Из письма неофициального Представителя СССР в США Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

22 февраля 1933 г.

Уважаемый товарищ.

Создавшаяся видимость единого фронта в Женеве против Японии озадачила весьма многих в Соединенных Штатах. Поскольку американское правительство долго и тщетно добивалось реальной поддержки своей позиции со стороны Англии н Фракции, внезапный «поворот» этих стран не мог, конечно,

* См. док. Л*9 46.


ße вызвать удивления. В первую очередь задаются вопросом, насколько серьезен этот поворот; не есть ли это временный маневр и заигрывание с новой администрацией ввиду предстоящих переговоров о долгах *. К последнему объяснению склонны многие; однако еше больше толкуют поворот как, возможно, серьезное событие, которое неизбежно должно было иметь место раньше или позже, но которое было ускорено развивающимися событиями в Европе. Последние подчеркивают, что Англия начала опасаться возможности блокады китайских портов и серьезного движения Японии к Тяньцзнну и Пекину с намерениями, противоречащими интересам Англии, которая хотела бы удержать Японию в пределах Маньчжурии. Появление Гитлера в качестве власти, взволновавшее Францию и ее спутников и сразу резко обострившее и столь уже деликатное положение в Европе, диктовало Англии и Франции необходимость спешного поворота в сторону хотя бы формальной поддержки договоров на Дальнем Востоке, чтобы иметь возможность и дальше тормозить через Лигу наций тенденцию к игнорированию договоров побежденными странами в Европе. Вынужденная таким образом на политику поддержки и спасения «престижа» Лиги, Англия старается использовать эту наметившуюся перемену в качестве действенного средства при торгах о долгах. Действия Франции объясняют главным образом развивавшимися событиями в Германии и появлением Гитлера у власти. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на удовлетворение, высказываемое всеми, у всех, с которыми приходится сталкиваться, все еще заметна большая настороженность к действиям обеих стран. Либеральная пресса Скрнппса-Говарда, критиковавшая резче всех прежнее поведение Англии и Франции, возбужденно восклицает: «Лига наций была мертва, но теперь она снова жива». Эта пресса ставит под вопрос «реальность и постоянность» перемены; однако она допускает возможность такой перемены, причины которой ей не совсем ясны. Эта пресса выдвигает два фактора, которые, по ее мнению, могли оказаться решающими: 1) декларация Рузвельта о том, что новая администрация будет продолжать дальневосточную политику республиканской администрации по защите договоров, и 2) власть Гитлера и юнкеров, которые могут попытаться проделать в Европе то же, что безнаказанно проделывает Япония в Китае. Англия и Франция оказались перед необходимостью торопиться спасать Лигу и пакт Келлога. В связи с первым пунктом пресса Скриппса указывает, что Америка и СССР были единственными странами, поддерживавшими принцип святости договоров, и Анг-

* См. «Сборник документов со международной политике...», вып. V, М., 1933, стр. 81—ИЗ.


лия и Франция не могли бесконечно лавировать. Не менее важным является военная опасность в Европе. Азии и Южной Америке.

На вопросы, обращенные к госдепартаменту, последний отвечает уклончиво, хотя не скрывает своего удовлетворения событиями в Женеве, ожидая оформления Лигой резолюции «комиссии 19-ти»*. В частных разговорах, однако, отдельные представители департамента дают понять, что, по их мнению, главной причиной, заставлявшей Англию постепенно менять свою позицию в Женеве в сторону благоприятную США, было нарастание враждебности в Китае и боязнь нового взрыва там бойкота английских товаров.

