АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

профессорами ряда московских высших Учебных заведений. И в 1894 году был создан Московский сельскохозяйственный институт, который в резуль­тате многочисленных преобразований существует сейчас в форме аграрного университета - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева. Вклад «Тимирязевки» в развитие аграрного образования со­ветской и современной России непреходящ и велик.

В середине 50-годов XX столетия произошло еще одно важнейшее со­бытие, которое дало новый импульс в подготовке специалистов аграрников. Их стали готовить в классических университетах, где создаются наиболее благоприятные условия для подготовки специалистов высшей квалификации. Обладая мощным научным потенциалом, в университетах все предметы пре­подают специалисты высшей квалификации. В СССР была претворена в жизнь идея Ю. Либиха, о том, что студенты могут слушать дисциплины из первых рук профессионалов - от химиков, биологов, ботаников, зоологов, физиков, математиков, экономистов ведущих свою исследовательскую рабо­ту в этих областях. Классические университеты позволили объединить в еди­ном русле науку и образование.

В сегодняшнее время агротехнологическая и информационная рево­люции, смена идеологии природопользования, социально-экономические преобразования требуют переосмысления системы сельскохозяйственного образования России. Учитывая значительное расслоение сельскохозяйствен­ного производства (от примитивного до высокотехнологического) В.И. Ки-рюшин и многие другие известные российские профессора отмечают слабую практическую направленность агрономического образования при довольно обширной и разнообразной теоретической подготовке.

Студенты вузов вплоть до последнего времени не получают индивиду­альной агрономической подготовки из-за ограниченности учебной базы, ко­торая вовсе не ориентирована на самостоятельное выполнение ими всего комплекса полевых работ. Серьезных приводных механизмов внедрения научных разработок пока нет. Непосредственно к учебному процессу ру­ководители и работники учхозов отношения не имеют; научные, учебные и производственные программы не координируются должным образом.

Разумеется, при такой системе о серьезной технологической подготовке студентов речи быть не могло в отличие от западноевропейских учебных за­ведений, где студенты персонально осваивают весь технологический процесс производства конкретной продукции на собственной учебной базе, и оценке подвергаются не только теоретические знания, но и произведенная ими учеб­ная продукция.

Сельскохозяйственная образовательная политика, как и научно-техническая, - особая функция государства. Во всех развитых странах она тесно увязана с организацией научного обеспечения и инновационной деятель­ностью. Размещение научных и образовательных центров в сельском хозяйст­ве определяется в первую очередь природными условиями. Они должны быть приурочены к различным природно-сельскохозяйственным провинци­ям, как правило, сильно различающимся по условиям ведения сельского хо-