ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 2 страница

Шеван: "Деньги для экономической науки то же, что и квадратура круга для геометрии".

Хайек: "Деньги до сих пор остаются вещью, совершенно непостижимой, и, пожалуй, наряду с сексом объектом самых невообразимых фантазий".

 

Теории поиска сущности денег:

1. Номиналистическая теория (Аристотель, Платон) -- деньги - это простая условная единица, к-ая введена (придума) людьми (гос-вом) для удобства обмена.

Аристотель: "Деньтги -- это просто знак (вещь) весьма условная".

Платон: "Деньги -- это знак для обмена".

а) создателя денег нет и быть не может (Аристотель);

б) деньги искусственно ввело гос-во:

Поташков: "Деньги -- продукт монарха";

Карамзин: "Если государь заставит нас принимать в качестве денег клеймёные щепки, то мы подчинимся государю и будем их использовать";

Книсс: "Деньги -- хартальное средство", харта -- знак, устанавливаемый волей гос-ва.

 

2. Металлистическая концепция (Арем, XIV в.) -- отождестляет сущность денег с тем металлом, из к-ого они изготовлены: "Золото по природе своей деньги".

3. Товарная теория денег (Физеократы (Тюрго) ) -- "Деньги -- товар, ничем от других товаров не отличающийся";

4. Теория рабочих денег (Оуэн, Грей, Брей) -- "Деньги -- свидетельство того рабочего времени, к-ое затрачено на изготовление товара".

Они устроили "Базар справедливого обмена": на рынке вместо денег выдавался квиточек с надписью кол-ва часов, затраченных на изготовление данного товара. Потом ч-к мог прийти на рынок и подобрать себе по часам необходимый товар.

не учитывалась разница между индивидуальным и общественным рабочим временем: товары, где разница была в пользу пр-ителя, раскупались, те, к-ые покупать было не выгодно, никто -- не брал.

 

5. Концепция Смита и Рикардо -- "Деньги -- товар, но товар особый, выполняющий технические функции, облегчающие обмен продукции на рынке".

Смит: "Деньги -- это колесо обмена";

Мель: "Деньги -- это машина, к-ая обеспечивает обмен".

 

6. Концепция Радищева: "Деньги -- это не просто товар, а товар, к-ый выделился из других товаров".

Маркс: "Деньги -- это товар, к-ый исторически выделился как роль всеобщего эквивалента, товар, к-ый служит выражением стоимости других товаров, товар, в к-ом выражается и к-ый возмещает стоимость других товаров".

 

7. С появлением бумажных денег возникла след концепция: "Деньги -- это финансовое средство, заменитель товара, имеющий абсолютную ликвидность".

 

Общий вывод:

деньги -- это особый товар (или заменяющее его финансовое средство), к-ое обладает абсолютной ликвидностью, является всеобщим эквивалентом и обеспечивает функционирование рынка. Деньги обладают этими качествами не в силу своих естественных св-в, а в силу того, что с ними связаны определённые экономические отношения: нет отношений -- нет денег (Робинзон Крузо имел много денег, а никакой ликвидности).

Сущность денег реализуется в функциях денег. (Весь товарный мир разделился на 2 полюса: товары как таковые и деньги, на к-ые любой из товаров можно обменять).

 

 

II. Функции и роль денег. ***

Назначение денег -- те операции, к-ые деньги выполняют в рыночной экономике, обеспечивание функционирование рынка.

 

Функции денег ("Классическая пятичленка"):

1. Мера стоимости (измерительная, мера цены) -- деньги дают кол-венное выражение цены;

Эта функция:

а) даёт представление о товаре (дорогой-дешёвый, доступный-недоступный);

б) придаёт рынку единообразие;

в) позволяет осуществлять подбор товара;

г) позволяет вести бухгалтерский учёт;

д) даёт информацию об экономических процессах, явлениях, показателях.

Особенность это функции: выполняется деньгами идеально, без наличия самих денег.

 

2. Средство обращения.

С помощью этой ф-ции денег решаются след задачи:

а) осуществляется продажа товаров (товар обменивается на деньги);

б) осуществляется купля товара (деньги обмениваются на товар);

в) движение товара от пр-ителя к потребителю (продажа-перепродажа...).