Несмотря на перемены в Женеве, департамент по-прежнему проявляет большую осторожность, связанную с недоверием к Лиге н боязнью быть втянутым в санкции и особенно в столкновение с Японией. Администрация добивается недвусмысленной поддержки своей позиции Лигой, но одновременно расхолаживает почти все разговоры о санкциях (исключение, как видно будет ниже, составляет теперь вопрос о вывозе оружия). Главный республиканский орган «Нью-Йорк геральд трибюн», отзывающийся на всякие движения в Женеве, резко критикует всякие упоминания о санкциях и попытку втянуть США. Этот влиятельный орган прессы заявляет, что не имеется никаких оснований предполагать, что новая администрация переменит позицию в этом вопросе. Газета упрекает Лигу в том, что она раздражает Японию и не дает ей возможности выхода из положения. Газета рекомендует Америке «собрать весь ее резерв здравого смысла и считаться лишь со своими собственными принципами и интересами, игнорируя самолюбие Женевы». Газета заявляет, что Америка не сможет следовать за Лигой, которая залезет в тупик, если будет поднимать вопрос о санкциях. Америка не может поощрять санкции, как не может поощрять и японской агрессивности. Она предлагает Лиге принять доклад Лнттона **, вынести решение о непризнании Маньчжоу-Го и на этом остановиться. Бремя и экономика образумят японцев. В повторной передовице от 19 февраля эта же газета настаивает; «Главной заботой Лиги наций и администрации Рузвельта сейчас должно быть изгнание из международных переговоров всяких предложений о принудительных действиях и разъяснение японскому народу, что от него зависит, что предпочесть —«моральную изоляцию» или же поддержание своей чести в глазах всего мира».

Подозрения в отношении Лиги идут по двум направлениям; 1, Считают, что если разговоры о санкциях ведутся

* См. т. XV, прим, 324, "* Ск. г. XV, -pt-:M- 42.

MU


всерьез, то для того, чтобы втянуть Соединенные Штаты и свалить на них все бремя, что могло бы кончиться войной. 2. Если не всерьез, то для того, чтобы Соединенные Штаты официально отказались от участия и этим дали бы Англии и Франции прекрасный предлог для фактического провала в Лиге этого вопроса. Частные интересы и общественное мнение в Соединенных Штатах настроено в массе против всяких бойкотов. Гувер выступил против них, заявив, что они противоречат методу пакта Келлога- Однако до этого выступления госдепартамент одно время в частном порядке поощрял выступления различных организаций в пользу бойкота, намереваясь позондировать настроение населения и конгресса и одновременно припугнуть японцев. Многие выступившие за бойкот тогда выступили потом против, заявив, что они были лишь за бойкот совместно с другими государствами, но против бойкота со стороны лишь Соединенных Штатов. Проф. Лоуэлл, например, выступивший за эмбарго, потом выступил с разъяснением, что ои не имел в виду самостоятельный бойкот Америкой Японии, а лишь совместно с другими. Ньютон Бейкер *, тоже выступивший в пользу бойкота при частном поощрении Сткмсона. недавно выступил в Кливленде с речью (опубликованной, кстати, и то лишь в части, в Кливленде, н больше нигде; это, очевидно, сделано было сознательно Бепкером, который может сослаться на эту речь, когда потребуется, и которая в то же время не получила широкого распространения. Когда встал вопрос о кандидатуре Беикера в государственные секретари, его противники указывали, что выбор его был бы истолкован Японией как враждебный акт ввиду его выступления. Это выступление против Японии он теперь смягчил), в которой он также заявил, что он считает бойкот средством, к которому можно прибегнуть лишь в самых крайних случаях, и то совместно с другими странами, но не отдельно. Некоторыми органами прессы указывается, что выход Японии из Лиги облегчил бы положение в отношении санкций, которые могут применяться лишь к члену Лиги. Хотя заявление о выходе имеет силу лишь спустя два года после такого заявления, Лига могла бы считать Японию фактически выбывшей с момента ее заявления, чем отпал бы вопрос о санкциях. «Уолл-стрит джориэл» заявила 15 февраля в корреспонденции из Вашингтона: «Правительство считает, что. если Япония уйдет из Лиги наций, что является весьма вероятным, женевская организация должна принять политику непризнания Маньчжоу-Го и на этом остановиться. Официальные лица считают, что такие суровые меры, как экономические санкции.

* Политический деятель США; военный министр в период первой мировой войны.

Ш


лишь отягчат положение и не побудят Японию прекратить военную оккупацию и не предупредят крупного столкновения с Китаем». Газета добавляет, что вопрос о сотрудничестве с Лигой в применении санкций придется, конечно, решать новой администрации, что старая вообще может лишь вести политику выжидания.

Вопрос о возможной позиции новой администрации интересует, конечно, здесь всех, но мало кто может сказать что-либо определенное. У Рузвельта, вероятно, постепенно проявится большая тенденция к сотрудничеству с Лигой. Новая администрация, нужно ожидать, будет избегать не меньше старой поводов к дальнейшему обострению отношений с Японией, поскольку это будет позволено обстоятельствами, но внимание флоту будет уделено большее благодаря угрожающе развивающимся событиям как в Китае, так и в Европе. Резкая постановка вопроса о «доктрине Гувера» в кругах демократов (частно, ко не официально) и в консервативной прессе объяснялась изолированным положением Соединенных Штатов благодаря отсутствию поддержки американской позиции на Дальнем Востоке со стороны Англии и Франции. Перемена в Женеве, если она будет всерьез, ослабит, конечно, остроту вопроса. Демократы надеются, что уступки ввопросе о долгах будут способствовать англо-американскому сближению хотя бы временному. Здесь пока ие видят нужды торопиться с заявлениями об отношении Соединенных Штатов к приглашению Лигой Америки и СССР для участия в комиссии Лиги *. Когда вопрос впервые возник, американцы дали понять, на каких условиях они приняли бы приглашение. Американцы предпочли бы держаться в стороне. Такие сенаторы, как Бора, явно предпочли бы такую позицию [...]**-

С товарищеским приветом,

Б. Е. Сквирский

Пенат. по ацх.

47. Протокол [заключительного] заседания [по кредитным переговорам между СССР и Германией] от 25 февраля 1933 г.

[25 февраля 1933 г.\

I. Нижеследующие договоры были подписаны и обменены 35:

1. Специальное соглашение между Консорциумом банков. с одной стороны, и Торговым представительством СССР и Государственным банком СССР — с другой.

* См. стр. 147. ** Опущенная часть письма не касается советско-американских отношений.


2. Договор между «Дейче банк», с одной стороны, и Торговым представительством СССР и Государственным банком СССР — с другой.

3. Переписка между «Дейче банк», с одной стороны, и Торговым представительством СССР и Государственным банком СССР — с другой, относительно пролонгации векселей.

4. Договор между «Дрезденер банк», с одной стороны, и Торговым представительством СССР — с другой.

5. Приложение 1 к договору, означенному в пункте 4, между «Дрезденер банк», с одной стороны, и Торговым представительством СССР и Государственным банком СССР — с другой, относительно совещания юристов 22 февраля 1933 г. о форме уступки долговых обязательств, возникших из договоров о поставке советских организаций с заграничными фирмами.

6. Переписка между «Дрезденер банк», с одной стороны, и Торговым представительством СССР и Государственным банком СССР — с другой, относительно пролонгации векселей.

7. Обязательство Торгового представительства СССР «Дрезденер банк». Оно касается:

а) заявлений о гарантии находящихся за границей торговых точек трестов и объедииеинн, которые представляют из себя самостоятельные юридические лица, поскольку они подали долговые обязательства в соответствии с вышеупомянутыми договорами, и

в) передачи самих долговых обязательств.

8. Текст облигаций.

II. Имеется взаимное согласие о нижеследующем;

1. Об обмене нотами между г. Послом СССР и г. Министром Иностранных Дел Германии бароном фон Нейратом в соответствии с приложением 1 *.

2. О продлении соглашения о пушнине от 25 января 1933 г. в соответствии с прилагаемой запиской (приложение 21 **.

III. Далее имеется взаимное согласие о том,

1. чтобы предусмотренное в заключенных в настоящее время договорах обеспечение германской марки чистым золотом рассматривалось только как урегулирование, действительное для этого особого случая;

2. что, независимо от принятого на себя Советской стороной в обмене нотами между г. Послом СССР и г. Министром Иностранных Дел Германии обязательства соблюдать при заключении будущих сделок сроки пятаковского соглашения ***, будут рассматриваться как особые сделки уже заклю-

* См. док. W? 48. ** Не публикуется. *** См. т. XV, док. № 250.

ИЗ


ченная сделка о поставке труб фирмой «Отто Вольф» и заключаемая в скором времени сделка с металлургической промышленностью, для которых допустимы более длительные сроки.

