ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 7 страница

Во время второй НВМ-сессии Мэгги услышала смех ведьмы и увидела лицо насмехающейся над ней старой старухи. Себя же она представляла в образе ребенка, чувствовавшего себя беззащитным перед ведьмой. В конце концов, однако, ведьма разозлила ребенка настолько, что в том проснулось желание оказать ей сопротивление. Когда это желание усилилось, она увидела себя приближающейся к тоннелю и продвигающейся по нему. Когда же она подошла к его выходу, тоннель закрылся снаружи, и она оказалась заточенной в нем. Несмотря на это, от нее отделилось зернышко, вылетело наружу и упало в жирную, черную почву. Таким образом, у Мэгги впервые обнаружился потенциал, необходимый ей для дальнейшего развития; произошла мобилизация ее желания активного противодействия ситуации, которое могло послужить основой преодоления депрессии.

Взрывной характер переживаний в ходе визуализации осьминога и проснувшееся желание противостоять ведьме, по всей видимости, обозначали определенное изменение в ее состоянии. Ее апатия стала не столь выраженной, и ее сексуальные реакции стали более живыми. В ее сновидениях появилось больше эротического материала; у Мэгги также произошло некоторое эмоциональное сближение с мужем.

В течение следующих пяти месяцев, в середине психотерапевтического процесса многие сновидения и визуализации Мэгги и ее рисунки отражали происходящие в ней изменения. В ее визуализациях в

-108-

ходе НВМ-сессий преобладал образ ребенка. Она вначале увидела его одиноким, находящимся в темной комнате. Присмотревшись к нему, Мэгги заметила, что ребенок заточен в некое подобие трубы, и поняла, что он испытывает из-за этого сильное раздражение. Поняв, что она хочет выбраться на свободу, Мэгги вскоре увидела, что это — ребенок пятилетнего возраста, который чем-то обижен и плачет. Мэгги удивилась тому, насколько зол и обижен оказался ребенок и насколько он одинок. Ребенок обратился к ней со следующими словами: «Мне потребуется некоторое время для того, чтобы научиться изъясняться и вести себя так, как мне нужно».

Сновидения того периода содержали образы старых домов, в которых Мэгги пыталась навести порядок. Водопроводные трубы в этих домах были засорены, а мусорные бачки — наполнены до отказа. Тем не менее ей удавалось постепенно навести в них порядок. Во время НВМ-сессии Мэгги вновь увидела себя ребенком — теперь уже несколько более старшего возраста, — который пытался уговорить ее не совершать трудное восхождение на гору. Все это говорило о том, что этот ребенок хочет, чтобы взрослая Мэгги стала его другом.

Последующие НВМ-сессии вновь и вновь сопровождались визуализацией внутреннего ребенка, что провоцировало оживление все новых воспоминаний. По мере того как одиночество и разочарование, которые Мэгги испытывала в детстве, обсуждались ею с психотерапевтом, она приходила к осознанию того, какую роль образ ребенка может играть на данном этапе ее жизни. Она становилась помощницей этому ребенку, в то время как ее родители никогда не пытались способствовать ее психическому росту. Она поняла, что они были довольны ею, лишь когда она с ними соглашалась. Она воскликнула: «Теперь я осознаю, что для того, чтобы они меня приняли, я должна быть совершенно безропотной — почти слабоумной!» Она искренне удивилась тому, как долго она пыталась быть помощницей своим родителям, считая себя в ответе за их счастье.

Выбор карт в тесте мандалы позволил сделать прогноз относительно прогресса психотерапии на среднем этапе работы. Мэгги впервые выбрала карту стадии № 4, которая указывает на начало чего-то нового, скорее всего на формирование у Мэгги нового представления о себе самой. Это ощущалось ею в появлении более живых сексуальных реакций. На психологическом же уровне это выражалось в более от-

-109-

крытом выражении связанных с детством чувств гнева и сожаления, а также в ее стремлении построить новые отношения с родителями, выступая при этом в качестве взрослого человека.

В этот период Мэгги увидела несколько снов со сходной тематикой. В одном из снов она оказалась в совершенно незнакомом, диком месте, где ее подстерегала опасность Мэгги ощущала необходимость сделать выбор, с тем чтобы изменить свою жизнь, но боялась расстаться со знакомым ей состоянием равнодушия и апатии. Ее опасения проявились в сновидениях: в одном из них она видела, как вокруг нее падали стены, оставляя ее незащищенной и открытой. Мэгги находилась в процессе перехода в новое состояние и пыталась сделать жизненный выбор. В другом сне она увидела человека, который ехал на трехколесном велосипеде с очень большими шинами. Велосипед столкнулся с препятствием, и человек упал прямо в росшую у дороги крапиву. По моему мнению, этот сон указывал на то, что характерное для Мэгги стремление остаться в безопасности впервые не уберегло ее от неприятностей.

Во время последовавшей за этим НВМ-сессии Мэгги увидела себя в образе марионетки, которой никто не пытался руководить. Затем она увидела себя находящейся в старом складском помещении, окруженной серыми картонными обрезками, которые, по ее мнению, являлись не чем иным, как частями ее самой. Она въехала на склад, сидя в инвалидной коляске; из раны на ее груди стекала кровь. Она подумала, что у нее больное сердце, которое, несмотря ни на что, полно жизни. Когда я спросила Мэгги, в чем нуждается это больное сердце, она ответила, что оно нуждается в том, чтобы с ним «обращались как с новорожденным младенцем». Она показала, как она держит, убаюкивая, на руках свое сердце, как ребенка.

Выбор карт в карточном тесте мандалы свидетельствовал об усилении чувства обиды и недовольства. Мэгги выбрала карту стадии № 6 с изображением расщепленного по вертикали круга темно-красного Цвета; другая карта соответствовала стадии № 8 и изображала пятиконечную звезду — также темно-красного цвета. Она никогда раньше не выбирала оттенки красного цвета, так же как и карту стадии № 6, указывающую на открытое неповиновение и вызов. То же самое касается и карты стадии № 8, свидетельствующей о зрелой идентичности. Все это указывало на то, что переживаемые Мэгги чувства раздражения и гнева достигли большого накала. Для Мэгги было очень важно пере-

-110-

жить период открытого протеста, чтобы убедиться в том, что она может управлять этими чувствами и благодаря этому достичь психологической зрелости и независимости.

В одну из ночей в этот период Мэгги увидела, как здание, в котором она работает, шатается и какой-то человек пытается его поджечь. Во время другого сна она увидела себя пытающейся убежать с работы, но автомобильные пробки ее задерживают. В третьем сне она увидела, как с нее сваливается огромная корка засохшей крови. В это время она нарисовала мандалу с изображением здания или кирпичной стены серого цвета, в которой имелись вкрапления темно-красных оттенков. Во время НВМ-сессии она также увидела кирпичные стены, возникавшие одна за другой, по мере того, как она их преодолевала. Когда она устала и хотела уже остановиться, какой-то человек начал над ней смеяться и бросать в нее черносливом. Разозлившись, она решила продолжать перебираться через стены. Судя по всему, Мэгги пыталась овладеть чувством гнева и уже была готова к активным действиям.

Она испытывала неосознанную потребность в катарсисе; ей необходим был некий эмоциональный стимул для того, чтобы окончательно преодолеть инерцию, препятствовавшую ее психическому росту и принятию решений в течение многих лет. Вскоре после сна, в котором она видела, как в нее бросают черносливом, она увидела себя во время другого сна смело входящей в вестибюль здания, в котором она работала. Затем она села на корточки, и из нее на пол вылилась большая порция менструальной крови.

Решимость Мэгги с каждым днем росла. Я всячески побуждала ее понять причины своего недовольства и более активно отстаивать свои интересы. Борьба взаимоисключающих потребностей проявилась во время очередной НВМ-сессии, когда она увидела себя находящейся в зоне, отделяющей свободную территорию от оккупированной. Находившиеся на оккупированной территории люди кричали ей, чтобы она на нее не входила, но она испытывала острую потребность это сделать, поскольку эта территория была ей уже знакома — здесь были видны голые скалы и редкий кустарник. Войдя на эту территорию, она почувствовала, как ее затягивает в скалу какая-то сила. В конце концов она обратилась в гранитную скалу. Когда я спросила, что она чувствовала, став скалой, она ответила: «Странно. Я чувствовала себя хорошо защищенной — застывшей, но защищенной». Через минуту характер визуализации изменился,

-111-

к Мэгги вздрогнула. Улыбнувшись, она произнесла: «Скала вытолкнула меня обратно! Она сказала, что я ей больше не принадлежу!»

Поскольку образы Мэгги в это время часто отражали все еще сохраняющуюся нерешительность, я решила, что она, по всей видимости, прошла некий цикл развития: она осознала свои потребности и внутренне освободилась. Она гораздо лучше, чем раньше, стала понимать свои чувства. При этом ее сновидения и визуализации словно спрашивали ее: «Ты и дальше будешь пребывать в состоянии неопределенности или действительно попытаешься его преодолеть?»

В этот столь важный для нее период она пришла на одну из сессий с мандалой, на которой была изображена растрескавшаяся стена и встающее над ней солнце. Показывая мне рисунок, Мэгги сказала, что приступила к поискам новой работы.

При очередном использовании карточного теста мандалы Мэгги выбрала три карты, относящиеся к верхней части Большого Круга и свидетельствующие о формировании нового «я»: одна из карт относилась к стадии № 6 и содержала изображение расщепленного круга светло-зеленого цвета, что указывало на то, что она не только пытается бросить вызов обстоятельствам, но и найти реальный выход из создавшегося положения. Она была готова окончательно внутренне дистанцироваться от родителей. Эта карта также указывала на ее готовность отстаивать свои интересы в отношениях с социальными авторитетами.

Кроме того, Мэгги выбрала карту стадии № 7 с изображением креста желтого цвета, указывающую на рождение «я» и осознание себя в качестве независимого и зрелого существа. Оквадрачивание круга было достигнуто, указывая на психологическую автономность Мэгги! Третья карта относилась к стадии № 8 и содержала изображение пятиконечной звезды красного цвета, свидетельствующей о наличии значительного запаса энергии, необходимой Мэгги для самоутверждения.

В течение последнего месяца работы на прежнем месте Мэгги испытывала бодрость и предвкушение того, что ей вскоре предстоит найти для себя новое занятие. Ее семейная жизнь складывалась лучше, чем когда бы то ни было. Мэгги стала более спокойно относиться к своим Родителям и больше не чувствовала себя скованной, уступчивой и незрелой в отношениях с ними. Ее чувство юмора стало проявляться в большей степени, чем раньше, и она часто подшучивала над собой и сложившейся ситуацией.

-112-

В течение последнего этапа лечения визуализации Мэгги при проведении НВМ-сессий свидетельствовали как о внутренних, так и внешних изменениях. В ходе одной из НВМ-сессий я использовала музыкальную программу под названием «Положительный аффект», включающую произведения Эльгара, Моцарта, Барбера и Штрауса. Эта музыка часто вызывает положительные, иногда — трансперсональные и религиозные переживания. Ранее Мэгги не могла ее слушать. Слушая музыку, она увидела восход солнца; его лучи наполнили пейзаж всеми цветами радуги, заливая пространство золотым светом. Поднявшись на гору, Мэгги увидела фигуру в белых одеждах, протянувшую навстречу ей руки. Когда она приблизилась к этому человеку, он заключил ее в свои объятия. Ее переполнило удивительное чувство единения с этим добрым существом. Затем человек поднял руку и произнес: «Теперь ты обрела для себя нового проводника. Все, что ты видишь вокруг, принадлежит тебе». Мэгги торжественно ответила: «Я должна заключить все это в свое сердце. Передо мной — новая земля, которую я смогу освоить и защитить».

Лишь только она это произнесла, как сквозь все ее тело прошли волны тепла, и она почувствовала, как ее сердце увеличивается в размерах. «Мое сердце будет мне служить компасом, — произнесла она, — оно является источником моей силы. Я чувствую исходящую из него энергию, но я не теряю самообладания и не чувствую себя сентиментальной. Это... я таю... я не могу больше говорить!.. Я сливаюсь с огромной книгой, которую куда-то несут... Теперь я стала атомом, который распадается...»

Когда Мэгги наконец вернулась в свое обычное состояние, она была глубоко взволнована — так же, как и я. Она выглядела решительной и наполненной внутренней силой. Спустя неделю она получила уведомление о приеме на новую работу. Сейчас я продолжаю встречаться с Мэгги один или два раза в месяц. Она больше не является узницей своих страхов и не чувствует себя скованной обстоятельствами.

Клинический комментарий

Благодаря использованию в процессе психотерапии анализа сновидений, направленной визуализации и музыки и мандал, появляется возможность всесторонней оценки бессознательной динамики. Появившиеся у Мэгги в ходе НВМ-сессий на фоне измененного состояния сознания, визуализации и отражающие более глубокие уровни бессозна-

-113-

тельного сновидения имели схожую тематику. Хотя и в том, и в другом случае проявилась бессознательная динамика, визуализации в ходе прослушивания музыки включают осознаваемые элементы и подвержены контролю со стороны Эго. Сновидения же в большей степени направляются Оно и Суперэго, хотя влияние со стороны Эго и физического состояния также проявляется. Я полагаю, что и духовный опыт может находить свое отражение в содержании сновидений и визуализаций.

В ходе динамической оценки эмоционального состояния Мэгги стало очевидно, что возникавшие на начальном этапе психотерапии сновидения отражали одни и те же повторяющиеся темы, связанные с несвободой, контролем со стороны матери и ощущением социальной неполноценности. Материал НВМ-сессий отражал аналогичные темы, связанные с образами «vagina dentata», попавшего в клетку эмбриона, осьминога и ведьмы. Разница между образами направленной визуализации и музыки и сновидений заключалась в разной степени волевого контроля. Так, например, Мэгги использовала свои волевые качества для того, чтобы противостоять ведьме, предприняв тем самым одну из первых попыток освободиться от доминирования матери в структуре Эго.

Карточный тест мандалы служил инструментом оценки изменений, происходящих по мере раскрытия материала бессознательного и разрешения неосознаваемых конфликтов. Первичный выбор карт в карточном тесте мандалы отражал страх поглощения Эго бессознательным, блокирующий способность Мэгги к самостоятельным действиям. Позже, по мере того как Мэгги осознавала причины своего страха, она постепенно обрела способность к проявлению чувства гнева. При этом выбираемые ею карты стали относиться к верхней части Большого Крута Мандалы, а формы и цвета карт указывали на готовность к утверждению себя в качестве самостоятельной личности.

Во время среднего этапа психотерапии Мэгги смогла осознать те проявления своей психической жизни, которые связаны с внутренним ребенком. Она смогла соединиться с тем аспектом внутреннего ребенка, который стремился бросить вызов внешним авторитетам, предпринимая самостоятельные действия, а не отреагируя свои потребности в Хаотичном сексуальном поведении, как это имело место во время обучения Мэгги в старших классах школы. Она также смогла осознать и удовлетворить свою потребность в поддержке, благодаря работе с образом раненого сердца.

-114-

Во время преодоления невротических паттернов реагирования Мэгги в течение нескольких месяцев видела образы стен, камней и скал, демаркационной зоны и различных «расщепленных» объектов Очевидно, что преодоление привычных паттернов поведения давалось ей непросто, о чем свидетельствовала визуализация, связанная со слиянием Мэгги со скалой, которая, в конце концов, ее вытолкнула со словами «Ты больше мне не принадлежишь». Выбор карт в этот период также указывал на изменение отношения Мэгги к себе, о чем свидетельствовали карты стадии № 7 с изображением желтого креста и стадии № 8 с изображением красной звезды. Самодостаточное Эго Мэгги было, наконец, оформлено, и оно обладало достаточной энергией для того, чтобы сделать необходимый выбор.

Заключительная сессия с визуализацией библейской фигуры, наделяющей ее способностью быть защитницей своего внутреннего мира, по всей видимости, свидетельствовала об актуализации высшего «я», вдохновляющего Мэгги и помогающего ей обозначить цель своего дальнейшего развития. Мэгги сообщала, что чувствует себя более уверенной в себе, способной любить и делать выбор.

Благодаря сочетанию анализа сновидений, направленной визуализации и музыки и мандал, мне удалось помочь Мэгги соединить сознательные и бессознательные элементы психической деятельности и освободить ее первоначально слабое, склонное к страхам Эго. Используя такие элементы творческой экспрессии, как музыка, цвет и образы, этой молодой женщине удалось творчески и подчас драматически раскрыть содержание своей психики. Работая совместно, мы смогли достичь глубоких изменений в ее отношении к себе и окружающему миру.

 

-115-

 

СВЯЗАННЫЕ С ИСЦЕЛЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЯ: СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ*

Дебора Глик (Deborah Glik)

 

Введение

Связь между участием в различных религиозных группах и состоянием здоровья уже давно является предметом исследований (James, 1902, Durkheim, 1961(1912); Jung, 1933). В социологических исследованиях эта связь неоднократно изучалась, главным образом, путем опроса (Stack, 1983; Peterson and Roy, 1985; Witter Stock Okun and Hanng; Idlev, 1987). В области социологии религии, антропологии и психиатрии углубленные клинические и этнографические исследования показали, что участие в некоторых религиозных группах или практиках может иметь лечебный эффект (Kiev, 1964; Frank, 1973; Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Pattison, 1980; Griffith, Mahy and Young, 1986). Описываемые здесь исследования являются продолжением традиции изучения эффектов воздействия исцеляющих ритуалов на состояние здоровья представителей различных религиозных групп.

Духовное или ритуальное религиозное целительство в последние несколько десятилетий получило широкое распространение в западных индустриальных обществах (Frank, 1973; Walhs and Morley, 1976; Bird and Reimer, 1982) и продолжает также оставаться важнейшей составной частью систем здравоохранения в развивающихся странах (Kleinmann, 1980). В большом числе публикаций описываются системы и ритуалы духовного целительства (Csordas, 1983; Easthope, 1985; Skultans, 1976; Griffith, Mahy and Young, 1986, Garrison, 1974; Pattison, Lapins and Doerr, 1973, Ness, 1980, Peacock, 1984; McGuire, 1988) и их роль в новых религиозных движениях (Fichter, 1975, Ellwood, 1979, Westley, 1983).

* Данный материал был представлен на ежегодной конференции американских социологов религии (Вашингтон, 10 августа 1990 г)

-116-

Обещание исцеления телесных, ментальных и духовных недугов привлекает людей в те группы, которые практикуют ритуалы исцеления в большом разнообразии их вариантов. Одним из подходов к исследованию эффектов воздействия исцеляющих практик является наблюдение в течение определенного времени за участниками религиозных групп с целью оценки связанного с исцелением опыта. Хотя были предприняты определенные социологические исследования такого рода, направленные на выявление отношения представителей религиозных групп на процесс исцеления (Kleinmann, 1980; Sneck, 1981; Neitz, 1988, Poloma, 1984, 1987; McGuire, 1988), немногие из этих исследований оказались результативны или предполагали использование стандартизованных методов оценки состояния здоровья. В то же время достаточно широко, в том числе в популярной литературе, публикуются отчеты людей о полученном ими опыте исцеления (Levin and Corell, 1986). Несмотря на их определенную ценность, они не позволяют ни достаточно полно выявить влияние исцеляющих ритуалов на представителей различных религиозных групп, ни определить связь между исцеляющими практиками и состоянием здоровья людей.

Клейнман и Санг (Kleinmann and Sung, 1979) и Клейнман (Kleinmann, 1980) описали «клиническую реальность» опыта болезни и исцеления, увиденную глазами участников исцеляющих ритуалов. Исследуя опыт исцеления, Клейнман описал, как исцеляющий ритуал помог людям справиться с болезнью, дистрессом и неблагоприятными внешними обстоятельствами. Отчеты участников исцеляющих ритуалов о болезни и выздоровлении, излагаемые с использованием культурально значимых символических систем тайваньской шаманской традиции, позволили очевидцам исцеляющего процесса сконструировать свою систему взглядов (Kleinmann, 1980). Однако данные последующих наблюдений за состоянием участников ритуалов ограничиваются всего несколькими примерами; кроме того, названные исследователи не применяли никаких стандартизованных методов психологической оценки, для того чтобы подтвердить изменения в состоянии здоровья.

Аналогичным образом Финклер (Finkler. 1981) изучала постоянных участников мексиканских спиритуалистических групп. Она обнаружила, что, несмотря на то, что симптомы болезней иногда даже усиливались, участники групп были склонны отрицать или минимизировать ощущение дискомфорта. Фактически имела место общая тенденция

-117-

реструктурирования восприятия проявлений болезни. Эти выводы были, главным образом, основаны на данных качественного анализа, поскольку сбор данных и анализ результатов использования стандартизованных тестов (Корнельского медицинского опросника) имели кросс-секционный, а не систематический характер.

Гриффин и его коллеги (Griffin et al., 1986) использовали стандартизованные психологические тесты (симптоматический опросник Хопкинса) для систематической оценки эффектов воздействия баптистского ритуала «оплакивания», который можно рассматривать в качестве разновидности исцеляющего ритуала. Эти исследователи обнаружили наличие значимых, измеряемых изменений в проявлении психологических симптомов у участников ритуалов. Тестирование проводилось непосредственно перед ритуалом и после него. Недостатками этого исследования можно считать небольшой размер группы, короткий отрезок времени исследования, а также отсутствие попыток связать результаты тестирования и субъективным восприятием своего состояния участников ритуалов.

Являясь продолжением данной линии исследований, проведенная нами работа предполагала оценку как субъективных, гак и объективных индикаторов состояния здоровья и психического состояния респондентов. Данное исследование проводилось на выборке из 170 человек, активно посещающих группы духовного целительства, расположенные в одном из крупных городов Атлантического побережья США. В качестве индикаторов, связанных с исцелением изменений, выступали: 1) отчеты респондентов о процессах и феноменах исцеления; 2) состояние здоровья, определяемое на основе самоотчетов; 3) данные проективных тестов Все эти индикаторы анализировались с целью выявления связи между заявлениями респондентов о достигнутом исцелении и сохраняющихся во времени психосоциальных изменениях. Основными вопросами, на которые мы стремились ответить в процессе наших исследований, были следующие, в какой мере можно оценить субъективное благополучие респондентов, являющееся одним из показателей состояния их здоровья? Какие индикаторы связанных с исцелением изменений обладают наибольшей чувствительностью? Результаты данного исследования могут быть использованы для того, чтобы попытаться найти ответ на общий вопрос: какова природа исцеления, происходящего в ритуальном контексте?

-118-

Характеристика групп духовного целительства

Духовное целительство в западной культуре является символической формой целительства. Оно характерно для деятельности самых разных групп, представляющих различные религиозные течения (Westley, 1983; Glik, 1988; McGuire, 1988). Ритуалы духовного целительства в современном американском обществе привлекают прежде всего тех людей, заболевания которых отражают стресс модернизации (Glik, 1986, 1988). Социализация в группах духовного целительства предполагает усвоение жесткой системы религиозных взглядов, которые, в свою очередь, определяют то, как индивид пытается достичь воображаемых или реальных изменений.

В г. Балтиморе, где проводилось данное исследование, широкое распространение получили харизматические религиозные группы, исповедующие очень ригидную библейскую доктрину (Sneck, 1981) и «нью-эйдж» группы, исповедующие более либеральные, синкретические доктрины (Ellwood, 1979, Levin and Corell, 1986). В целом христианские харизматические группы привлекают представителей рабочего и среднего класса, в то время как «нью-эйдж» группы — представителей среднего и высшего среднего класса (Glik, 1986, 1988).

Ритуалы духовного целительства, как правило, происходят в малых группах, формирующихся вокруг духовных лидеров или целителей, — тех лиц, которые обладают особым «даром» целительства. Малые группы, в которых протекают подобные ритуалы, идет ли речь о молитвенных группах, собирающихся вне церковных церемоний, специальных исцеляющих сеансах во время богослужения или сессиях «исцеляющих прикосновений», организуемых в светских местах, как правило, состоят из постоянных посетителей, которые прошли процесс поиска наиболее подходящей для себя группы духовного целительства и стали, наконец, ее ярыми приверженцами. Группы в немалой степени способствуют социальной идентификации и социализации их участников благодаря наличию определенных групповых норм и моделей поведения. Члены таких групп, как правило, глубоко религиозны и преданны определенной системе взглядов на природу и процесс исцеления (Glik, 1990а, 1990б).

-119-

Целители в этих группах воплощают героическую ролевую модель. Сами зачастую имея опыт болезни, страдания или дистресса и достигнув состояния благополучия, такие целители воспринимаются членами группы как «особые люди». Духовные качества целителей рассматриваются как результат преодоления страданий и разного рода иных испытаний, воспринимаемых как средства проверки ими веры или препятствия, которые необходимо преодолеть во имя спасения и достижения состояния просветления. В контексте групп духовного целительства харизматические лидеры, как правило, были ориентированы на развитие духовных качеств других членов группы и достижения ими исцеления, самореализации и успеха.

В практике изучения нами групп большое значение в плане сохранения здоровья и исцеления придавалось индивидуальному выбору, силе разума или веры в исцеление души и тела, следованию ритуальному поведению, а также оговоренным и зачастую традиционным нормам поведения, необходимым для достижения личных изменений. Участники всех этих групп ждали изменений, чему способствовали частые заявления некоторых из них о достигнутом исцелении (Ness, 1980). Такие заявления не были исключительными событиями, а рассматривались как вполне закономерное явление, характерное для таких групп. Большое количество респондентов в нашем исследовании заявляли, что исцеление действительно имело место в период его проведения.

 

Методы исследования

Участники групп духовного целительства наблюдались и опрашивались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследование отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за период исследования трижды.

Критерии отбора

Обсервационные техники использовались с целью выявления и отбора групп духовного целительства, расположенных в районе г Балтимора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены

-120-

встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами респонденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для прохождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведения исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) вышли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу.

Методы оценки

С целью определения состояния здоровья были использованы специальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, психического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спектре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии и сна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на основе средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического заболевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симптомов болезни.

Два индикатора психического здоровья включали совокупный индекс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и итоговый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis &. Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на определение психосоциальною дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности