Градостроительство и архитектура Древнего Египта периода Среднего царства.

Частые войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II. После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. VIII династия, происходившая из Мемфиса, правила недолго. Фараоны IX и X династий, происходившие из Гераклеополя, тщетно пытались объединить страну.

На фоне общего скепсиса и пессимизма, ввиду постоянной угрозы со стороны соседних гиксосов (так называли себя разноплеменные пришельцы, пришедшие в начале XVII в. до н. э. в долину Нила с востока), пытавшихся покорить Египет, наряду с «уру» - знатными людьми, в стране активно выступили так называемые «неджесы» - маленькие люди, приобретшие достаточный вес и самостоятельность. Стремясь возродить былое величие родной земли, они явно предпочитали укрывшимся за стенами столицы фараонам, местных правителей областей – номархов.

Хотя гераклеопольские фараоны и подчинили себе значительную территорию, номархи – правители областей-номов активно боролись за свою самостоятельность. В результате около 2400 г. до н. э. Египет распался на отдельные области.

Первый переходный период стал временем политической раздробленности Египта. Он был отмечен общим упадком и хозяйственной деятельности, и культуры.

В течение XXI в. до н.э. шла напряженная борьба между номами. Во времена смут номархи научились обходиться без посредничества бога-царя, но государству его власть была необходима: экономическое благополучие Египта зависело от единой ирригационной системы и торговых связей с Кипром и Финикией, обеспечивавшими земледелие кедровым лесом и медью, наконец, именно фараон должен был возглавить мощное освободительное движение в стране, чтобы навсегда сбросить иго враждебных гиксосов. Вот почему вскоре в городах, где концентрировалось ремесло и торговля, и поэтому они не так сильно страдали, как сельские общины, начались объединительные процессы. Когда фиванский правитель Ментухотеп I одержал верх над севером, произошло фактическое объединение Египта и основана XI династия. Так начался период Среднего царства.

Мир, воцарившийся в восстановленной стране, позволил развернуть реставрационные и строительные работы. Новые храмы возводили в Дендере, Абидосе, Асуане, в городах вблизи Фив. Но самым выдающимся произведением архитектуры периода одиннадцатой династии стал грандиозный ансамбль мемориального храма-усыпальницы Ментухотепа I.

Соединив местный обычай высекать гробницы в труднодоступных скалах с древней мемфисской традицией прославлять фараона строительством пирамид, Ментухотеп I подготовил для себя усыпальницу близ Фив, возле дома, вдали от древних некрополей, но прибег к своеобразному компромиссу, соединив обычную для номарха скальную гробницу с пирамидой (рис.60-61). Необычная композиция, в которой превалировал храм, призванный поддерживать авторитет фараона, подчеркивала, таким образом, роль правителя, как объединителя двух земель. Абсолютное господство принципов симметрии во всем ансамбле соответствовало идее торжества сильной централизованной власти, прекратившей многолетние междоусобные войны и вернувшей страну в русло мирной жизни и процветания. А размещение отдельных частей ансамбля на разных уровнях горного рельефа учитывало ритм движения ритуальных процессий.

Расположив комплекс в скалах Деир-эль-Бахри, он проложил к нему из расположенной в долине молельни огражденную белыми известняковыми стенами дорогу длиной 1200 м и шириной 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были высажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе.

Сам мемориал включал гробницу правителя, высеченную в скале, в западной части ансамбля, расположенные над ней поминальные помещения и примыкающий, в соответствии с традиционной ориентацией по движению солнца, на востоке заупокойный храм совершенно необычной архитектуры. Этот храм состоял из сложной системы дворов, поминальных залов, галерей и портиков, расположенных на высокой каменной платформе.

Расположив здание на разных уровнях, в архитектурной композиции учли обозрение при постепенном подъеме. Храм представал перед посетителями с различных точек зрения. Нижнюю часть сооружения образовывала терраса, украшенная длинным портиком из каменных столбов, протянутым на всю ширину платформы. Пандус, обсаженный сикоморами, разделявший террасу, акцентировал все внимание на главном фасаде. Это внимание к лицевой части храма, и построению внешнего объема оказалось важным новшеством.

