Стран, лидирующих в международном туризме в конце 90-х гг.

Страны Число интурис- тов, млн. чел. Поступ-ления, млрд. дол. Страны Число интурис-тов, млн. чел. Поступ-ления, млрд. дол.
Франция 70,0 29,7 Германия 16,5 16,8
Испания 47,7 29,6 Чехия 16,3 3,5
США 47,1 74,2 Россия 15,8 7,1
Италия 34,8 30,4 Венгрия 14,7 2,6
Великобритания 25,5 21,3 Португалия 11,8 4,8
Китай 24,0 12,5 Греция 11,1 4,6
Мексика 19,3 7,9 Швейцария 11,0 8,2
Польша 18,8 8,4 Турция 9,2 8,3
Канада 18,7 9,1 Таиланд 7,7 6,4
Австрия 17,3 12,2 Малайзия 6,9 3,6

 

Если распределить перечисленные в
табл. 3 страны по шести туристским регионам, то окажется, что Европа представлена
14 государствами, Америка – тремя,
АТР – тремя. Добавим, что страны Африки
(ЮАР, Тунис) появляются только в третьей
десятке туристских стран, а страны Ближнего Востока (Египет, Саудовская Аравия) –
в четвертой десятке. Интересно и то, что в
таблице упомянуты 15 экономически раз-
витых стран и 5 развивающихся. А по доходам от туризма уже давно внеконкурент-
ное первое место в мире занимают США.

В последнее время в нашей географической литературе появились первые по-
пытки анализа межрегиональных
туристских потоков, в которых
ежегодно участвуют примерно 100 млн. человек. При этом шесть главных туристских
макрорегионов подразделяются на две
группы: «принимающих», где приезд туристов превышает их выезд, и «отправляющих», где выезд преобладает над прибытием. Соответственно в первую группу входят Европа, Африка и Ближний Восток, а
во вторую – Америка, АТР и Южная Азия.

Согласно прогнозу ВТО в 2000-2010 гг.,
несмотря на самые низкие темпы годового прироста, первенство в мировом туризме сохранится за Европой, где к указанному сроку число прибытий должно возрасти до 480 млн. На втором месте (210 млн.)
останется Америка, но (при наибольшем
среднегодовом приросте в 6,5-7%) ее почти догонит АТР (190 млн.). Четвертое место также сохранится за Африкой (35 млн.),
пятое – за Ближним Востоком (20 млн.) и
шестое – за Южной Азией (10 млн.). Нужно учитывать, что этот прогноз, сделанный
в 1996 г., в дальнейшем изменялся в сторону некоторого увеличения.

Положение России на мировом туристском рынке в 90-е гг. стало значительно
более благоприятным. Это объясняется
реализацией права на свободное перемещение людей, появлением прослойки богатых и предприимчивых «новых русских»
и среднего класса, либерализацией разно-
го рода пограничных и таможенных формальностей и т.д. В конце 90-х гг. в страну
ежегодно прибывало 15-17 млн. иностранных граждан из примерно 200 стран мира,
а выезжали за границу 10-12 млн. росси-
ян, отправляющихся в 170 стран. Однако
эти оптимистические цифры нуждаются в
определенных комментариях. Так, во въезде в Россию стали резко преобладать частные и служебные поездки, тогда как поездки собственно с туристскими целями сократились до менее чем 1/5 всех прибы-
тий; в результате маршрутный и курорт-
ный туризм резко уменьшился. В выезде из
страны едва ли не первое место, по край-
ней мере до самого недавнего времени,
занимали мелкооптовые торговцы («чел-
ноки»), а собственно туристы составляли
менее 1/3. Хотя высокая покупательная способность иностранных валют на российском рынке остается постоянно действующим положительным фактором, общие доходы России от международного туризма уступают доходам США (см. табл. 3) более чем в 10 раз. Привлечению интуристов в Россию мешают также недостаточная политическая стабильность в отдельных регионах, нередкие обострения криминальной обстановки, отставание туристской индустрии и инфраструктуры.

Большие изменения произошли и в географии туристских потоков в Россию и из России. И в выезде, и во въезде стали преобладать страны дальнего зарубежья, включая страны Балтии. Можно отметить, что далеко не лучшим образом сказалось на российском туризме возникновение примерно 10 тыс. туристских фирм, из которых более 4 тыс. находятся только в одной Москве. Да и финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года, сразу привел к удорожанию туристских путевок в 3-4 раза. Целью создания в стране эффективного и конкурентоспособного сектора туристских услуг начато осуществление Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», которая носит комплексный характер.