарный мир разделился на 2 полюса: товары как таковые и деньги, на к-ые любой из товаров можно обменять).
II. Функции и роль денег. ***
Назначение денег -- те операции, к-ые деньги выполняют в рыночной экономике, обеспечивание функционирование рынка.
Функции денег ("Классическая пятичленка"):
1. Мера стоимости (измерительная, мера цены) -- деньги дают кол-венное выражение цены;
Эта функция:
а) даёт представление о товаре (дорогой-дешёвый, доступный-недоступный);
б) придаёт рынку единообразие;
в) позволяет осуществлять подбор товара;
г) позволяет вести бухгалтерский учёт;
д) даёт информацию об экономических процессах, явлениях, показателях.
Особенность это функции: выполняется деньгами идеально, без наличия самих денег.
2. Средство обращения.
С помощью этой ф-ции денег решаются след задачи:
а) осуществляется продажа товаров (товар обменивается на деньги);
б) осуществляется купля товара (деньги обмениваются на товар);
в) движение товара от пр-ителя к потребителю (продажа-перепродажа...).
Особенность: деньги (этой функцией) дают возможность товарам находиться в постоянном движении (обращаться), что позволяет рынку функционировать.
3. Средство сбережения, накопления, сохранения стоимости, образования богатства и тд.
Эта функция проявляет себя, когда деньги "вырваны" из экономического процесса, находятся "под подушкой", в кошельке. Она позволяет:
а) развести во времени акты купли и продажи;
б) отсрочить покупку товара;
в) подобрать тот товар, к-ый нужен (сегодня пошёл на рынок, а товара нет... Пойдёшь завтра); -- осуществить лучший выбор товара;
г) делать неожиданные покупки;
д) покупка товаров, нужных для действий в условиях неопределённости (чтобы маневрировать, нужны свободные денежные средства);
е) поддержка риска (имея деньги, можно идти дальше в рискованных операциях: "ещё тысяча и -- успех. Если есть -- успех, нет -- провал");
ж) накапливать средства на "чёрный день" (болезнь и проч);
з) накопить средства для уплаты долга;
и) регулировать массу денег в обращении (лишние можно изъять, если не хватает, то можно взять из запаса).
4. Средство платежа -- деньги переходят из одних рук в другие без встречного движения товара.
Осуществляется в случаях:
а) выплаты долгов;
б) выплата различных коммунальных и других платежей (за електричество, газ, воду);
в) выплата доходов (степендия, зарплата).
5. Мировые деньги -- деньги перемещаются из одной национальной эконом среды в другую.
В этой функции деньги выступают в качестве:
а) всеобщего покупательного средства;
б) всеобщего платёжного средства;
в) всеобщего воплощения общественного богатства.
Роли денег в эконом системе:
1. Деньги -- это язык рынка;
2. Деньги -- это кровь рынка: перемещают всё необходимое для функционирования рынка (товары, ресурсы, налоги);
3. Деньги -- важнейший инструмент (механизм) хозяйствования: с помощью денег каждая фирма, каждое домохозяйство обеспечивает выполнение операций: закупаются ресурсы, исчисляются издержки пр-ства, выплачиваются долги...
4. Деньги позволяют преумножать с-ть и использовать её в интересах собственника ;
5. Деньги дают эконом и полит силу: дают возможность навязывать свою эконом волю другим;
6. Деньги -- обеспечение свободы и независимости (при отсутствии денег трудно реализовать права на информацию, достойную жизнь и проч.)
Достоевский: "Деньги -- это отчеканенная свобода".
7. Деньги -- велики мотиватор: стимулируют положительные процессы в экономике, культуре (развивать, улучшать, внедрять новые достижения, экономить...), токлают на преступления, обман...
В мире рыночного хоз-ва существует денежный фетишизм: люди преклоняются перед деньгами, приписывают им всякого рода св-ва и проч.
II. Виды денег. ***
Чтобы выполнять функции и роль, деньги должны принимать вид (форму), к-ая меняется по мере развития экономики. Исторические виды денег:
1. Деньги выступали в товарной форме:
а) наиболее употребительные товары (зерно в Египте, скот на Руси и в Греции, меха и шкуры в Скандинавии, в Индии -- шкуры, Китай и Эфиопия -- соль, Монголия -- чай, Верлжиния -- табак, Нью-Фаундленд -- сушёная треска, Центральная Африка -- слоновая кость...);
б) наиболее редкие, отличительные товары (красивые раковины, собачьи зубы, свиные хвосты, человеческие черепа).
