Оценка влиятельности факторов туризма

Факторы развития туризма, по мнению специалистов, можно разделить на наиболее значимые – основные, и наименее значимые – второстепенные.

К основным факторам, оказывающим наибольшее влияние на развитие туризма, являются туристские ресурсы, потребности туристов, экономические, экологические и политические факторы.

Помимо основных факторов, оказывающих влияние на туризм и туроперейтинг, отличают ряд других важнейших факторов, среди них религиозные, языковые, культурные, коммуникацион­ные, сила воздействия которых на развитие туризма в связи с распространением средств коммуникаций, ростом скоростей пе­ремещения по планете, унификацией потребностей человечества в настоящий момент значительно ослабла.

В порядке убывания степени влияния факторов на современный туризм их можно расположить так:

1. Туристские ресурсы – наиболее значимый фактор туризма. Как бы ни была спокойна и развита, и в политиче­ском, и в экономическом смыслах, страна или регион, если в них отсутствуют популярные туристские ресурсы, человек, скорее всего, не захочет их посещать.

К примеру, спокойная, бо­гатая, экологически вполне благополучная Гренландия – мало интересна широким кругам путешествующих своими ледника­ми и полярными сияниями.

С другой стороны, даже такие непригодные для путешествий державы, как Иран со своими самыми строгими, кажущимися дикими для европейца, мусуль­манскими правилами поведения, или Индия, половина населе­ния которой проживает за чертой бедности, щедро наделенные практически всеми видами туристских ресурсов, все-таки притягивают к себе туристов

2.Потребности туристов – мода и предпочтения на турист­ском рынке. Бесспорно, это наиболее действенный фактор туризма. Модные тенденции, царящие на туристском рын­ке, определяют не только направления туристских потоков, но и виды туров, политику ценообразования туроператоров, формирующийся ассортимент субъектов туристского рынка.

Туроператоры в своей повседневной рыночной активности уделяют огромное внимание изучению существующих тенденций рынка, динамике потребительских предпочтений. Наиболее же влиятельные туроператоры, обладающие большим опытом работы и существен­ными рыночными возможностями, пытаются самостоятельно раз­рабатывать и продвигать на рынке модные тенденции и пред­почтения, отвечающие их коммерческим интересам и возмож­ностям. К примеру, с 2001 года российскими операторами ак­тивно пропагандируется идея летнего отдыха в Египте, хотя до этого страна пирамид казалась туристам типично зимним направлением;

3.Политические факторы – вынесены на третью позицию, по­скольку негативное отношение властей или политического кур­са страны или региона к туризму и туристам, даже несмотря на экономическую или экологическую привлекательность направ­ления, может свести туризм к нулю.

Например, вполне благо­получное, даже очень богатое государство – Бахрейн принци­пиально не принимает туристов, не выдавая даже туристских виз, поскольку правящие в Бахрейне круги считают раз­витие въездного туризма первым шагом к развращению мест­ных жителей (мусульман), «вымыванию» национальных тради­ций и обычаев. Кроме того, слабая политическая власть дает разгул преступности, терроризма, негативное воздействие кото­рых на туризм и оперейтинг колоссально.

Политическая власть имеет возможности:

непосредственного воздействия на туризм, например,издавая регулирующие отношения в сфере туризма правовые акты;

опосредованного воздействия на туризм, например, политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государствен­ная идеология.

Сильная и легитимная политическая власть в госу­дарстве сдерживает рост криминала, оказывает мощное сопро­тивление сепаратистским тенденциям в государстве, обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает рас­пространения террористических и экстремистских тенденций. Стабильная политическая обстановка в стране – необходимое условие функционирования туристского бизнеса.

4.Экологические факторы по степени своего воздействия на ту­ризм стоят в рейтинге выше факторов экономических, по при­чине того, что высокое материальное благополучие туристс­кого региона на фоне удручающей экологической ситуации ни­когда не спасет въездной туризм. Туристы с большим удоволь­ствием будут посещать страны «третьего мира», обладающие нетронутыми цивилизацией пляжами или океанами, чем бро­дить по промышленным свалкам новых индустриальных дер­жав;

«Гибну­щие» туристские ресурсы, какими бы популярными они ни были, моментально перестают пользоваться туристским интере­сом, поскольку туристами, прежде всего, руководят инстинкты самосохранения.

5.Экономические факторы замыкают список первоочередных факторов развития туризма. Экономические факторы могут как прямо (например, уровень капиталовложений в туризм, на­логообложение туристской деятельности, развитие туристской инфраструктуры), так и косвенно (через благосостояние населения) влиять на направления и массовость туристских потоков.

К числу наиболее значимых показателей уровня эконо­мического развития общества, воздействующих на туризм, можно отнести:

– уровень доходов населения;

– уровень социальных гарантий;

– материальное положение социально незащищенных слоев общества;

– стоимость жизни в государстве и соотношение ее с доходами населения;

– уровень и качество жизни;

– стабильность национальной валюты;

– длительность отпусков;

– уровень безрабо­тицы и т.д.