Аудит отчетности экономического субъекта
Основным нормативным документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. В нем дается определение аудита. Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Задачами проверки являются:
1. формулировка целей аудита бухгалтерской отчетности;
2. описание основополагающих принципов, связанных с аудитом бухгалтерской отчетности;
3. установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита бухгалтерской отчетности;
4. обозначение уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении бухгалтерской отчетности указанного субъекта.
В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Цели аудита бухгалтерской отчетности
1. Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
2. Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
3. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
- соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
4. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
5. Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
При проведении ауд. проверки, в т.ч. при планировании аудита, ауд. организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. В то же время ауд. орг-ии не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указывающих на наличие искажений Бухгалтерской отчетности.
Виды нарушений, ведущие к появлению искажений, такие, как:
а) отклонения от установленных законодательством правил ведения бухгалтерского учета;
б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики;
в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства
г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение Бухгалтерской отчетности.
Ауд. орг-ия должна включить сведения о выявленных искажениях Бухгалтерской отчетности в ауд. заключение.