Недостатки: некомпактны, неоднородны, портились со временем...
2. Металлические деньги (медь и бронза в Риме и Египте в Спарте -- железо, Сицилии и Малазии -- олово);
3. Драгоценные металлы (золото и серебро -- песок, слитки, монеты (Китай, VIII в. до н.э.) -- выделились на роль денег по своим естественным качествам:
а) компактность -- малое кол-во золота выражает большое кол-во стоимости;
б) долговечность;
в) редкость -- за всю историю добыто золота куб со стороной 17 м;
г) однородность, делимость, внешнее великолепие...
"Что позволяет деньгам выполнять свои роли и ф-ции?"
1. одинаковые св-ва:
вещь -- товар, и деньги -- товар; вещь имеет потребительную стоимость, и деньги тоже; одинаковые полезности.
2. Одинаковая стоимость и ценность: деньги равноценны тому товару, к-ый они заменяют.
Деньги выполняют свои ф-ции и роли не в силу своих вещественных качеств, а в силу сложившихся эконом отношений: все люди признают деньги в качестве абсолютного эквивалента.
4. Появляются бумажные деньги. Это уже не товар, а представитель товара, знак золота в денежном обращении.
Бумажные деньги -- финансовый заменитель золота.
Появляются в Китае вVIII в., в Амстердаме в 1609 г., в Швеции в 1644, в США в 1790, во Франции в 1701 г., в России -- в 1768 г.
"Почему бумажные деньги (не имеющие потребительной стоимости) принимаются также, как золотые деньги?"
1. В сложившихся эконом отношениях все св-во золотых денег переносятся на бумажные и виртуальные;
2. Сохраняется орг-ция денежного обращения (рубли и копейки, доллары и центы);
3. Бумажными (и виртуальными) деньгами сохраняются все полезные физические св-ва золотых денег: компактны, делимы,восстановимы, однородны, редки, красивы...
4. Бумажные деньги поддерживаются гос-овом (законы о денежном обращении, о денежной реформех);
5. Гос-во регулирует кол-во денег, поддерживает их редкость;
6. Гос-во обеспечивает приемственность денег;
7. Гос-во поддерживает покупательную силу денег;
8. Нулевая эластичность денег на их выпуск частными предприятиями (предприниматели не имеет права выпускать деньги);
9. Почти нулевая эластичность денег на замену (нет мыла -- берёшь шампунь, нет шампуня -- золу. Нет денег?..);
10. Высокая экономичность денег (низкие затраты на выпуск и содержание денег; никакого золота не хватило бы на нужды современного товарооборота, золотые деньги выпускать дорого);
11. Отношение людей к деньгам (любят, предпочитают иметь...)
Главным атрибутом бумажных денег является номер купюры.
Виды бумажных денег:
Наличный денежный оборот:
1. Казначейские билеты -- выпускаются казначеством или минфином по поручению гос-ва, обеспечиваются всем достоянием гос-ва.
2. Банковские (кредитные) билеты -- выпускают эмиссионные банки (центробанк).
Безналичный оборот:3.
3. Вексель (долговое обязательство):
а) прямой -- я взял, я обязуюсь вернуть;
б) переводной -- выдаётся на имя третьего лица (одно лицо поручает банку перевести свои деньги на счёт другого).
4. Чек:
а) именной -- на конкретное лицо;
б) ордерный --
в) На предъявителя.
5. Кредитные карточки и электронные деньги.
III. Масса денег. ***
Кол-во денег должно соответствовать потребности -- не больше, не меньше.
Масса денег (m) -- кол-во денег, предложенное рынка и находящееся в обращении; к-ым располага.ют участники рыночных отношений.
Реальный запас денежных средств (масса денег в реальном выражении) -- выражает реальную силу данной массы денег. Форм: M/p, где P -- (price) цена.
Коэффициент монетизации -- масса денег в отношении валового продукта.