Верхний портик, украшавший террасу с трех сторон, образовывали два ряда четырехгранных высеченных из песчаника столбов, превышающие по величине столбы первого портика. На столбах были высечены рельефы. В работах над рельефами храма принимали участие скульпторы Иртисен и его сын Сенусерт. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, перекрытие которого опиралось на 140 восьмигранных колонн. Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сложенная из каменных глыб. В западной, лишенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в открытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал освещался только спереди. За залом располагалось вырубленное в скале темное святилище с алтарем и наосом, покрытое рельефами.

 

60. Усыпальница Ментухотепов в Деир-эль-Бахри.

 

61. Усыпальница Ментухотепов в Деир-эль-Бахри. Реконструкция.

Роль интерьера также изменилась, хотя архитекторам не удалось добиться той единой, цельной композиции, которую памятник представлял снаружи. Основанием пирамиды служила естественная скала. В скале были вырублены часть святилища и крытый гипостильный зал, поэтому задняя часть храма с внутренним открытым двором и колоннадой оказывалась изолированной от передней части. Она состояла из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, причем двери были сдвинуты с центральной оси. Как и в заупокойных ансамблях Древнего царства, направление движения во внутренних покоях комплекса несколько раз изменялось, а сами гробницы фараонов были спрятаны под гипостильным залом в скале.

Усыпальница Ментухотепов стала наиболее выдающимся памятником XI династии. Удачный выбор места, уменьшение общей величины сооружения и усложнение его архитектурной композиции, смелое применение увенчанных пирамидой открытых портиков, гармоничное сочетание двухъярусного леса колонн и бесконечных вертикалей скал, стали своеобразной вехой в развитии храмового зодчества Египта. Следующая, XII династия египетских фараонов - Аменемхета I и его преемников, укрепив внутреннее положение в стране и даже отвоевав Нубию, из которой поступали золото и рабы, не только вернулась к возведению пирамид в стиле Древнего царства, но и стала располагать их, как прежде, на севере. Новая столица Египта Ит-Тауи, основанная Аменемхетом I, разместилась в Нижнем Египте, немного к югу от древнего Мемфиса, соответственно, гробницы Двенадцатой династии сооружались в том же регионе, где стояли пирамиды правителей Древнего царства.

Однако размеры пирамид значительно уменьшились, строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли каркасы из каменных (обычно известняковых) стен, промежутки между которыми заполнялись обломками камня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Если облицовка пирамид Гизы выполняла не только декоративную, но и прочностную функции, то облицовка Среднего царства не могла долго сдерживать здание пирамиды, и до настоящего времени они дошли в сильно разрушенном виде.

 

62. Схема каменного каркаса.

Пирамида и заупокойный храм Аменемхета I были сооружены в Лиште (рис. 63). Фараон безжалостно разбирал древние памятники, используя их камни для своих построек, однако не все части комплекса выглядели равнозначно. Так, облицованный гранитом коридор между входом на северном фасаде, и погребальной камерой, казалось бы, вторил древним традициям, но асимметричность гробницы в целом и ее общее расположение вне центра погребального комплекса выглядели довольно необычно.

Здесь же расположена пирамида фараона Сенусерта I (рис.64-65). Это наиболее сохранившаяся из царских усыпальниц XII династии. Её высота 61 м, а длина стороны основания 107 м. Гробницу окружали два ряда стен: наружная была из кирпича-сырца. От нее в сторону долины Нила, так же, как и раньше, шла дорога процессий шириной 5,35 метра, обнесенная стенами. Вдоль стен через каждые десять метров стояли осирические статуи Сенусерта, выполненные несколько больше человеческого роста. Ворота ансамбля были украшены колоннами протодорического ордера с каннелюрами. Внешняя стена возле пирамиды была каменной. Её через каждые пять метров украшали рельефные панно. Между двумя рядами стен располагались десять сопутствующих пирамид. Еще одна малая пирамида стояла у юго-восточного угла пирамиды Сенусерта I. С востока к главной пирамиде примыкал заупокойный храм. Он состоял из многочисленных узких помещений кладовых молелен и т.п. Снаружи к стене, окаймлявшей пирамиду, примыкал двор окруженный колоннами, – его композиция повторяла те колонные дворы, которые сооружались в погребальных ансамблях пирамид фараонов последних династий Древнего царства. Во дворе стояли статуи Сенусерта и жертвенник.

 

63. Пирамида Аменемхета I в Лиште.

На северной стороне пирамиды находился вход в погребальную шахту; его скрывала стоящая здесь прямоугольная в плане молельня с плоским перекрытием. Стены и потолок молельни были сложены из прекрасно отесанных плит и декорированы цветными рельефами. Как явствует из надписи на заупокойной стеле строителя пирамиды и заупокойного храма Сенусерта I зодчего Мери, возле храма находилось озеро.

Преемники Сенусерта Аменемхет II и его соправитель – сын Сенусерт II в течение 50 лет заботились о благосостоянии страны, разрабатывая копи Синая, ведя торговлю с Пунтом; для обеспечения выхода к Красному морю, они проложили дорогу через пустыню из Копта, снабдив ее колодцами и станциями. При них был освоен обширный район Фаюмского оазиса, где возникло несколько новых поселений и среди них первый регулярный город – Кахун (Хетеп-Сенусерт - «Сенусерт доволен» рис.66), основанный Сенусертом II ок. 2000 г. до н.э., в связи со строительством здесь пирамиды и системы каналов. Это был сравнительно небольшой, прямоугольный в плане город, с размером сторон 360 х 280 м.

 

 

64. Пирамида Сенусерта I в Лиште.

 

 

65.Пирамида Сенусерта I в Лиште. Реконструкция.

В правильном рисунке улиц, ориентированности по сторонам света, однотипности крошечных домов строителей, впервые проявилось стремление к правильному построению городского ансамбля. Западная его часть, рас­положенная несколько ниже по рельефу, была отделена невысокой внутригород­ской стеной. Здесь располагались жилые дома для строителей и рабов. Един­ственная улица пересекала этот одно­образный район с севера на юг. Восточную часть города занимали жилые дома привилегированных жите­лей. Вдоль северной городской стены расположились дома фараона и его при­ближенных.

 

66. План г. Кахун. ок.2000 г. до н.

Улица западно-восточного направления объединяла эти жилища. В восточной части располагались рынок и лавки купцов. Идеальная планировка улиц Кахуна оказалась возможна благодаря единому плану застройки. Тем не менее, заупокойные ансамбли фараонов остались традиционными, новым было только их размещение в Северном Египте: Аменемхет II был похоронен в Дашуре (архитектор пирамиды Сахатор), Сенусерт II – в Лахуне.

Более капитальной выглядела пирамида Сенусерта II. Она была возведена на выступе скалы. Внутренние каменные стены образовывали развитый пространственный каркас: главные стены шли от углов пирамиды по диагоналям, пересекаясь под ее вершиной, а от них к краям расходились стены меньшей высоты, образуя систему полостей заполненных кирпичом-сырцом. Снаружи пирамида была облицована светлым туранским известняком.

Сенусерт III, вернувший стране нубийские золотые копи, внес вклад в развитие фортификационных сооружений. В Семне на западном берегу Нила он построил ряд крепостей, назвав наиболее грозную «Могущественная Хекура».

 

67. Крепость в Семне.

 

 

68. Крепость в Бухене. Реконструкция.

 

Одна из цитаделей, призванных защитить южные границы Египта, была построена в Бухене, важном торговом центре Среднего царства. Эта крепость длиной в два футбольных поля ничем не уступала средневековым сооружениям Европы. Здесь были преду

смотрены позиции для лучников, позволявшие стрелять в любом направлении. Существовало несколько линий укреплений. Снаружи внутренние стены окружал ров, за ним шла внешняя стена. Таким образом, нападавшие должны были сначала перелезть

через внешнюю стену, затем под градом стрел преодолеть ров и еще две линии укреплений. Крепость защищали 1000 солдат, в том числе пленные нубийцы, обязанные отслужить 6 лет в армии фараона. К концу своего правления, Сенусерт III воздвиг серию крепостей на протяжении более 300 км к югу от Асуана и укрепил власть Египта в этом регионе.