Особенность: деньги (этой функцией) дают возможность товарам находиться в постоянном движении (обращаться), что позволяет рынку функционировать.

 

3. Средство сбережения, накопления, сохранения стоимости, образования богатства и тд.

Эта функция проявляет себя, когда деньги "вырваны" из экономического процесса, находятся "под подушкой", в кошельке. Она позволяет:

а) развести во времени акты купли и продажи;

б) отсрочить покупку товара;

в) подобрать тот товар, к-ый нужен (сегодня пошёл на рынок, а товара нет... Пойдёшь завтра); -- осуществить лучший выбор товара;

г) делать неожиданные покупки;

д) покупка товаров, нужных для действий в условиях неопределённости (чтобы маневрировать, нужны свободные денежные средства);

е) поддержка риска (имея деньги, можно идти дальше в рискованных операциях: "ещё тысяча и -- успех. Если есть -- успех, нет -- провал");

ж) накапливать средства на "чёрный день" (болезнь и проч);

з) накопить средства для уплаты долга;

и) регулировать массу денег в обращении (лишние можно изъять, если не хватает, то можно взять из запаса).

 

4. Средство платежа -- деньги переходят из одних рук в другие без встречного движения товара.

Осуществляется в случаях:

а) выплаты долгов;

б) выплата различных коммунальных и других платежей (за електричество, газ, воду);

в) выплата доходов (степендия, зарплата).

 

5. Мировые деньги -- деньги перемещаются из одной национальной эконом среды в другую.

В этой функции деньги выступают в качестве:

а) всеобщего покупательного средства;

б) всеобщего платёжного средства;

в) всеобщего воплощения общественного богатства.

 

Роли денег в эконом системе:

1. Деньги -- это язык рынка;

2. Деньги -- это кровь рынка: перемещают всё необходимое для функционирования рынка (товары, ресурсы, налоги);

3. Деньги -- важнейший инструмент (механизм) хозяйствования: с помощью денег каждая фирма, каждое домохозяйство обеспечивает выполнение операций: закупаются ресурсы, исчисляются издержки пр-ства, выплачиваются долги...

4. Деньги позволяют преумножать с-ть и использовать её в интересах собственника ;

5. Деньги дают эконом и полит силу: дают возможность навязывать свою эконом волю другим;

6. Деньги -- обеспечение свободы и независимости (при отсутствии денег трудно реализовать права на информацию, достойную жизнь и проч.)

Достоевский: "Деньги -- это отчеканенная свобода".

7. Деньги -- велики мотиватор: стимулируют положительные процессы в экономике, культуре (развивать, улучшать, внедрять новые достижения, экономить...), токлают на преступления, обман...

 

В мире рыночного хоз-ва существует денежный фетишизм: люди преклоняются перед деньгами, приписывают им всякого рода св-ва и проч.

 

 

II. Виды денег. ***

Чтобы выполнять функции и роль, деньги должны принимать вид (форму), к-ая меняется по мере развития экономики. Исторические виды денег:

1. Деньги выступали в товарной форме:

а) наиболее употребительные товары (зерно в Египте, скот на Руси и в Греции, меха и шкуры в Скандинавии, в Индии -- шкуры, Китай и Эфиопия -- соль, Монголия -- чай, Верлжиния -- табак, Нью-Фаундленд -- сушёная треска, Центральная Африка -- слоновая кость...);

б) наиболее редкие, отличительные товары (красивые раковины, собачьи зубы, свиные хвосты, человеческие черепа).

Недостатки: некомпактны, неоднородны, портились со временем...

2. Металлические деньги (медь и бронза в Риме и Египте в Спарте -- железо, Сицилии и Малазии -- олово);

3. Драгоценные металлы (золото и серебро -- песок, слитки, монеты (Китай, VIII в. до н.э.) -- выделились на роль денег по своим естественным качествам:

а) компактность -- малое кол-во золота выражает большое кол-во стоимости;

б) долговечность;

в) редкость -- за всю историю добыто золота куб со стороной 17 м;

г) однородность, делимость, внешнее великолепие...

