Особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса

Особенности аудита субъектов малого предпринимательства опре­делены несколькими российскими правилами (стандартами) аудитор­ской деятельности.

Основные особенности изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в субъектах малого предпринимательства приведены в стандарте «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита».

Для субъектов малого предпринимательства характерным является то, что бухгалтерский учет в них ведется ограниченным числом работ­ников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязан­ностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников.

В субъектах малого предпринимательства доверие аудитора к эф­фективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу. Аудиторская организация самостоятельно принимает реше­ние о том, применять или не применять при аудите данного экономи­ческого субъекта методики аудита, характерные для субъектов малого предпринимательства, но обязана отразить свой выбор и соответст­вующую аргументацию в своей рабочей документации.

Документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать мас­штабу проверяемого экономического субъекта и для субъектов малого предпринимательства может проводиться в упрощенном виде по срав­нению с документированием крупных и средних экономических субъ­ектов.

Особенности действий аудитора в случае аудита малого экономи­ческого субъекта описаны в Стандарте «Особенности аудита малых экономических субъектов».

В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной Обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции «задним числом», проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

Преобладающее влияние владельца и(или) единоначального руко­водителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской от­четности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или не­возможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способство­вать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтер­ской отчетности.

На стадии предварительного планирования сотрудникам аудитор­ской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых эко­номических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказа­тельств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского за­ключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъек­том. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообраз­но приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как «низкой», если нет явных доказа­тельств противоположного. При этом следует руководствоваться тре­бованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Сущест­венность и аудиторский риск». Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля под­лежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве ос­новного способа сбора аудиторских доказательств использовать ауди­торские процедуры по существу.

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск не­обнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется пред­усмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.

С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу.

В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъясне­ний от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:

• упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;

• упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;

• меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;

• влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.

У субъектов малого предпринимательства доверие аудитора к эф­фективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем у средних и крупных экономических субъектов. Вся база данных субъекта малого предпринимательства должна быть исследо­вана с помощью контрольного программного обеспечения.