Письмо члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Финляндии Н. Г. Позднякову

/ июня 1933 г.

Объяснение Хакселя по поводу финской военно-авиационной базы в Сердоболе136 не удовлетворяет Штаб РККА, который считает, что нам следует добиваться упразднения этой базы и воспрещения всяких военных полетов над Ладожским озером, по следующим соображениям;

1. СССР считает (и заявлял это на Женевской конференции по разоружению*), что вся военная авиация является средством агрессин, почему и предлагал полное упразднение таковой.

* См. т. XV, док. Л? 75.


2. Даже небольшой военный самолет легко может быть вооружен пулеметом и бомбами и может напасть на чужую территорию.

3. Наше согласие с точкой зрения Хакееля явилось бы стимулом для усиления финской авиационной активности на Ладожском озере.

В соответствии с изложенным Коллегия НКИД считает необходимым заявить Хакселю *, что мы рассматриваем всякую военную авиацию как средство агрессии, каковое мнение существует и па Женевской конференции. Поэтому мы полагаем, что существование авиационной базы в Сердоболе и полеты над Ладожским озером являются нарушением статьи 16 Мирного договора **, из текста коей ясно видно, что единственным родом оружия, который может быть на озере (не считая береговых укреплений оборонительного типа), яз-ляются мелкие корабли с определенным для них вооружением. Отметьте также, что в настоящее время, когда СССР и Финляндия выступают на международной арене за сокращение всоружений, было бы неудобно созместно услазливаться о расширенном толковании постановлений Мирного договора, установивших частичную демилитаризацию приграничных районов обоих государств.

Член Коллегии Б. Стомоняков

172. Заявление Правительства СССР Правительству Японии ***

-5 июня 1933 г.

Советское Правительство подтверждает получение официального сообщения Японского Правительства через Японского Посла г. От а 29 мая о том, что оно готово взять на себя посредничество и содействие в переговорах между СССР и Маньчжоу-Го относительно продажи КВЖД и о том, что правительство Маньчжоу-Го выразило готовность немедленно приступить к этим переговорам.

Советское Правительство принимает к сведению сообщение Японского Правительства о готовности Маньчжоу-Го приступить к переговорам и сообщает, что оно принимает предложение Японского Правительства и согласно назначить своих представителей для переговоров. Равным образом оно не возражает против предложения Японского Правительства о ведении переговоров в Токио.

* См. лок. .Yg 234. ** См. т. III. док. ЛГи 137.

*йч Вручено заместителем народного комиссара иностранных дел СССР сто ел у Ямнни в СССР.


Считая, что срок начала переговоров будет определен по соглашению сторон, Советское Правительство со своей стороны предлагает качать переговоры 25 июня 1г6.

Печхт, по газ, г Известия^, M 141 (&72}r 4 ^кж'Я ,'t,S3 г.

В упоминаемом сообщении правительства Японии правительству СССР от 29 мая 1933 г., переданном на русском языке, гозорилоеь:

«Императорское Правительство тщательно обсуждало откровенное предложение г. Литвинова о продаже Китайско-Восточной железной дороги, з особенности оно с удовлетворением принимает к сведению заявление о том, что мотивами такого предложения послужило именно желание поддержки и укрепления дружественных отношений с Японией. Однако за последнее время экономическое значение КВЖД значительно уменьшилось вообще, а. в частности, с момента образования Маньчжоу-Го и в связи с развитием сооружения путей сообщения в Сезерной Маньчжурии, как-то: окончание постройка железнодорожной линии Гирин — Хойрен, продвижение работ по постройке железнодорожной линии Лафа — Харбин, открытие движения по железнодорожной линии Тайфун — Хайлун и т. д. Эта тенденция псе более и более становится сильнее. Несмотря на это, принимая во внимание то обстоятельство, что КВЖД легко становится источником трений между Японией, Маньчжоу-Го и СССР, желательно урегулировать коренным образом настонщую проблему именно с точки зрения общего положения дела мира на Дальнем Востоке, Между тем относительно выкупа, являющегося одним из способов разрешенЕ^я данной проблемы, прежде всего необходимо заранее определить стороны для переговоров и с этой целью имел место обмен мнениями с Маньчжоу-ГЪ, который имеет самые важные заинтересованные отношения к КВЖД, к в результате этого выяснилось, что манъчжеугоская сторона намерена выкупить ее в случае, если будет достигнуто соглашение о соответственных условиях, приемлемых для uee. Что же касается Императорского Правительства, то оно к этому возражения не кмеет, Всдедстзие изложенного по настоящему делу предлагается Правительству Ссюза ССР обратиться к представителям Маньчжоу-Го. Празда. Императорское Правительство в интересах успешного хода означенных переговоров готово взять на себя труд по оказанию посредничества и содействия с максимальной доброжелательностью. Далее, исходя нз различных соображений. Токио признается наиболее подходящим как кесто для переговоров, а если к тому со стороны СССР препятствий не встретится, тс маньчжурская сторона готоза немедленно приступить к переговорам.