 

"Что позволяет деньгам выполнять свои роли и ф-ции?"

1. одинаковые св-ва:

вещь -- товар, и деньги -- товар; вещь имеет потребительную стоимость, и деньги тоже; одинаковые полезности.

2. Одинаковая стоимость и ценность: деньги равноценны тому товару, к-ый они заменяют.

Деньги выполняют свои ф-ции и роли не в силу своих вещественных качеств, а в силу сложившихся эконом отношений: все люди признают деньги в качестве абсолютного эквивалента.

4. Появляются бумажные деньги. Это уже не товар, а представитель товара, знак золота в денежном обращении.

Бумажные деньги -- финансовый заменитель золота.

Появляются в Китае вVIII в., в Амстердаме в 1609 г., в Швеции в 1644, в США в 1790, во Франции в 1701 г., в России -- в 1768 г.

 

"Почему бумажные деньги (не имеющие потребительной стоимости) принимаются также, как золотые деньги?"

1. В сложившихся эконом отношениях все св-во золотых денег переносятся на бумажные и виртуальные;

2. Сохраняется орг-ция денежного обращения (рубли и копейки, доллары и центы);

3. Бумажными (и виртуальными) деньгами сохраняются все полезные физические св-ва золотых денег: компактны, делимы,восстановимы, однородны, редки, красивы...

4. Бумажные деньги поддерживаются гос-овом (законы о денежном обращении, о денежной реформех);

5. Гос-во регулирует кол-во денег, поддерживает их редкость;

6. Гос-во обеспечивает приемственность денег;

7. Гос-во поддерживает покупательную силу денег;

8. Нулевая эластичность денег на их выпуск частными предприятиями (предприниматели не имеет права выпускать деньги);

9. Почти нулевая эластичность денег на замену (нет мыла -- берёшь шампунь, нет шампуня -- золу. Нет денег?..);

10. Высокая экономичность денег (низкие затраты на выпуск и содержание денег; никакого золота не хватило бы на нужды современного товарооборота, золотые деньги выпускать дорого);

11. Отношение людей к деньгам (любят, предпочитают иметь...)

 

Главным атрибутом бумажных денег является номер купюры.

 

Виды бумажных денег:

Наличный денежный оборот:

1. Казначейские билеты -- выпускаются казначеством или минфином по поручению гос-ва, обеспечиваются всем достоянием гос-ва.

2. Банковские (кредитные) билеты -- выпускают эмиссионные банки (центробанк).

Безналичный оборот:3.

3. Вексель (долговое обязательство):

а) прямой -- я взял, я обязуюсь вернуть;

б) переводной -- выдаётся на имя третьего лица (одно лицо поручает банку перевести свои деньги на счёт другого).

4. Чек:

а) именной -- на конкретное лицо;

б) ордерный --

в) На предъявителя.

5. Кредитные карточки и электронные деньги.

 

 

III. Масса денег. ***

Кол-во денег должно соответствовать потребности -- не больше, не меньше.

Масса денег (m) -- кол-во денег, предложенное рынка и находящееся в обращении; к-ым располага.ют участники рыночных отношений.

Реальный запас денежных средств (масса денег в реальном выражении) -- выражает реальную силу данной массы денег. Форм: M/p, где P -- (price) цена.

Коэффициент монетизации -- масса денег в отношении валового продукта.

 

Уравнение обмена ("Уравнение Фишера"):

масса денег умножить на скорость оборота денег равняется цене умножить на кол-во выпущенного в стране товара.

M * V = P * Q , где Q -- колв-о произведённых и предложенных к пр-ству товаров.

Фридман вместо Q (кол-во товаров, к-ое невозможно посчитать) взял валовой продукт страны E. Тогда масса денег будет равна

m = (P * E)/V

V -- скорость оборота, т.е. кол-во операций, совершаемых деньгами за год (В России примерно 8).

 

Кэмбриджское уравнение ("Уравнение Дигу"):

M = K*P*E , где

K - коэффициент предпочтительности; т.е. доля страны, которую люди хотели бы иметь в денежной форме.