Уравнение обмена ("Уравнение Фишера"):
масса денег умножить на скорость оборота денег равняется цене умножить на кол-во выпущенного в стране товара.
M * V = P * Q , где Q -- колв-о произведённых и предложенных к пр-ству товаров.
Фридман вместо Q (кол-во товаров, к-ое невозможно посчитать) взял валовой продукт страны E. Тогда масса денег будет равна
m = (P * E)/V
V -- скорость оборота, т.е. кол-во операций, совершаемых деньгами за год (В России примерно 8).
Кэмбриджское уравнение ("Уравнение Дигу"):
M = K*P*E , где
K - коэффициент предпочтительности; т.е. доля страны, которую люди хотели бы иметь в денежной форме.
Уравнение Маркса:
M = (P*E - проданное в кредит + возвращённый долг за проданное в кредит ранее - взаимопогашающиеся торговые операции)/V
В каждой стране исчисляется несколько показателей массы денег (агрегатов). Ниже приведены основные:
M0 -- денежная база, сильные (мощные) деньги -- самые ликвидные денежные средства:
а) наличные деньги -- Q? включают два компонента:
наличные деньги у людей;
деньги, находящиеся на остатках счетов фирм.
M1 включает в себя M0 и деньги на чековых счетах, деньги в виде дорожных чеков и деньги, находящиеся на счетах до востребования в сберегательных банках, т.е. деньги в банках в наиболее ликвидной форме плюс депоненты.
M2 включает M1 плюс срочные вклады в сбербанки, мелкие вклады в коммерческие банки (в США до 100000$) и плюс акции инвистиционных фондов, к-ые легко обращаются.
Остальные агрегаты включают всё менее и менее ликвидные деньги. Все агрегаты связаны между собой, каждый предыдущий агрегат входит в последующий. Вычисляется так называемый денежный мультипликатор.
M1 =M0 * мультипликатор денежного обращения.
Мультипликатор денежного обращения = 1/Re , где
Re -- норма резервирования; Re = R/вклады.
Коэффициент депонирования -- отношение наличных денег к вкладам в банке -- Q/D.
Отсюда,
M0 = C*D + R*D
M1 = C*D + D
А также M1 = M0* денежный мультипликатор
Денежный мультипликатор = (C+1)/(C+R)
Денежная база (C) Вклады (Re) регулируется центробанком;
Вклады (Re) регулируется через норму (коэффициент) резервирования, устанавливаемый центробанком (в некоторых гос-вах правительство).
На начало 2001 года, M0 в России было равно 420 млрд. руб. При этом Q составляло 70%, Re примерно 30%.
M2 равнялось 1150000000000 руб.
V.Денежное обращение. ***
Деньги постоянно находятся в движении. Это движение и есть денежное обращение. Деньги совершают оборот в экономике в рыночной системе. Чтобы деньги функционировали эффективно, денежное обращение должно быть упорядочено.
Для упорядочивания денежного обращения гос-во создаёт денежную систему.
Денежная система -- упорядоченная форма организации денежного обращения, закреплённая в законах гос-ва.
Денежная система предполагает след основные элементы:
1. Денежная единица -- название денежной единицы, лежащей в основе денежной системы (Замбия -- квача; 44 страны -- доллар, 34 -- франк, 30 -- фунт, 13 -- песо, 7 динар, 5 -- гульден и шиллинг).
2. Масштаб цен -- стоимостная величина (покупательная сила) денежной единицы (рубль делится на 100 коп, раньше было золотое содержание; Доллар в 1785 г. был 1.6 г золота, потом 1.5). Сейчас золотое содержание не определяется;
3. Виды денежных знаков, к-ые имеются в стране (1000 руб, 100 руб, 50 руб);
4. Порядок выпуска денег;
5. Порядок обеспечения устойчивости денежного обращения;
6. Соотношение наличного и безналичного оборота денег;
7. Порядок определения курса национальной валюты;
8. Порядок обмена национальной валюты на иностранную.
Исторические типы денежных систем:
1. Монометаллизм -- в основе денежной системы лежет денежный металл: медный, золотой и серебряный монометаллизмы.
