Требования к технике монохромной графики с применением аэрографа.

Техника моделирования формы с помощью аэрографа широко применя­ется в архитектурной, дизайнерной и прикладной графике. Суть этой техники состоит в том, что с помощью аэро­графа (устройства, действующего по принципу обыкновенного пульверизатора) можно получить струю мелкорас­пыленного красящего раствора. В баллон, прикрепленный в нижней части распыляющего устройства, зали­вают, в зависимости от надобности, ра­створ туши, акварели, гуашевых или темперных красок, типографской крас­ки и т. д. Густота и интенсивность ра­створа согласуются с диаметром выход­ного отверстия распыляющего устрой­ства и мощностью ручной или механи­ческой компрессорной установки. Если раствор густой (насыщен крупными ча­стицами красящего вещества), то рас­пылитель может засориться или даст струю с крупными каплями. Если ра­створ жидкий, то потребуется наложить большее количество слоев краски. По­этому в работе аэрографом необходимы солидный практический опыт обраще­ния с его механическими частями и на­выки разведения разных по своим свойствам и показателям консистенций красящих растворов.

В монохромной графике красящие растворы составляются на основе разве­дения различных видов туши, а также акварельных, темперных и гуашевых красок черного, серого, коричневых и умбристых тонов. Следует помнить, что сразу после работы растворами хими­ческой туши, гуаши и других красок (особенно темперной и типографской), распыляющие устройство и баллон аэрографа следует тщательно промыть.

Одной из самых существенных осо­бенностей техники моделирования формы с помощью аэрографа является умение вычерчивать и вы­резать маски. Масками называют тра­фареты, выполненные из бумаги, карто­на или синтетических пленок, которы­ми закрывают части изображения, не покрываемые в данный момент крася­щим раствором. По мере того, как от­дельные части изображения покрыва­ются слоями красящего набрызга, сменяются и разные по форме и размеру маски. С помощью струи красящего ра­створа можно исполнять «растяжку» тонального покрытия плоскостей изображения, т. е. моделировать переходы от светлого к темному, высветление или потемнение отдельных участков поверхности бумаги.

При исполнении графики с исполь­зованием аэрографа необходимо:

1) работать на бумаге, натянутой на подрамник или наклеенной на планшет с подосновой из толстого картона или оргалита;

2) вырезать маски из плотной бумаги, картона или толстой синтети­ческой пленки с закреплением масок на поверхности бумаги или друг к другу скотчем или лейкопластырем. Маску, закрывающую основной фон, следует вырезать из синтетической пленки;

3) в случае, если маски вырезаются из плен­ки, во избежание их коробления при набрызге раствора следует закреплять по контуру полосками лейкопластыря, скотча;

4) перед набрызгом раствора на плоскость изображения следует сделать пробный набрызг в стороне — на чис­том листе ватмана;

5) перед повторным нанесением слоя красящего раствора следует дождаться полного высыхания слоя предыдущего набрызга;

6) поверх­ность бумаги перед набрызгом загрун­товать жидким прозрачным слоем клея ПВА или поливинилацетатных белил. Грунтовочный раствор наносить чис­тым куском поролона или кистью с мягким ворсом;

7) чтобы при наложе­нии внутренние плоскости масок не прилипали к бумаге, их поверхность присыпают тальком или зубным по­рошком.

В работе не рекомендуется:

1) нано­сить слои набрызга по мокрой бумаге;

2) направлять на бумагу набрызг, состо­ящий из крупных капель;

3) направлять на бумагу набрызг с близкого расстоя­ния;

4) оставлять не прикрытыми мас­кой части изображения, на которые во время набрызга неминуемо будут попа­дать капли раствора;

5) обводить тушью линейное изображение до нанесения слоя набрызга. До покраски аэрографом контуры изображения следует обвести бледной карандашной линией).