 

Уравнение Маркса:

M = (P*E - проданное в кредит + возвращённый долг за проданное в кредит ранее - взаимопогашающиеся торговые операции)/V

 

В каждой стране исчисляется несколько показателей массы денег (агрегатов). Ниже приведены основные:

M0 -- денежная база, сильные (мощные) деньги -- самые ликвидные денежные средства:

а) наличные деньги -- Q? включают два компонента:

наличные деньги у людей;

деньги, находящиеся на остатках счетов фирм.

 

M1 включает в себя M0 и деньги на чековых счетах, деньги в виде дорожных чеков и деньги, находящиеся на счетах до востребования в сберегательных банках, т.е. деньги в банках в наиболее ликвидной форме плюс депоненты.

 

M2 включает M1 плюс срочные вклады в сбербанки, мелкие вклады в коммерческие банки (в США до 100000$) и плюс акции инвистиционных фондов, к-ые легко обращаются.

 

Остальные агрегаты включают всё менее и менее ликвидные деньги. Все агрегаты связаны между собой, каждый предыдущий агрегат входит в последующий. Вычисляется так называемый денежный мультипликатор.

M1 =M0 * мультипликатор денежного обращения.

Мультипликатор денежного обращения = 1/Re , где

Re -- норма резервирования; Re = R/вклады.

Коэффициент депонирования -- отношение наличных денег к вкладам в банке -- Q/D.

Отсюда,

M0 = C*D + R*D

M1 = C*D + D

А также M1 = M0* денежный мультипликатор

Денежный мультипликатор = (C+1)/(C+R)

 

 

Денежная база (C) Вклады (Re) регулируется центробанком;

Вклады (Re) регулируется через норму (коэффициент) резервирования, устанавливаемый центробанком (в некоторых гос-вах правительство).

На начало 2001 года, M0 в России было равно 420 млрд. руб. При этом Q составляло 70%, Re примерно 30%.

M2 равнялось 1150000000000 руб.

 

 

V.Денежное обращение. ***

Деньги постоянно находятся в движении. Это движение и есть денежное обращение. Деньги совершают оборот в экономике в рыночной системе. Чтобы деньги функционировали эффективно, денежное обращение должно быть упорядочено.

Для упорядочивания денежного обращения гос-во создаёт денежную систему.

Денежная система -- упорядоченная форма организации денежного обращения, закреплённая в законах гос-ва.

Денежная система предполагает след основные элементы:

1. Денежная единица -- название денежной единицы, лежащей в основе денежной системы (Замбия -- квача; 44 страны -- доллар, 34 -- франк, 30 -- фунт, 13 -- песо, 7 динар, 5 -- гульден и шиллинг).

2. Масштаб цен -- стоимостная величина (покупательная сила) денежной единицы (рубль делится на 100 коп, раньше было золотое содержание; Доллар в 1785 г. был 1.6 г золота, потом 1.5). Сейчас золотое содержание не определяется;

3. Виды денежных знаков, к-ые имеются в стране (1000 руб, 100 руб, 50 руб);

4. Порядок выпуска денег;

5. Порядок обеспечения устойчивости денежного обращения;

6. Соотношение наличного и безналичного оборота денег;

7. Порядок определения курса национальной валюты;

8. Порядок обмена национальной валюты на иностранную.

 

Исторические типы денежных систем:

1. Монометаллизм -- в основе денежной системы лежет денежный металл: медный, золотой и серебряный монометаллизмы.

Виды золотого монометаллизма:

а) Золотомонетный монометаллизм -- свободное обращение золотых монет (чеканка, выпуск, вывоз), другие виды денег свободно обмениваются на золото;

б) Золото-слитковый монометаллизм -- в основе всё ещё лежит золото, но незолотые деньги обменять на золото труднее (В Англии нужно было покупать 12.4 кг золота, во Франции -- 12.6 кг);

в) Золото-девидный монометаллизм -- внутри страны национальная валюта на золото не обменивается, но можно купить девиды (ценно-финансовые средства: иностранную валюту, иностранные заменители денег) и преобрести золото в той стране;

г) Девидный монометаллизм -- обмен валюты на золото не происходит, но золотое содержание валюты определено (поэтому международные торгово-валютные операции осуществляются в соответствии с этим золотым содержанием денег, т.е. обмен девид происходит пропорционально золотому содержанию валюты);

д) Закрытая система(СССР -- 1 рубль содержит 0.998 г золота), но никто этого не признавал.

 

2. Биметаллизм -- обычн. золото-серебряный (был распространён в XIX d);

Виды:

а) Система параллельных валют-- каждый денежный металл принимается в соответствии со своей стоимостью;

б) Система двойной валюты -- соотношение ценности золотых и серебряных денег устанавливается гос-вом.

 

3. Бумажно-денежная система.

 

Гос-во поддерживает устойчивость денежной системы за счёт:

1. поддержания устойчивости экономики;

2. Поддержания устойчивости политической системы;

3. Наличия запасных средств, к-ые позволили бы преодолеть трудности (противоречия, сбои) денежной системы. Прежде всего -- золотой запас и иностранной валюты.

При бумажно-денежной системе золото нужно в след случаях:

а) Для поддержания денежной системы нужна валюта, чтобы её приобрести нужно золото;

б)

Золотой запас банков мира -- примерно 35000 т.

США -- 8200 т, ФРГ -- около 3000 т, Швейцария -- 2500 т.

Запасы иностранной валюты: Япония -- 344 млрд. долларов.

Золотой запас России:

Николай II -- 1600 т, Сталин передал Хрущеву -- 2049 т, Брежнев передал Горбачёву -- 700 т, Горбачёв оставил Ельцину -- 240 т, Ельцин довёл его до 100 т.

Сейчас он постоянно увеличивается.

 

1. Сущность и значение рынка.

2. Типы и виды рынков.

3. Рыночные взаимодействия.

4. Рыночные издержки (затраты).

5. Становление цивилизованного рынка в России (на семинаре).

 

I. Сущность и значение рынка. ***

Энгельс считал, что рынок зародился около 8 тыс. лет назад, Хайек считал, что рынок зародился в палеолите и насчитывает около 30000 лет.

Появление придало динамику развитию экономики (общ-ва в целом).

 

Адам Смит рынок рассматривал как территорию (место) купли-продажи товаров.

Курно стал рассматривать рынок как особую сферу экономической деятельности, в к-ой быстро устанавливаются единые цены и реализуются товары. Через эти единые цены регулируется рынок.

Потом формируется мнение, что рынок -- это система товарно-денежных отношений, взаимодействие между продавцами и покупателями...

 

Рынок -- это экономическая система, к-ая соединяет между собой продавцов и покупателей, устанавливает экономические отношения между ними, формирует единые цены и обеспечивает реализацию товара.

Элементы рынка:

1. Субъекты рынка -- продавцы и покупатели;

2. Объекты рынка -- товары и деньги;

3. Рыночное пространство -- та сфера экономики, в к-ой функционирует рынок (то, где функционирует рынок);

4. Рыночная инфроструктура -- то, с помощью чего функционирует рынок (магазины, палатки, подъездные пути, банки...);

5. Рыночные институты -- правила орг-ции, к-ые упорядочивают действия и определяют поведение субъектов рынка (законы, моральные нормы, орг-ции);

6. Рыночные экономические отношения -- отношения купли-продажи, складывающиеся на рынке.

Характеристики развитых _цивилизованных_ рыночных отношений:

а) Происходит смена собственников, обмен пучками прав собственности (собственник денег становится собственником товара и наоборот);

б) Эквивалентность -- обмен происходит в соответствии с денежными эквивалентами, по цене товара (ни продавец, ни покупатель не покупает излишка цены, но каждый получает выгоду);

в) Действия в условиях неопределённости -- не продавцы, не покупатели не знают, где будет покупаться (и будет ли вообще) товар;

г) Носят инициативный характер, поиск наиболее интересного варианта решения;

д) Рискованность рыночных отношений (товар может быть продан, может и не быть продан);

е) Каждый участник рынка несёт полную ответственность за собственные действия;

ж) Честность, добросовестность и выполнение взятых на себя обязательств;

з) Подчинены интересам потребителя, он обладает на рынке приоритетом (суверенитетом).