Виды золотого монометаллизма:
а) Золотомонетный монометаллизм -- свободное обращение золотых монет (чеканка, выпуск, вывоз), другие виды денег свободно обмениваются на золото;
б) Золото-слитковый монометаллизм -- в основе всё ещё лежит золото, но незолотые деньги обменять на золото труднее (В Англии нужно было покупать 12.4 кг золота, во Франции -- 12.6 кг);
в) Золото-девидный монометаллизм -- внутри страны национальная валюта на золото не обменивается, но можно купить девиды (ценно-финансовые средства: иностранную валюту, иностранные заменители денег) и преобрести золото в той стране;
г) Девидный монометаллизм -- обмен валюты на золото не происходит, но золотое содержание валюты определено (поэтому международные торгово-валютные операции осуществляются в соответствии с этим золотым содержанием денег, т.е. обмен девид происходит пропорционально золотому содержанию валюты);
д) Закрытая система(СССР -- 1 рубль содержит 0.998 г золота), но никто этого не признавал.
2. Биметаллизм -- обычн. золото-серебряный (был распространён в XIX d);
Виды:
а) Система параллельных валют-- каждый денежный металл принимается в соответствии со своей стоимостью;
б) Система двойной валюты -- соотношение ценности золотых и серебряных денег устанавливается гос-вом.
3. Бумажно-денежная система.
Гос-во поддерживает устойчивость денежной системы за счёт:
1. поддержания устойчивости экономики;
2. Поддержания устойчивости политической системы;
3. Наличия запасных средств, к-ые позволили бы преодолеть трудности (противоречия, сбои) денежной системы. Прежде всего -- золотой запас и иностранной валюты.
При бумажно-денежной системе золото нужно в след случаях:
а) Для поддержания денежной системы нужна валюта, чтобы её приобрести нужно золото;
б)
Золотой запас банков мира -- примерно 35000 т.
США -- 8200 т, ФРГ -- около 3000 т, Швейцария -- 2500 т.
Запасы иностранной валюты: Япония -- 344 млрд. долларов.
Золотой запас России:
Николай II -- 1600 т, Сталин передал Хрущеву -- 2049 т, Брежнев передал Горбачёву -- 700 т, Горбачёв оставил Ельцину -- 240 т, Ельцин довёл его до 100 т.
Сейчас он постоянно увеличивается.
1. Сущность и значение рынка.
2. Типы и виды рынков.
3. Рыночные взаимодействия.
4. Рыночные издержки (затраты).
5. Становление цивилизованного рынка в России (на семинаре).
I. Сущность и значение рынка. ***
Энгельс считал, что рынок зародился около 8 тыс. лет назад, Хайек считал, что рынок зародился в палеолите и насчитывает около 30000 лет.
Появление придало динамику развитию экономики (общ-ва в целом).
Адам Смит рынок рассматривал как территорию (место) купли-продажи товаров.
Курно стал рассматривать рынок как особую сферу экономической деятельности, в к-ой быстро устанавливаются единые цены и реализуются товары. Через эти единые цены регулируется рынок.
Потом формируется мнение, что рынок -- это система товарно-денежных отношений, взаимодействие между продавцами и покупателями...
Рынок -- это экономическая система, к-ая соединяет между собой продавцов и покупателей, устанавливает экономические отношения между ними, формирует единые цены и обеспечивает реализацию товара.
Элементы рынка:
1. Субъекты рынка -- продавцы и покупатели;
2. Объекты рынка -- товары и деньги;
3. Рыночное пространство -- та сфера экономики, в к-ой функционирует рынок (то, где функционирует рынок);
4. Рыночная инфроструктура -- то, с помощью чего функционирует рынок (магазины, палатки, подъездные пути, банки...);
5. Рыночные институты -- правила орг-ции, к-ые упорядочивают действия и определяют поведение субъектов рынка (законы, моральные нормы, орг-ции);
6. Рыночные экономические отношения -- отношения купли-продажи, складывающиеся на рынке.
Характеристики развитых _цивилизованных_ рыночных отношений:
а) Происходит смена собственников, обмен пучками прав собственности (собственник денег становится собственником товара и наоборот);
б) Эквивалентность -- обмен происходит в соответствии с денежными эквивалентами, по цене товара (ни продавец, ни покупатель не покупает излишка цены, но каждый получает выгоду);
в) Действия в условиях неопределённости -- не продавцы, не покупатели не знают, где будет покупаться (и будет ли вообще) товар;
г) Носят инициативный характер, поиск наиболее интересного варианта решения;
д) Рискованность рыночных отношений (товар может быть продан, может и не быть продан);
е) Каждый участник рынка несёт полную ответственность за собственные действия;
ж) Честность, добросовестность и выполнение взятых на себя обязательств;
з) Подчинены интересам потребителя, он обладает на рынке приоритетом (суверенитетом).