Аменемхет III продолжил строительство в Фаюмском оазисе. Чтобы отвоевать для земледелия низины Ливийской пустыни, он насыпал земляной вал длиною около 50 километров, позволивший создать Меридово озеро, окружностью, по словам Геродота, в 3600 стадий (около 65000 километров, 3 430 000 000 куб. воды для орошения полей). Во время нильских разливов специальный канал отводил излишки воды в озеро, а после понижения уровня воды, по этому же каналу, вода могла вытекать обратно и использоваться на сельскохозяйственных полях. Страбон, посещавший Меридово озеро, видел приспособления для регулирования процессов втекания и вытекания и восхищался городом, возникшим в новой провинции. Греки называли его Крокодилополем, так как здесь почитали бога-крокодила Себека. Путешественников удивляли также две колоссальные статуи Аменемхета III, установленные в центре водного пространства. В лощине, на северной стороне водного канала возник новый административный центр, сосредоточивший в одном месте все органы управления страной. Греки называли его Лабиринтом, так как тронное имя Aменхотепа III – Нимаатра, в греческом произношении звучало, как Лабир. Очевидно, это был большой, очень сложный по планировке храм площадью примерно 300 х 250 м, с отдельными помещениями для статуй многочисленных египетских богов. Страбон писал, что каждый ном имел там свои помещения, где поклонялись их божествам, и время от времени в нем происходили совещания правительства. Страбона изумляла конструкция всего сооружения, так как потолок каждой комнаты перекрывал единый каменный монолит, и даже проходы были перекрыты сплошными плитами необычайных размеров, причем ни дерево, ни другой строительный материал не употреблялись. Геродот во II книге «Истории» отмечал: «Это двенадцать крытых зал, расположенных своими порталами один против другого и соединенных между собой в одно помещение; шесть зал обращены на север, шесть на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода; одни подземные, другие на поверхности земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Действительно, переходы через покои и извилистые повороты от одной залы до другой, исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес, когда, бывало, переходишь из залы в покои, из покоев в коридоры, из коридоров в другие покои, из этих покоев в новые залы. Крыша над всеми помещениями, равно как и стены, сделана из камня; на стенах в изобилии рельефные изображения; каждая зала снабжена кругом колоннами из кусков белого камня, отлично сложенных. К тому самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает пирамида в сорок сажен вышиною».

Археологические раскопки подтвердили описания Лабиринта, сделанные Геродотом, Диодором и Страбоном. Были обнаружены фундаменты многочисленных залов, молелен, коридоров, кладовых, обломки каннелированных колонн, рельефов и статуй. Здание Лабиринта оказалось грандиозных размеров, его площадь равнялась 72 тыс. кв. м. В комплекс Лабиринта входил по-видимому и заупокойный храм Aменхотепа III, который в свою очередь, примыкал к восточной стороне пирамиды.

Пирамида Аменемхета III (Хавара - район Фаюмского оазиса) была сложена из известняка и облицована известняковыми плитами. От входа, расположенного на южной стороне, вниз вела лестница. Она приводила в прямоугольное помещение, вход в которое был перекрыт огромной плитой. От этого помещения отходили коридоры, каждый из которых был перегорожен плитой; это были ложные входы, так как ни один из них не сообщался с пирамидой. Третий коридор приводил в помещение, расположенное над погребальной камерой, к западу от центра пирамиды. Отсюда к погребальной камере вел колодец, облицованный камнем. По колодцу в вырубленное в скале помещение был спущен огромный (1,83 х 2,44 х 6,7 м) блок желтого кварцита, в котором была высечена погребальная камера. Над ней под углом поставили плиты в виде двускатного перекрытия: выше них находилась арка, сложенная из кирпича-сырца, к которой примыкали кирпичи, составлявшие кладку самого массива пирамиды. Хотя строители пирамиды фараона Аменемхета III приложили много стараний, чтобы уберечь погребальную камеру, грабители, преодолев все препятствия, проникли внутрь камеры, разграбили сокровища и сожгли деревянный саркофаг фараона.

 

69. «Лабиринт».

Гробницы правителей также как прежде окружали мастабы чиновников и придворных, тем не менее, номархи – правители областей всё чаще предпочитали высекать для себя усыпальницы на территории своих номов.

 

 

70. Гробницы номархов Уахка и Ибу. Реконструкция.