 

Развитие рынка идёт по трём основным направлениям:

1. От узкого, ограниченного к всеохватывающему (увеличение объёма продаж);

2. От рынка примитвного к рынку развитому;

3. От дикого к цивилизованному (показатель: повышение степени свободы, равенства, честности и справедливости рынка).

 

Показателем развитости рынка является рыночная структура.

Основные показатели:

1. Кол-во проадвцов и покупателей: чем больше, мем более развит рынок, тем более он цивилизован;

2. Кол-во и дифференциация товара: чем больше, тем больше свободы выбора;

3. Степень доступности рынка: свободный доступ и уход с рынка;

4. Наличие привиллегий: если привиллегии у кого-то есть, значит рынок менее развит;

5. Свобода рыночной информации.

 

Роль и функции рынка:

имеет позитивные и негативные стороны: "Рынок подобен огню: он может ласково согреть, поджарить вкусный шашлык, но может и обэечь и ссжечь вообще пожаром".

Положительные функции рынка:

1. Наиболее рационально и быстро связывает продавцов с покупателями;

2. Наиболее рациональное и быстрое движение товаров (придаёт фазе обмена эффективный наиболее характер);

3. Обеспечивает наиболее быструю и дешевую реализацию товара, создавая условия для безостановочного процесса пр-ва;

4. Собирает экономическую информацию и распространяет её горздо быстрее любой другой системы (Адам Смит: "Невидимая рука рынка...");

5. Формирует механизмы регулирования экономики (цен, спроса, предложения, обеспечивает развитие конкуренции, распределяет ресурсы);

6. Стимулирует к наиболее эффективному, быстрому использованию ресурсов (через цены, спрос), подталкивает пр-во к прогрессу;

7. Рынок -- "санитар экономики", выбраковывает несостоятельных производителей, менеджеров, освобождая экономику от этого балласта, мешающего развитию;

8. Обеспечивает свободу потребителю и подчиняет пр-во интересам потребителя.

 

Негативные стороны рынка:

1. В конечном итоге рынок приведёт эконом ситуацию к желательному для гос-ва в целом, но на отдельном этапе он подчиняется интересам конкретных личностей, а их интересы могут не совпадать с государственными;

2. Регуляция рынком осуществляется только после совершения каких-либо действий, "задним числом" (сначала сделал что-то, а потом можешь оценить, нужны ли были твои действия). Потом ошибки не повторяются, но сделанные первоначально, они приводят к кризисам, инфлящии, безработице (необходимым издержкам рынка);

3. Рынок даёт выгоду только тем, кто активно участвует в эконом деятельности. Но есть те, кто не могут этого делать (дети, старики, инвалиды). По отношению к ним рынок жесток;

4. Рынок не может обеспечить пр-во общественных благ (он не эластичен по отношению к общественным благам), а они необходимы об-ву;

5. Проблема "внешнего эффекта", проблема "безбилетника"...

 

Чтобы преодолеть эти негативные стороны, необходимо влияние гос-ва на рынок:

1. Гос-во должно максимизировать позитивные ф-ции рынка, поставив их на службу общ-ву;

2. Минимизировать негативные св-ва рынка;

3. Управление должно убрать с пути развития рынка помехи (монополии, бырократия, рекет, взяточничество).

 

II. Типы и виды рынков. ***

Чтобы рынок наиболее полно и продуктивно влиял на экономику, необходимо чтобы структура рынка отражала структуру экономики.

Типы и виды рынков соответствуют разным частям экономики. Выделяются по разным принципам: субъект, объект, рыночное пространстово.

Классификация

по объектам:

1. Потребительский -- реализуются потребительские товары:

а) рынок потребительских товаров -- реализуются овеществлённые продукты экономического пр-ства

- рынок продовольственных (56%) -- кондитерских товаров, мясо-молочный и проч.;

- непродовольственных (промышленных) товаров (44%) -- одежды, обуви и проч.

