География международного туризма

 

Распространение современного между-
народного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью.
В самом общем виде она отражает разные
уровни социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии
мирового хозяйства). Так, согласно имеющимся расчетам, на постиндустриальные
страны ныне приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30% и на страны с переходной экономикой – 13%.

За основу регионального анализа международного туризма лучше всего принять
то членение мира на туристские мак-
рорегионы, которого придерживается
Всемирная туристская организация, выделяющая 6 таких регионов:

1. Европейский (все страны Европы, страны бывшего СССР + Турция, Кипр и Израиль).

2. Американский (все страны Северной и Южной Америки).

3. Азиатско-Тихоокеанский (АТР, все страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания).

4. Ближневосточный (страны Юго-Западной Азии + Египет и Ливия).

5. Африканский (все страны Африки за исключением Египта и Ливии).

6. Южноазиатский (страны Южной Азии).

Статистика ВТО позволяет не только
оценить современное положение макроре-
гионов в мировом туризме, но и проследить динамику изменений, при характеристике которой ограничимся последними десятилетиями.

 

Несмотря на некоторое сокращение
доли, главным туристским макрорегионом
мира продолжает оставаться Европа. Это
объясняется, с одной стороны, наличием
здесь самых разнообразных рекреационных (природных и культурно-исторических) ресурсов, а с другой – действием таких социально-экономических и инфра-
структурных факторов, как высокий средний уровень жизни, урбанизированность,
транспортная подвижность. Очень важен
для Европы и фактор географического
положения, в особенности близкое соседство большинства стран. Одна из важнейших географических особенностей этого
региона – преобладание в нем внутрире-
гионального обмена туристскими потока-
ми. Более 9/10 приезжающих в Европу – -
это туристы из европейских же стран, среди которых преобладают (в порядке убывания) немцы, англичане, французы, жители Скандинавских государств, стран Бенилюкса, Швейцарии, которые, кстати, отличаются и высокими расходами на международный туризм из расчета на одного
жителя (500-1000 долларов и более). А преобладающая их географическая направленность меридиональная: от более северных районов кюжным теплым морям. Из внеевропейских регионов наиболее значительный поток туристов в Европу формируется
в Северной Америке (в основном в США, но
также в Канаде и Мексике), хотя в последнее время он несколько уменьшился.

Статистика ВТО позволяет также выя-
вить роль, которую играют в европейском
туризме отдельные субрегионы. И по числу туристских прибытий, и по поступлениям от туризма первое место занимает, как
и можно было ожидать, Западная Европа в
узком смысле этого понятия. От Западной,
что тоже вполне объяснимо, лишь немного отстает Южная, средиземноморская,
Европа. На два этих субрегиона вместе
приходится около 2/3 всех прибытий туристов в Европу. Третье место занимает
Центрально-Восточная Европа, доля которой в прибытиях превышает 1/5, но в поступлениях от туризма она в два раза ниже
(из-за более низких цен и худшего качества туристского обслуживания). Еще
меньше туристов привлекает субрегион
Северной Европы, но, несмотря на это по
доходам от туризма он опережает страны
ЦВЕ. А замыкают этот перечень страны Во-
сточного Средиземноморья.

Американский макрорегион, как вытекает из приведенных выше данных, по мас-
штабам международного туризма уступает
только Европе. Некоторое снижение его
доли в прибытиях туристов и доходов
объясняется не тем, что он стал терять
свою привлекательность, а тем, что темпы
развития туристского бизнеса, в первую
очередь в АТР, оказались значительно более высокими. В Америке, как и в Европе,
преобладает внутрирегиональный туризм
(почти 3/4 всех прибытий), а главными
центрами притяжения туристов были и ос-
таются три страны Северной Америки – -
США, Канада и Мексика, при сильном до-
минировании США, которые обладают са-
мой развитой в мире туристской инфра-
структурой. Южная Америка принимает
значительно меньше туристов.

Немногим более 1/4 всех международных туристов, посещающих Америку, приезжает из других регионов мира. В первую
очередь к ним относятся Европа и Азия, а
из отдельных стран – Великобритания и
Япония. Эти интуристы также направляются преимущественно в США, Канаду и Ка-
рибский бассейн.

АТР – самый бурно развивающийся туристский макрорегион мира, в котором
число международных туристов с 1970 г.
увеличилось в 17 раз, а доходы от этой
отрасли выросли в 75 раз! Средние темпы
роста туристских прибытий здесь также
самые высокие, они уменьшились только
в 1997-1998 гг. в связи с азиатским финансовым кризисом, из-за которого, по некоторым оценкам, Азиатско-Тихоокеанский
регион лишился как минимум 3 млн. приезжих. Такой скачок АТР в области мирового туристского бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки, успехами инду-
стрии туризма. В этом макрорегионе так-
же преобладает внутрирегиональный ту-
ризм (около 4/5), а из отдельных его суб-
регионов ведущее место принадлежит Во-
сточной Азии – в первую очередь благо-
даря Японии (средние расходы на одного
туриста в этой стране достигают 1000-2000 дол.), Китаю, Республике Корея и Тай-
ваню. На втором месте – Юго-Восточная
Азия (особенно Малайзия, Сингапур), тог-
да как роль Австралии и Океании пока еще
сравнительно невелика. А из внешних туристских рынков, куда выезжают граждане из стран АТР, наибольшей популярностью пользуются США, Европа и Индия. -

Африка, несмотря на то, что темпы рос-
та международного туризма в этом регионе в последнее время заметно ускорились,
все еще остается в числе аутсайдеров мирового туризма. Это объясняется сильной
социально-экономической отсталостью
африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и туристской
инфраструктуры, политической нестабильностью, сохраняющейся еще угрозой
разного рода заболеваний, Здесь туристов,
прибывающих в основном из Европы, интересуют только некоторые страны Север-
ной (Тунис и Марокко), Западной (Мавритания), Восточной (Кения, Танзания) и
Южной (Зимбабве, ЮАР) Африки. Туристские потоки между самими африканскими
странами, а тем более выезд туристов в
другие регионы мира, большого развития
не получили.

Пока еще сильно отстает в предоставлении туристских услуг (за исключением
религиозного паломничества) и макроре-
гион Ближнего Востока. Здесь отсутствует
должная государственная поддержка туризма, ему мешает политическая неустойчивость, провоцирующая как военные конфликты, так и отдельные вспышки экстремизма (достаточно вспомнить террористическую акцию в египетском Луксоре в
1997 г., когда террористы убили и ранили
многие десятки ни в чем не повинных западных туристов). На Ближнем Востоке
развитие получил и межрегиональный и
внутрирегиональный туризм, а
принимающими странами стали Египет,
Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт.

На последнем, шестом, месте среди туристских макрорегионов мира находится огромная по населению Южная Азия, в которой к тому же половину всех интуристов
принимает одна Индия. Но государственную поддержку оказывают и в некоторых
небольших странах этого макрорегиона,
таких, как Непал, Шри-Ланка, Мальдивы.
Такой рейтинг туристских макрорегио-
нов во многом предопределяет и участие в международном туризме
отдельных стран (табл. 3).

 

Таблица 3.