В Среднем Египте во многих местах скалистые отроги плато Ливийской пустыни довольно близко подходили к западному берегу Нила, и это способствовало тому, что вместо мастаб, характерных для Северного Египта, здесь получил распространение иной тип погребальных сооружений – в виде гробниц, высеченных в скалах. Подражая погребальным комплексам фараонов, номархи строили нижние и верхние заупокойные храмы, связанные коридором. Например, в композициях верхних заупокойных храмов правителей 10-го нома, расположенного в южной части Среднего Египта, Уахка и Ибу можно проследить приемы, в миниатюре повторяющие приемы пространственных построений храма Ментухотепа I. За первым крытым залом верхней молельни находился открытый двор с портиком. Лестница посредине портика в глубине двора вела на вторую террасу, где были расположены двор с портиком и длинный колонный зал, частично вырубленный в скале и освещавшийся через окно в надстройке над портиком. Далее целиком в скале вырубался жертвенный зал гробницы без колонн с нишами для статуй, перед которыми стояли жертвенники. За этим залом находилась глубокая ниша с культовой статуей покойного: справа и слева были два небольших помещения, из которых шли спуски в погребальные камеры номарха и его жены.

 

71. Протодорический ордер. Гробница Хнумхотепа в Бени-Хасане.

Один из наиболее известных комплексов скальных гробниц эпохи Среднего царства был сооружен на западном берегу Нила, немного севернее Гермополиса, - на том месте, где позднее возникла арабская деревушка Бени-Хасан. Гробницы этого комплекса датируются периодом правления Двенадцатой династии.

Входы в эти гробницы были оформлены монументальными ордерными порталами, композиция которых повторяла фасады заупокойных храмов в Гизе, но порталы гробниц номархов были высечены в скале. Их колонны (диаметром около метра) и архитравы – это части природной скалы, а внутреннее пространство – это те места, которые были выдолблены из скалы и удалены.

 

72. Зал в гробнице номарха Аменемхета в Бени-Хасане.

Именно в Бени-Хасане, где основным типом погребения были высеченные в скале одна или две комнаты с нишами и ложными дверьми и двор перед усыпальницей, оформленный колоннадой, появилось огромное разнообразие типов колонн. Прямоугольные, лотосовидные или шестнадцатигранные столбы украшали интерьеры залов, которые иногда делились двойным рядом колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых. В оформлении входа стали появляться даже мотивы портика с протодорическими колоннами. Впрочем, такие колонны скорее походили на многогранную призму, слегка суживающуюся кверху. Стволы колонн обрабатывались прямыми гранями или желобками (каннелюрами). Основанием для них служила круглая в плане база, а завершением – капитель в виде прямоугольной в плане плиты. Потолок в виде свода, опиравшегося на колоннады, покрывался росписью, имитировавшей небо, а стены украшали сцены охоты, пиршеств, спортивных игр, иноземных процессий и воинских праздников. В интерьере гробницыАменемхета потолок имитировал цилиндрический свод, опирающийся на архитрав, и дальше, на столбы. Но стремление к самостоятельности у египетских номархов, повлекшее за собой такое разнообразие новых архитектурных форм, все же не подорвало главной традиции следования природным формам; даже приблизившись к форме протодорической колонны, египетские мастера не сумели достичь той пластической выразительности и символической одухотворенности, которые станут знаком греческой дорической колонны.

Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Но темпы городской жизни и социально - имущественные различия отразились в поисках новых строительных приемов, в формировании архитектурного типа египетской жилой усадьбы и различных вариантов городской застройки. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. В культовом строительстве впервые появился пилон (ворота в форме двойных башен с узким проходом посередине), обелиск – каменный монолит, украшенный рельефами и надписями, и установленный на прямоугольной базе перед пилоном храма (сохранившийся со времен Среднего царства 30-метровый гранитный обелиск Сенусерта I, установленный перед несохранившимся храмом Ра в Гелиополе, имел форму отношения высоты к стороне основания примерно как 10:1), так называемый, базиликальный разрез здания, то есть попытка осветить внутреннее пространство храма, подняв потолок над средними проходами в колонных залах и расположив окна в просветах между двумя уровнями перекрытия. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.