б) Рынок потребительских услуг -- реализуются услуги, удовлетворяющие личные потребности людей;

в) Виды потребительского рынка, ориентированные на особые группы покупателей -- рынок товаров для молодых мам, студентов, подростков...

Особенность потребительского рынка: фирма является продавцом, домохозяйство (семья) -- покупателем.

 

2. Факторный рынок -- продаются средства пр-ства, инвистиционные товары:

а) Рынок природных ресурсов -- земельный, леса, рыбных запасов (лицензии на вылов рыбы);

б) Рынок труда;

в) Рынок вещественного капитала (средств пр-ства) -- нефтепродуктов, электроэнергии...

Особенность факторного рынка: продавцы -- домохозяйства и фирмы, покупатели -- фирмы.

 

3. Рынок военной продукции -- в мире 1998 г $58 млрд$ 1999 г 54 млрд, 2001 г - 38 млрд.

Россия сначала занимала первое, затем четвёртое-пятое, теперь второе место -- около 7,7 млрд.

 

4. Рынок интеллектуальной собственности -- новые технологии, изобретения, открытия.

Сначала его доля была 2-3%, сейчас в некоторых высокотехнологичных отраслях - около 35%, в перспективе по некоторым отраслям будет достигать 90%.

 

5. Информационный рынок;

7. Финансовый рынок:

а) Денежный рынок -- продаются наличные деньги и краткосрочные кредиты (сроком до 1 года);

б) Рынок кредитов (ссудных капиталов) -- средне- и долгосрочные (свыше 1 года);

в) Рынок инвистиций;

г) Фондовый рынок -- объект купли-продажи -- ценные бумаги;

д) Валютный рынок (объём мирового валютного рынка на день $1600000000000-1800000000000

е) Фьючерсный рынок -- контракты на длительный срок (хеджеры и спекулянты).

 

По соотношению спроса и предложения:

1. Дефицитные -- спрос превышает предложение;

2. Избыточные рынки -- предложение превышает спрос;

3. Равновесные -- спрос равен предложению.

 

По организации:

1. Оптовые -- купля-продажа больших партий товара;

2. Розничный -- товар продаётся поштучно.

 

Гомогенные -- продаются товары одного вида (рынок зерна);

Дифференцированный -- товары различного качества (цвета, свойства).

 

По характеру заключения контрактов:

1. Телефонно-телексный;

2. Интернетный.

 

 

По субъектам:

1. Государственный -- субъект продажи гос-во;

2. Частный -- частные фирмы, компании.

 

По характеру конкурентных моделей:

1. Рынок совершенной конкуренции;

2. Монополистический рынок;

3. Рынок монополистической конкуренции;

4. Алигополистический рынок.

 

По рыночному пространству:

1. Местный рынок -- университетский.

2. Городской -- цены в масштабах города;

3. Региональный -- областной, краевой...

4. Межрегиональный рынок -- рынок Поволжья, сибири, далеьнего востока;

5. Национальный -- Российский;

6. Континентальный -- Европейский, Азиатский;

7. Межконтинентальный;

8. Мировой.

 

 

III. Рыночные взаимодействия. ***

Рынок функционирует через субъектов. Функционирование носит характер взаимодейтсвия.

 

1. Рыночные операции субъектов рынка

Характеристики:

а) осуществляется непосредственное движение товара и денег;

б) Действия носят сравнительно малые масштабы;

в) Совершаются в короткие сроки.

Виды:

а) Натуральный обмен -- товар обменивается на товар (на заводах выдают зарплату продукцией предприятий);

б) Продажа -- товар - деньги;

в) Покупка для личного потребления -- товар-деньги;

г) Покупка товара по образцам -- товар-деньги;

д) Аукционная покупка -- товар-деньги: покупка товара путём открытого торга;

е) Покупка товара в кредит -- товар-деньги, но позже;

ж) Перепродажа -- товар-деньги:

- технологическая: оптовик покупает у производителя и продаёт врозницу;

- вынужденная: купил - неподходит, продаёшь;

- спекуляция: перепродажа с целью получения дохда.

з) Консигнация -- крупная фирма (консигнат) поручает продажу своей продукции малым фирмам (консигнаторам) по установленным ценам.

 

Примечания: