АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
(длина пластин - 7-8 см), и вкладыши цельных серпов (длина пластин - до 10 см). Эти изменения облегчали их изготовление и увеличивали производительность серпа.
Тип земледелия (мотыжный способ обработки почвы) остается неизменным, а прогрессивность ведения земледельческого хозяйства сказывается в улучшении технической оснащенности орудий, которые становятся более производительными. К началу III тысячелетия до н. э. проявляются признаки, позволяющие говорить о качественных сдвигах в экономике населения. Допустимо предположить наличие в этот период пашенного земледелия с применением тягловой силы крупного рогатого скота. К чертам, свойственным ему, относится увеличение ассортимента выращиваемых культурных злаков, что может отражать расширение посевных площадей и рост урожайности. Переработка зерна (помол) осуществлялась на зернотерках, рабочая площадь которых тоже стала больше.
История трипольских племен охватывает промежуток от позднего неолита до раннего бронзового века (IV-II тысячелетие до н.э.). В эпоху своего расцвета они занимали территорию в бассейнах Днестра, Южного Буга и Днепра. Вопрос об истоках их культуры нельзя считать решенным и поныне. Т. С. Пассек рассматривал ее возникновение как процесс автохтонного развития дотрипольских племен. Г. Чайлд называл ее пришлой из областей Восточного Средиземноморья. С. Н. Бибиков выделял в ней два компонента: местный или охотничий, и пришлый, или земледельческий, видя в ней результат ассимиляции пришлыми племенами южного ареала местных охотничьих племен.
Академик Б. Я. Рыбаков считает, что этнографическая литература располагает множеством народных календарей (около десятка), где достаточно полно описывается земледелие скифов Северного Причерноморья. Все они исходят из области интенсивного славянского земледелия в лесостепной полосе и относятся к тем благословенным «трояновым векам» (П-Ш вв.), когда славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Римской империей. Наибольший интерес с технологической точки зрения являет календарь-кувшин из могильника в Ромашках на Роси, невдалеке от самого Черняхова. Общий смысл всего календаря отражает земледельческие интересы древних полян.
Кувшин-календарь позволяет определять все фазы развития, все необходимые для урожая природные явления и отмечает точные дни языческих праздников. Он отражает состояние агротехнических знаний IV в., достаточно высокого уровня для того времени. Ромашковский календарь построен в расчете на те яровые хлеба, которые возделывались на киевских полях с эпохи триполья, т. е. до Черняховской культуры.
В соответствии с основными этапами сельскохозяйственных работ регламентировались языческие аграрные моления. Они охватывали время всей жизни яровых хлебов на поле:
1. Праздник первых ростков - 2 мая. Постепенно был заменен праздником Бориса и Глеба («Бориса-Хлебника», «Боришъ-денъ»).
2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) — 24 июня.
6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.