В целом можно выделить два подхода к пониманию ценностей

А. Ценности как элементысмысловой сферы человека.

Данный подход является общим методологическим основанием для многих отечественных и зарубежных концепций ценностей

Большинство авторов связывают понятия ценности и смысла. В концепции М. М. Бахтина понятие культурной ценности соотносится с понятием «культурные смыслы». Ценности, по определению П. А. Сорокина, — это смысл, который вкладывают люди в одни и те же материальные предметы или духовные явления. Он выделил четыре универсальные ценности: знание; любовь и воля к производительному труду; семья; религиозное отношение к жизни. Осмысленность ценностей, по словам В. Франкла, придает им объективный универсальный характер. Он понимал под ценностями личности «универсалии смысла», т. е. смыслы, присущие большинству членов сообщества, всему человечеству на протяжении его исторического развития. Человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности { Франкл, 1990, Карпушина Л.В.}.

В частности, Г.Олпорт рассматривал ценности как смысловые образования. Он считал, что все стремления человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями. Ученый также полагал, что созревание личности - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления [278]. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Г.Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется устойчивостью определенных черт.

Главной отличительной чертой теории личности Г.Олпорта является положение о том, что ценности представляют собой существенную часть личности. Однако следует заметить, что в характеристиках самих ценностей автор использует разные понятия: привлекательность, социальная установка, заинтересованность. Все эти понятия очень близки к понятию ценность, но имеют и свои содержательные особенности.

Б. Ценностей личности как убеждения.

Довольно часто встречается в трудах советских и современных российских ученых. Большинство исследований ценностей личности в отечественной психологии основываются на концепции М. Рокича: авторы используют как теоретическую основу, так и методику эмпирического исследования.

М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [цит. по 21, с. 126]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

• истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

• влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

• общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

• все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

• ценности организованы в системы [285].