Анализ динамики затрат на производство и реализацию продукции

Общая динамика структуры затрат на производство и реализацию продукций показана в табл. 15.4.

Таблица 15.4.

Динамика структуры затрат на производстве продукции на российских предприятиях (в процентах).

Наименование затрат
Материальные затраты 68,0 62,0
Оплата труда 13,0 12,0
Отчисления на социальные нужды 2,2 - 4,8
Амортизация 12,0 7,5
Прочие затраты 4,8 13,7
Итого 100,0 100,0

 

Общей тенденцией в современной России является снижение затрат на амортизацию основных фондов (по причине их массового старения) и заработную плату (из-за повышения интенсивности труда). Если в 1932 г. доля заработной платы в структуре себестоимости в среднем составляла 32%, в 1950 г. – 22%, в 1970 г. – 16%, в 1990 г. – 13%, а в 2000 г. – 12%. Удельный вес амортизации в структуре затрат на производство продукции сократился с 12% в 1990 г. до 7,5% – в 2000 г. Имеет тенденцию к уменьшению доля материальных затрат. Возрастает удельный вес затрат на социальные нужды, содержание зданий и сооружений, их текущий ремонт, эксплуатацию оборудования и транспорта, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, горюче-смазочные материалы.

Анализ динамики структуры затрат на конкретном предприятии выполняется на основании данных бухгалтерского учета и первичной отчетности.

 

15.4. Диагностика затрат на производство и реализацию продукции

Различают прямые, косвенные, вспомогательные и полные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Прямые затраты показывают, сколько и какой продукции, на какую стоимость непосредственно расходуется на данное производство. Полные затраты кроме прямых включают косвенные и вспомогательные затраты на производство.

Например, бензин прямо расходуется на осуществление различных транспортных перевозок. Однако в цену бензина кроме его себестоимости включается стоимость его транспортировки от нефтеперерабатывающего предприятия до автозаправочной станции. Стоимость транспортировки бензина складывается из стоимости строительства и обслуживания транспортной сети, стоимости эксплуатации бензовозов. Стоимость строительства и обслуживания транспортной сети, в свою очередь, включает стоимость дорожно-строительных работ, строительных материалов, эксплуатации дорожно-строительной техники. Стоимость нефтепереработки состоит из исходной цены нефтепродукта, стоимости его транспортировки по нефтепроводу, стоимости переработки нефтепродукта и т. д. Диагностика прямых и полных затрат на производство определенной продукции показывает, какова реальная технико-экономическая цепочка, необходимая для данного производства.