Хотя бы таким образом переговоры начались, но в случае, если переговоры будут, к несчастью, прерваны, это принесет, наоборот, последствия, неблагоприятные для взаимоотношений между тремя государствами. Все это заставляет прийти к заключению, что для того, чтобы разрешить проблему радикально, как это предлагает Советское Правительство, является весьма важным и необходимым, чтобы разрешить ее с начала до конца политически с точки зрения общего положения дел и у.е углубляться в обсуждение вопросов технического характера. Нужно полагать, что Правительство Союза ССР, сделав на этот раз предложение, целиком разделяет изложенную выше точку зрения»,

S июня 1933 г. правительством Японии через японского посла в СССР Ота был дан следующий ответ на заявление празительства СССР.

«3 нюня Советское Правительство сообщило Японскому Правительству, что оно принимает предложения Японского Правительства относительно переговоров о продаже КВЖД и согласно назначить своих представителен для переговоров и что оно не возражает против ведения нере-


говоров в Токио с представителями Маньчжоу-Гп. Одновременно с этим Советское Правительство со своей стороны предложило начать переговоры 25 июня.

Предложение это было Японским Правительством передано Макьчжоу-Го, чтобы подтвердить мнение последнего по сему поводу, и получен ответ о том. что Маньчжоу-Го не возражает протиз открытия переговоров, как было предложено выше, 25 нюня.

Сооошая о вышеизложенном, Японское Правительство просит Советское Правительство, как только состоится решение о своих представителях для настоящих переговоров, уведомить его немедленно об этом».

173. Заявление Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Послу Японнн в СССР Ота*

4 июня 1933 г.

По полученным данным, проверенным на месте, 31 мая с. г. на ст. Пограничная отряд маньчжурской полиции во главе с японским чиновником министерства путей сообщения Маньч-жоу-Го Сато вооруженной силой прервал прямое сообщение между КВЖД и Уссурийской железной дорогой, существующее в течение ряда лет на основании специального соглашения между этими дорогами.

return false">ссылка скрыта

Начальнику ст. Пограничная было вручено письмо за подписью японского чиновника Маньчжоу-fo Сато, начальника пятого отделения полиции Ян Шн-юаня и надзирателя полиции русского белогвардейца Новикова с требованием немедленно прекратить движение товарных поездов и с угрозой применения репрессивных мер в случае неисполнения этого незаконного распоряжения.

Начальник станции вернул это письмо как незаконное и направленное не по адресу и, заявив письменный протест против насилий маньчжурских властей, предложил по всем вопросам, связанным с деятельностью дороги, обращаться в управление дороги.

Не обращая внимания на протесты, отряд выставил на станции вооруженную охрану и насильно отобрал у начальника станции ключи от железнодорожных стрелок, а самого начальника станции подверг аресту от 11 час. 40 мин. до 14 часов дня.

Также была арестована паровозная и составительская бригада. После этого отряд заставил рабочих зашить железнодорожные пути, положив на них поперечные шпалы. Всего закрыто таким способом 5 путей с западной стороны и 1 путь с восточной стороны.

* Аналогичное заявление было сделано полпредом СССР в Японии К- К- Юрелевым министру иностранных дел Японии Утнда 6 июня 1933 г.


Кроме этого, на главном пути, соединяющем ст. Пограничная с советской ст. Гродеково, установлен поперечный шлагбаум, который, по заявлению Сато, будет подыматься только для пропуска пассажирских поездоз. Таким образом, прямое сообщение между КВЖД и Уссурийской железной дорогой прервано незаконными действиями в нарушение существующих договоров и специального соглашения между КВЖД и Уссурийской железной дорогой.

Этот факт грубого нарушения существующих соглашений, совершенный под руководством японского служащего Мань-чжоу-Го Сато, является дополнительным подтверждением точности и справедливости положений, выдвинутых в советском заявлении от 31 мая*.

Еще 26 мая Советское Правительство довело до сведения Японского Правительства об имеющихся в его распоряжении сведениях о незакономерных действиях, намеченных на совещании в японском посольстве в Чанчуне**. Советское Правительство имело все основания рассчитывать, что Японское Правительство использует эту сообщенную ему информацию для предотвращения нарушений законного статуса КВЖД односторонними произвольными действиями.

Я не могу не протестовать против этих планомерно подготовленных и явно направленных к обострению отношений между нашими странами недопустимых действий местных властей в Маньчжурии. Обращаясь к г. Японскому Послу с просьбой довести этот протест до сведения Японского Правительства, я позволяю себе выразить надежду, что Японское Правительство, проявляющее заинтересованность к сохранению порядка и спокойствия в Маньчжурии и выразившее готовность к посредничеству в деле коренного разрешения вопроса о КВЖД, примет необходимые меры к восстановлению нарушенного положения.

Пенит, по apt, Оп^бл. в газ. ^Известия* Л5 142 C5ÎT3), 5 июня !933 г.