Развитие рынка идёт по трём основным направлениям:
1. От узкого, ограниченного к всеохватывающему (увеличение объёма продаж);
2. От рынка примитвного к рынку развитому;
3. От дикого к цивилизованному (показатель: повышение степени свободы, равенства, честности и справедливости рынка).
Показателем развитости рынка является рыночная структура.
Основные показатели:
1. Кол-во проадвцов и покупателей: чем больше, мем более развит рынок, тем более он цивилизован;
2. Кол-во и дифференциация товара: чем больше, тем больше свободы выбора;
3. Степень доступности рынка: свободный доступ и уход с рынка;
4. Наличие привиллегий: если привиллегии у кого-то есть, значит рынок менее развит;
5. Свобода рыночной информации.
Роль и функции рынка:
имеет позитивные и негативные стороны: "Рынок подобен огню: он может ласково согреть, поджарить вкусный шашлык, но может и обэечь и ссжечь вообще пожаром".
Положительные функции рынка:
1. Наиболее рационально и быстро связывает продавцов с покупателями;
2. Наиболее рациональное и быстрое движение товаров (придаёт фазе обмена эффективный наиболее характер);
3. Обеспечивает наиболее быструю и дешевую реализацию товара, создавая условия для безостановочного процесса пр-ва;
4. Собирает экономическую информацию и распространяет её горздо быстрее любой другой системы (Адам Смит: "Невидимая рука рынка...");
5. Формирует механизмы регулирования экономики (цен, спроса, предложения, обеспечивает развитие конкуренции, распределяет ресурсы);
6. Стимулирует к наиболее эффективному, быстрому использованию ресурсов (через цены, спрос), подталкивает пр-во к прогрессу;
7. Рынок -- "санитар экономики", выбраковывает несостоятельных производителей, менеджеров, освобождая экономику от этого балласта, мешающего развитию;
8. Обеспечивает свободу потребителю и подчиняет пр-во интересам потребителя.
Негативные стороны рынка:
1. В конечном итоге рынок приведёт эконом ситуацию к желательному для гос-ва в целом, но на отдельном этапе он подчиняется интересам конкретных личностей, а их интересы могут не совпадать с государственными;
2. Регуляция рынком осуществляется только после совершения каких-либо действий, "задним числом" (сначала сделал что-то, а потом можешь оценить, нужны ли были твои действия). Потом ошибки не повторяются, но сделанные первоначально, они приводят к кризисам, инфлящии, безработице (необходимым издержкам рынка);
3. Рынок даёт выгоду только тем, кто активно участвует в эконом деятельности. Но есть те, кто не могут этого делать (дети, старики, инвалиды). По отношению к ним рынок жесток;
4. Рынок не может обеспечить пр-во общественных благ (он не эластичен по отношению к общественным благам), а они необходимы об-ву;
5. Проблема "внешнего эффекта", проблема "безбилетника"...
Чтобы преодолеть эти негативные стороны, необходимо влияние гос-ва на рынок:
1. Гос-во должно максимизировать позитивные ф-ции рынка, поставив их на службу общ-ву;
2. Минимизировать негативные св-ва рынка;
3. Управление должно убрать с пути развития рынка помехи (монополии, бырократия, рекет, взяточничество).
II. Типы и виды рынков. ***
Чтобы рынок наиболее полно и продуктивно влиял на экономику, необходимо чтобы структура рынка отражала структуру экономики.
Типы и виды рынков соответствуют разным частям экономики. Выделяются по разным принципам: субъект, объект, рыночное пространстово.
Классификация
по объектам:
1. Потребительский -- реализуются потребительские товары:
а) рынок потребительских товаров -- реализуются овеществлённые продукты экономического пр-ства
- рынок продовольственных (56%) -- кондитерских товаров, мясо-молочный и проч.;
- непродовольственных (промышленных) товаров (44%) -- одежды, обуви и проч.
б) Рынок потребительских услуг -- реализуются услуги, удовлетворяющие личные потребности людей;
в) Виды потребительского рынка, ориентированные на особые группы покупателей -- рынок товаров для молодых мам, студентов, подростков...
Особенность потребительского рынка: фирма является продавцом, домохозяйство (семья) -- покупателем.
2. Факторный рынок -- продаются средства пр-ства, инвистиционные товары:
а) Рынок природных ресурсов -- земельный, леса, рыбных запасов (лицензии на вылов рыбы);
б) Рынок труда;
в) Рынок вещественного капитала (средств пр-ства) -- нефтепродуктов, электроэнергии...
Особенность факторного рынка: продавцы -- домохозяйства и фирмы, покупатели -- фирмы.
3. Рынок военной продукции -- в мире 1998 г $58 млрд$ 1999 г 54 млрд, 2001 г - 38 млрд.
Россия сначала занимала первое, затем четвёртое-пятое, теперь второе место -- около 7,7 млрд.
4. Рынок интеллектуальной собственности -- новые технологии, изобретения, открытия.
Сначала его доля была 2-3%, сейчас в некоторых высокотехнологичных отраслях - около 35%, в перспективе по некоторым отраслям будет достигать 90%.
5. Информационный рынок;
7. Финансовый рынок:
а) Денежный рынок -- продаются наличные деньги и краткосрочные кредиты (сроком до 1 года);
б) Рынок кредитов (ссудных капиталов) -- средне- и долгосрочные (свыше 1 года);
в) Рынок инвистиций;
г) Фондовый рынок -- объект купли-продажи -- ценные бумаги;
д) Валютный рынок (объём мирового валютного рынка на день $1600000000000-1800000000000
е) Фьючерсный рынок -- контракты на длительный срок (хеджеры и спекулянты).
По соотношению спроса и предложения:
1. Дефицитные -- спрос превышает предложение;
2. Избыточные рынки -- предложение превышает спрос;
3. Равновесные -- спрос равен предложению.
По организации:
1. Оптовые -- купля-продажа больших партий товара;
2. Розничный -- товар продаётся поштучно.
Гомогенные -- продаются товары одного вида (рынок зерна);
Дифференцированный -- товары различного качества (цвета, свойства).
По характеру заключения контрактов:
1. Телефонно-телексный;
2. Интернетный.
По субъектам:
1. Государственный -- субъект продажи гос-во;
2. Частный -- частные фирмы, компании.
По характеру конкурентных моделей:
1. Рынок совершенной конкуренции;
2. Монополистический рынок;
3. Рынок монополистической конкуренции;
4. Алигополистический рынок.
По рыночному пространству:
1. Местный рынок -- университетский.
2. Городской -- цены в масштабах города;
3. Региональный -- областной, краевой...
4. Межрегиональный рынок -- рынок Поволжья, сибири, далеьнего востока;
5. Национальный -- Российский;
6. Континентальный -- Европейский, Азиатский;
7. Межконтинентальный;
8. Мировой.
III. Рыночные взаимодействия. ***
Рынок функционирует через субъектов. Функционирование носит характер взаимодейтсвия.
1. Рыночные операции субъектов рынка
Характеристики:
а) осуществляется непосредственное движение товара и денег;
б) Действия носят сравнительно малые масштабы;
в) Совершаются в короткие сроки.
Виды:
а) Натуральный обмен -- товар обменивается на товар (на заводах выдают зарплату продукцией предприятий);
б) Продажа -- товар - деньги;
в) Покупка для личного потребления -- товар-деньги;
г) Покупка товара по образцам -- товар-деньги;
д) Аукционная покупка -- товар-деньги: покупка товара путём открытого торга;
е) Покупка товара в кредит -- товар-деньги, но позже;
ж) Перепродажа -- товар-деньги:
- технологическая: оптовик покупает у производителя и продаёт врозницу;
- вынужденная: купил - неподходит, продаёшь;
- спекуляция: перепродажа с целью получения дохда.
з) Консигнация -- крупная фирма (консигнат) поручает продажу своей продукции малым фирмам (консигнаторам) по установленным ценам.
Примечания: