Виды и этапы социально-педагогического консультирования

Исследователи выделяют 2 вида социально-педагогического консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное).

Контактная беседа- наиболее распространенный вид консультирования. Условно его можно разделить на 4 этапа:

1. Знакомство, начало консультирования. Успех этого этапа во многом зависит от того, насколько социальный педагог сумеет проявить себя доброжелатель­ным и заинтересованным собеседником. Ситуация начала беседы для человека, впервые пришедшего к социальному педагогу, очень дискомфортна, ему необходи­мо дать возможность прийти в себя. Оптимальная позиция социального педагога по отношению к клиенту - это позиция равенства, одним из проявлений которого явля­ется "равенство имен" (представляться так же, как клиент - по имени и отчеству, или просто по имени).

2. Расспрос клиента, формулировка и проверка консультативных гипотез. Поскольку основная цель консультанта на этом этапе - "разговорить" клиента, то лучше всего прибегнуть к вопросам и репликам, максимально стимулирующим рас­сказ (например: "Расскажите мне о Ваших отношениях с...", "Какая у Вас семья?" и т.д.). Условно можно вьделить несколько направлений работы социального педаго­га на этом этапе:

а) консультант поддерживает контакт с клиентом. Наиболее эффективный способ поддержать клиента в то время, когда он говорите себе – внимательное, эмпатическое слушание (подбадривание, выражение согласия, кивки и пр.);

б) консультант стимулирует клиента на дальнейший рассказ. К полезной ин­формации можно отнести: историю возникновения проблемы (когда и в связи, с чем она появилась), отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их взгляд на проблему, представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих его людей; чем вызвано обращение к соци­альному педагогу;

в) социальный педагог способствует целенаправленному развитию беседы. Структурирование беседы необходимо как социальному педагогу, так и клиенту. Оно выражается в том, что, задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, социальному педагогу следует объяснить, почему он это делает и чем это вызвано. Один из приемов структурирования консультации - краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу;

г) социальный педагог осмысливает, что говорит клиент. Через 15-20 минут после начала беседы социальный педагог должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти к формулировке и проверке гипотез.

3. Воздействие. Простейший способ воздействия – акцентирование противо­речий в рассказе клиента, переструктурирование и переформулирование окружающей его реальности. Задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежа­щие в основе проблем. Обсуждение иных вариантов поведения и реагирования можно начать с вопросов типа: "Как Вам кажется, а можно было бы вести себя в этой ситуации по-другому? Как?" Цель социального педагога - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать наиболее подходящий.

4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами.

В социально-педагогической работе может использоваться и консультация информационного типа. Уяснив суть проблемы, социальный педагог совместно с клиентом разбирают возможные направления установления взаимодействия с необходимыми специалистами, службами, учреждениями.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефон, который позволяет получать заочно советы и рекомендации клиентам по волнующим их вопросам. Основные

приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и пр.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.