Тема 2.4. Развивающее обучение в процессе преподавания предмета

Условия развития художественного творчества школьников:

Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, учебно-творческому заданию. На формирование у детей интереса к изобразитель­ной деятельности используются разнообразные средства.

Как известно, комплекс средств активизации обучения включает: содер­жание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы система активизации изобразительной деятельности школьников имела целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимо­связаны. При этом ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обу­чения и его коррекции.

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. Эффектив­ность воспитания художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках изобразительного искусства привлека­ются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля детей. Это дает им возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления.

Творческие способности школьников проявляются и интенсивно форми­руются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого воз­можности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и вос­принимаются им как потребность.

Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудно­стей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чув­ство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-при­кладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразитель­ности пластических искусств. Проявление того или иного средства художе­ственной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у худож­ников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выра­зительности.

В практической работе рекомендуется использовать метод «вариантности впечатления» — показать, как названное средство художественной выразитель­ности связано с тем или иным художественным образом. Это способствует правильному пониманию детьми выразительных возможностей каждого сред­ства.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоцио­нальную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждо­го урока изобразительного искусства рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы зна­ниях. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые за­тем обогащаются в результате активизации мышления, творческого вообра­жения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизай­нерских и декоративных).

Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы об­ратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и со­бытиях, усиливает образную выразительность рисунков. [31, 297]

Важным условием развития художественного творчества учащихся на уро­ках изобразительного искусства является использование педагогами техниче­ских средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных на­глядных пособий.

Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки-упражнения, карточки-за­дания. Важная роль в раскрытии средств художественно-образной выразитель­ности принадлежит иллюстрациям к детским книгам, выполненным извест­ными художниками.

Активное изуче­ние школьниками натуры, активизация наблюдений учащихся за окружающей действительностью, изучение ими предметов декоративно-прикладного ис­кусства, культуры и быта, архитектурных деталей — все это также относится к педагогическим условиям интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации наблюдений учащихся можно разработать специальный план-вопросник, включающий, например, такие вопросы: что расположено на переднем плане? Что ближе, а что дальше? Каково состояние неба? Какое освещение? Какие характерные черты ландшафта вы можете назвать? В разви­тии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее в со­знании возникают разнообразные ассоциации и связи.

В младших классах для активизации наблюдений рекомендуется такой иг­ровой прием — «фотографирование» детьми тех или иных объектов действи­тельности через самодельные фотоаппараты и затем «проявление снимков» в виде рисунков.

Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизай­нерской деятельности художественных материалов и техник. Такая тактика педагогов обусловлена тем, что введение новых художествен­ных материалов и техник, как известно, активизирует процесс художественного творчества школьников.

В начальных классах дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве учащиеся младших классов успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов. Например, занятия монотипией одинаково интересны как младшим, так и старшим. Очень любят дети рисовать тушью — пером или кистью. В III— IV классах учащихся привлекают художественные материалы и техники, тре­бующие специального оснащения (гравюра на картоне, гратография — про­царапывание по восковому слою и др.), они в равной мере выбирают и цвет­ной, и графический материал.

Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери ин­тереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художествен­ными материалами и техниками.

Сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивиду­альных форм работы — важное условие развития творчества. Оно может осуще­ствляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач.

Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы школьников в процессе изобразительной, де­коративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рож­даются в результате совместного творчества учителя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанно­сти, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к со­гласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается кол­лективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усво­ения школьниками новых знаний и умений.

При характеристике коллективной деятельности нам хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления класса, школы. В этом случае художе­ственное творчество приобретает общественно полезную направленность, ко­торая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.

Обеспечение систематических взаимосвязей между разделами учебного пред­мета «Изобразительное искусство», различными видами художественных ра­бот имеет существенное значение для эффективности обучения изобразитель­ному искусству. Эти взаимосвязи могут существовать в виде тематических блоков (циклов). Система подобных блоков разработана и опубликована в про­граммах и пособиях по изобразительному искусству. [31, 299]