Основные вопросы советской внешней политики.
Проблема разоружения: Заключены договоры с США (1987 и 1991 гг.), положившие начало тенденции к сокращению ядерного оружия, в основном за счет ракетного потенциала СССР. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений, и в дополнение к этому СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности армии на 500 тыс. человек.Советско-японская проблема островных территорий. В 1991 г. советское руководство официально признало существование территориального вопроса о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.Германский вопрос. Несмотря на исторические, моральные и международно-правовые основания СССР по германскому вопросу, М. С. Горбачев фактически предоставил его решение канцлеру ФРГ Г. Колю, что предопределило изменение внутриполитической ситуации в ГДР и последовавшее объединение двух немецких государств в ущерб национальным интересам ГДР.Взаимоотношения со странами соцсистемы. В 1989 г. начался форсированный и социально не обеспеченный вывод войск с советских баз в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, что в свою очередь стимулировало активизацию антисоциалистических и антисоветских настроений. На опасения руководства соцстран по поводу того, что отдельные решения в духе «нового мышления» повлекут за собой дестабилизацию в их странах общественно-политической обстановки, администрация М.С.Горбачева отреагировала экономическим давлением (перевод взаиморасчетов на СКВ). В итоге обострились отношения между соцстранами, в них сменились политические режимы в 1989— 1990 гг., произошел разрыв экономического (СЭВ) и военно-политического (ОВД) союзов в 1991 г.Проблема региональных конфликтов. После вывода воинских контингентов из Афганистана и Монголии весной 1989 г. были подписаны советско-китайские соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве. Отказ советского руководства от участия в гражданских конфликтах в Анголе, Мозамбике, Никарагуа и Эфиопии повлек за собой изменение внутриполитической ситуации в этих странах. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва выступила с позиции поддержки Запада против интересов Ирака. Все эти действия предопределили развитие отношений с Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.Частные контакты. С 1985 г. начался период интенсивного расширения связей между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское государство было заинтересовано прежде всего в развитии технико-экономических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные государства, прежде всего США, шли на расширение торговых связей, обуславливая их политическими изменениями в СССР.Итоги «нового политического мышления» М.С.Горбачева. Оставшись без прежних союзников и не приобретя новых, Советский Союз быстро терял инициативу в международных делах и оказался в фарватере внешней политики стран НАТО, не получив от западных стран тех союзнических отношений, на которые рассчитывал М. С. Горбачев. А Запад был склонен к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм и все меньше веря в политическую дееспособность Президента СССР.С ликвидацией СССР и политических режимов социалистической ориентации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава —США, другая же распалась под влиянием внутренних и внешних факторов, в результате чего появилась опасность утечки современных военных технологий и вооружений в страны, являющихся потенциальным источником военной угрозы.Распад единых Вооруженных Сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов, прежде всего — на Кавказе и в Средней Азии.Таким образом, сложившаяся международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.