ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЦЕННОСТНЫХ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА
Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности — это способы отношения к миру и к людям. Следовательно, они представляют связь между оценивающим и оцениваемым объектом.
М. Памфри предложил провести определенную дифференциацию между разными уровнями системы ценностей человека и определить их соответствие установкам социальной работы [382].
Первый уровень — это уровень таких предельных и абстрактных ценностей, как демократия, правосудие, равноправие, свобода, мир, социальный прогресс, самодетерминация, самореализация. Очевидно, что социальные работники разделяют веру в достоинство, потенциал и способность к самосовершенствованию индивидуума и общества.
Второй уровень — средний. Это уровень промежуточных ценностей: успех в жизни, хорошая семья, коллектив, способствующий личностному и профессиональному росту и развитию, хорошее сообщество и территория проживания.
Третий уровень состоит из инструментальных, или операциональных, ценностей, которые относятся к поведенческим характеристикам хорошей социальной организации, хорошего государственного управления, хорошего профессионала. Хороший профессионал, например, отличается надежностью, честностью, самодисциплиной.
Таким образом, ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики. Только в такой системе социальные факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать позицию внешнего наблюдателя, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он всегда включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит именно от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевые для социальной работы понятия и категории — например, социальное благосостояние, социальное функционирование — несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования — это развитие того, что соответствует социальной норме.
Важнейшей характеристикой социальной работы является ее гуманистическая направленность. Приоритет здесь имеют ценности уважения личности, ее автономии и личного достоинства, вера в возможность самореализации личности, непрерывность развития, целостность и осознанность человеческого опыта. Но это совсем не исключает, а даже предполагает социальную ответственность, социальную справедливость и равенство. В основе этических принципов социальной работы лежит идея взаимопомощи как условия полноценного существования общества. Гуманистическая направленность предполагает утверждение права личности на свободное волеизъявление и нравственный экзистенциальный выбор жизненного пути.
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт, это [270, с. 531]:
1. Твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида.
2. Вера в несомненное право человека иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей.
3. Неотъемлемое и неотчуждаемое право каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты принимают систему профессиональных ценностных ориентаций социального работника. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные предпосылки и ориентации, свое понимание проблем и даже профессиональный язык. По сути, социальный работник предлагает человеку осознать себя, свое психологическое пространство с точки зрения мотивационных процессов (в том числе и неосознаваемых), эмоциональных проблем, а также таких понятий, как вина, тревожность, конфликт. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, его культуры и субкультуры, уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем социального работника и клиента.
Имманентная морально-этическая природа процесса помощи проявляется в том, как клиент побуждается к принятию идеологической системы социальной работы, определяющей, как его проблема может быть интерпретирована и разрешена с точки зрения социальных и профессиональных норм. Это может быть сделано (или не сделано) в такой форме, которая фактически навяжет клиенту те ценности, из которых исходит социальный работник. Постановка индивида или группы на позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно также такое развитие событий, когда клиент скорее обращается в новую веру, чем включается в открытое договорное и осознанное общение. Но здесь надо иметь в виду, что различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными и потребовать слишком большую плату за принятие нового образа себя и мира. В этом случае процесс работы обречен на провал [409, c. 84—85].
С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что именно в этот период жизни они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т. д. Работая с проблемными подростками, социальный работник должен постоянно иметь в виду один вопрос: возможно ли передать убеждения, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Очень часто взрослые (и социальные работники в том числе) пытаются транслировать ценности и убеждения, которые сами не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается профессионалами, работающими с подростками. C. Халлек выделяет наиболее часто встречающиеся виды профессиональной лжи социальных работников [292].
1. Ложь особой нравственности взрослых. Взрослые обладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества.
2. Ложь о необходимости принять помощь от профессионала, поскольку «…мы это делаем для твоего же блага. Мы просто хотим тебе помочь». Социальный работник не должен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга. Он всегда представляет определенный социальный заказ, который чаще всего в отношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым.
3. Ложь конфиденциальности. «Расскажи мне, что случилось, это останется между нами». Социальный работник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций, вовлеченных в процесс работы. Профессионально честным будет прямо сказать подростку о том, кто кроме социального работника сможет получить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.
4. Ложь вознаграждения за конформность. «Сделай, это в твоих же интересах. Тебе станет проще жить». То что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностям и запросам.
5. Ложь отказа от ограничений. «Ты сможешь все, если захочешь». Многие подростки могут иметь ограниченный потенциал. Убеждая их, что все возможно, социальный работник может подтолкнуть их к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.
6. «Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать». Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальный работник не может стать другом и предложить подлинную эмоциональную близость.
7. «Мне нравишься ты, но не твое поведение». Это базовый принцип гуманистического подхода в воспитании, суть которого заключается в том, что оценивать в категориях «нравится — не нравится» можно только поведение, но не личность — она всегда вне-ценна и не может быть предметом оценочных суждений. Ребенок и подросток должен чувствовать безусловное принятие со стороны взрослых. Но реальность такова, что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев, раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, то испытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии, может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переносить свои чувства на другие объекты (например, родителей подростка). Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации и поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.
Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают трансляторами норм, но одновременно и их реформаторами, расширяя границы общественной толерантности в отношении тех, кто не вписывается в стандарты поведения и тем, кто просто «иной». Но сами они постоянно выносят ценностные суждения, оценивают поведение и социальные ситуации в соответствии с правилами и нормами, установленными социумом. Их диагностические выводы часто звучат как этические суждения, оценивающие личность, поведение, отношения. Очевидно, социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.
Социальный работник такой же человек, как и его клиенты, поэтому он также может быть субъективным в своих отношениях и оценках. Ранее мы говорили, что социальные работники должны уметь справляться со многими неизбежными ролевыми конфликтами. Многие из этих ролевых конфликтов могут быть интерпретированы как ценностные диллемы и противоречия.
Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость одновременно быть инструментом социального контроля и социального изменения. Социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, соблюдение законов, норм, правил общежития, регламентирующих поведение человека в социуме. Социальный контроль может принимать формы принуждения или даже юридического преследования лиц, нарушающих права других людей. Социальные изменения есть функция социальных систем, связанная с реорганизацией существующей структуры. Социальные изменения рассматриваются как механизм реформирования социальных институтов с целью сделать их более адекватным потребностям людей и общества в целом. Поэтому социальный работник в реальной практике может сталкиваться с ситуациями, в которых он как представитель социальной структуры должен контролировать соблюдение какой-либо нормы клиентом (например, распорядка в закрытом учреждении интернатного типа для детей с поведенческими проблемами), понимая что реально их проблемы может решить только модификация всей системы.
Другой центральный ценностный конфликт представляет давняя дилемма в области социального обеспечения. Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые, требования, возложенные на него профессией. И здесь социальный работник часто сталкивается с трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Социальным работникам приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации и ограничением свободы личности в контексте личностной и социальной ответственности; между терпимостью, и даже снисходительностью, и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, — как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя, базовых для общественной этики США. Как отмечается, здесь существует опасность разрушительных для процесса социальной работы необоснованных и часто утопических обещаний, которые имеют следствием хроническую деморализующую зависимость от государственных субсидий [371].