Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств

Объем продаж товаров в плане определяется как стоимость пред­назначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:

- готовых изделий;

- полуфабрикатов собственного производства;

- работ промышленного характера, предназначаемых к прода­же на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования
и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала);

- продажа товара и выполнение работ для своего капитально­го строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся
на балансе организации.

При расчете объема продажи товаров учитывается изменение остатков не проданных товаров на начало и конец планируемого периода.

Для анализа выполнения плана по объему продаж составляют баланс продажи товаров в двух оценках: по себестоимости и по от­пускным ценам.

В целях обеспечения выполнения плановых заданий осуществ­ляют анализ факторов, влияющих на объем продажи товаров в ре­зультате:

1)роста объема производства товаров;

2)осуществления мероприятий технического и организацион­ного развития производства, в том числе выпуска новых видов това­ра, повышения качества выпускаемого товара, внедрения новых тех­нологических процессов, механизации и автоматизации производства, экономии сырья и материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;

3)изменения остатков готовых товаров на складе;
4)других факторов.

Расчет влияния данных факторов на объем продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показа­телей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируют баланс товарной продукции

Анализ продажи товаров тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определя­ется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

 

Кд = (ΣSд - ΣSн) / ΣSд

где Sд— плановая отгрузка по договорным обязательствам;

Sн — недопоставка товара по договорам.

Плановая отгрузка и недопоставка суммируются по всем това­рам.

При анализе выполнения договорных обязательств поставки товара потребителям в зачет поставки идет объем товара в пределах плана

Невыполнение плана по договорам для организации оборачи­вается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санк­ций. Наряду с этим, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта товара, что повлечет за собой спад производ­ства. Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых органи­заций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работ­никами отдела сбыта. В процессе анализа определяют выполнение объема поставок помесячно и нарастающим итогом с начала года и целом по организации, в разрезе отдельных договоров, сроков по­ставки, потребителей и видов товаров, выясняются причины невы­полнения плана и дается оценка деятельности по выполнению до­говорных обязательств. Большое значение для организации имеет выполнение договоров на поставку товаров для государственных нужд, которые гарантируют сбыт товара, своевременную ее оплату, льготы но налогам, кредитам и т.д.