Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств
Объем продаж товаров в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:
- готовых изделий;
- полуфабрикатов собственного производства;
- работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования
и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала);
- продажа товара и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся
на балансе организации.
При расчете объема продажи товаров учитывается изменение остатков не проданных товаров на начало и конец планируемого периода.
Для анализа выполнения плана по объему продаж составляют баланс продажи товаров в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.
В целях обеспечения выполнения плановых заданий осуществляют анализ факторов, влияющих на объем продажи товаров в результате:
1)роста объема производства товаров;
2)осуществления мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе выпуска новых видов товара, повышения качества выпускаемого товара, внедрения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, экономии сырья и материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;
3)изменения остатков готовых товаров на складе;
4)других факторов.
Расчет влияния данных факторов на объем продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируют баланс товарной продукции
Анализ продажи товаров тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ΣSд - ΣSн) / ΣSд
где Sд— плановая отгрузка по договорным обязательствам;
Sн — недопоставка товара по договорам.
Плановая отгрузка и недопоставка суммируются по всем товарам.
При анализе выполнения договорных обязательств поставки товара потребителям в зачет поставки идет объем товара в пределах плана
Невыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Наряду с этим, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта товара, что повлечет за собой спад производства. Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых организаций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта. В процессе анализа определяют выполнение объема поставок помесячно и нарастающим итогом с начала года и целом по организации, в разрезе отдельных договоров, сроков поставки, потребителей и видов товаров, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Большое значение для организации имеет выполнение договоров на поставку товаров для государственных нужд, которые гарантируют сбыт товара, своевременную ее оплату, льготы но налогам, кредитам и т.д.