Анализ оборачиваемости капитала

 

Поскольку оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью и служит одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств пред­приятия и его деловую активность, в процессе анализа необхо­димо более детально изучить показатели оборачиваемости ка­питала и установить, на каких стадиях кругооборота произош­ло замедление или ускорение движения средств.

Следует различать оборачиваемость всего совокупного капи­тала предприятия, в том числе основного и оборотного.

Скорость оборачиваемости капитала характеризу­ется следующими показателями:

коэффициентом оборачиваемости (К0д);

продолжительностью одного оборота (Поб).

Коэффициент оборачиваемости капитала рассчитывает­ся по формуле:

Обратный показатель коэффициенту оборачиваемости ка­питала называется капиталоемкостью (Ке):

Продолжительность оборота капитала:

где Д - количество календарных дней в анализируемом перио­де (год - 360 дней, квартал - 90, месяц - 30 дней).

Средние остатки всего капитала и его составных частей рас­считываются по средней хронологической: 1/2 суммы на нача­ло периода плюс остатки на начало каждого следующего меся­ца плюс 1/2 остатка на конец периода и результат делится на количество месяцев в отчетном периоде. Необходимая инфор­мация для расчета показателей оборачиваемости имеется в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах.

При определении оборачиваемости всего капитала сумма оборота должна включать общую выручку от всех видов про­даж. Если же рассчитываются показатели оборачиваемости только функционирующего капитала, то в расчет берется толь­ко выручка от реализации продукции. Обороты и средние ос­татки по счетам капитальных вложений, долгосрочных и крат­косрочных финансовых вложений в данном случае не учиты­ваются.

Оборачиваемость капитала, с одной стороны, зависит от скорости оборачиваемости основного и оборотного капита­ла, а с другой - от его органического строения: чем большую долю занимает основной капитал, который оборачивается мед­ленно, тем ниже коэффициент оборачиваемости и выше продол­жительность оборота всего совокупного капитала, т.е.:

где Кобс.к - коэффициент оборачиваемости совокупного капи­тала; УДта - удельный вес текущих активов (оборотного капи­тала) в общей сумме активов; Кобт.а - коэффициент оборачи­ваемости текущих активов; Побс.к - продолжительность оборо­та совокупного капитала; Побт.а - продолжительность оборота текущих активов.

В процессе последующего анализа необходимо изучить изменение оборачиваемости оборотного капитала на всех стадиях его кругооборота, что позволит проследить, на каких стадиях произошло ускорение или замедление обора­чиваемости капитала. Для этого средние остатки отдельных ви­дов текущих активов нужно умножить на количество дней в анализируемом периоде и разделить на сумму оборота по реа­лизации.

Продолжительность нахождения капитала в отдельных ви­дах активов можно определить и другим способом: умножив об­щую продолжительность оборота оборотного капитала на удельный вес отдельных видов активов в общей среднегодовой сумме текущих активов

Экономический эффект в результате ускорения обо­рачиваемости капитала выражается в относительном выс­вобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы выручки и суммы прибыли.

Чтобы установить влияние коэффициента оборачиваемости на изменение суммы выручки, можно использовать следующую факторную модель:

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по уско­рению оборачиваемости оборотного капитала. Основные пу­ти ускорения оборачиваемости капитала:

сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новей­ших технологий, механизации и автоматизации производствен­ных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);

улучшение организации материально-технического снабже­ния с целью бесперебойного обеспечения производства необхо­димыми материальными ресурсами и сокращения времени на­хождения капитала в запасах;

ускорение процесса отгрузки продукции и оформления рас­четных документов;

сокращение времени нахождения средств в дебиторской за­долженности.

повышение уровня маркетинговых исследований, направ­ленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование то­вара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рек­ламы и т.п.).