IV- Далее зачитывается следующее заявление, которое будет в письменной форме подтверждено «Дрезденер банк» Торговому представительству СССР. Представитель «Дейче банк» не высказывает никаких сомнений на этот счет:

«Касательно § 16, абзац 2, условий долговых обязательств по долговому обязательству «Азнефти» и остальных причастных к этому производственных компаний;

Договаривающиеся стороны пришли к соглашению о том, что согласно определениям § 16, абзац 2, условий долговых обязательств отдельные производственные компании должны беспрепятственно заключать ломбардные сделки в пределах их текущей производственной деятельности. Объем этих ломбардных сделок не должен превышать принятого по общим коммерческим традициям размера».

Мейер С. Александровский

Нечат. по арх.

48. Обмен письмами между Полномочным Представителем СССР в Германии Л. М. Хинчуком и Министром Иностранных Дел Германии Ненратом в связи с подписанием Протокола между СССР н Германией от 25 февраля 1933 г.*

1.Письмо министра иностранных дел Германии полномочному представителю СССР в Германии Л. М. X и н ч у к у

25 февраля 1933 г.

Господин Посол,

Ссылаясь на неоднократные совещания, имевшие место между Вами, г. Посол, Торговым Представителем Союза Советских Социалистических Республик г. Вейцером и мной в связи с письмом от 21 декабря 1932 г., направленным г. Рейхсканцлеру **, имею честь сообщить Вам нижеследующее:

Я принял к сведению Кредитное соглашение, которое было заключено 25 февраля 1933 г. между двумя консорциумами банков, с одной стороны. Государственным банком Союза Советских Социалистических Республик и Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Германии — с другой35. При осуществлении кредита, который

" С;.:, док. Хе 47.

*и См. т. XV, док. № 489.


должен предназначаться исключительно для оплаты векселей, подлежащих уплате в 1933 г., которые происходят из германских сделок на поставку и снабжены гражданскими аллонжами Германского акционерного общества ревизии и опекунства, оказали содействие в качестве посредников официальные германские ведомства. В связи с завершением переговоров гг. представители Правительства Союза Советских Социалистических Республик заявили:

1) Пунктуальная выплата всех подлежащих погашению в 1933 г. задолженностей Правительства Союза Советских Социалистических Республик, а также хозяйственных органов и организаций Союза Советских Социалистических Республик германским официальным или частным учреждениям —какого бы рода эти задолженности ни были — гарантирована.

2) Правительство Союза Советских Социалистических Республик и его хозяйственные органы оплатят заказы, направляемые германским фирмам-поставщикам до 31 декабря 1933 г.. в кредитные сроки, предусмотренные в соглашении от 15 нюня 1932 г.*

Далее я позволю себе выразить надежду, что германские предложения, составленные и переданные мной 16 января с. г.** и являющиеся в настоящее время предметом переговоров в Москве, в скором времени найдут удовлетворительное разрешение.

Пользуюсь случаем, господин Посол, чтобы выразить Вам уверения в моем глубоком к Вам уважении.

Барон фон Нейрат

2. Письмо полномочного представителя СССР в Германии министру иностранных дел Германии H е и р а т у

25 февраля 1933 г

Имею честь подтвердить получение письма от 25 февраля 1933г. инастоящим выражаю согласие с его содержанием. При этом по пункту 2 я исхожу из предпосылки, что сроки кредита для советских заказов в Германии до 31 декабря 1933 г. признаны также германской промышленностью как базирующиеся на заключенном с ее представителями соглашении от 15 июня 1932 г. и что условия, содержащиеся в ст. 3. лит. «cl», Соглашения, также останутся в силе.

Что касается ведущихся в настоящее время в Москве переговоров, то имею честь покорнейше Вам сообщить, что я,

* См, г. XV, док, J« 250. "* См. также до*. .\'э 16, р&зд. VI

U5


в соответствии с Вашим желанием, вновь указал Народному Комиссариату Иностранных Дел на особый интерес, который Вы проявляете к удовлетворительному завершению переговоров.

Пользуюсь этим случаем, чтобы передать Вам, господин Ренхсминнстр, уверения в моем глубоком к Вам уважении.

Л. Хинчук

Печат. по арх.