Политические директивы в системе источников советского социалистического права
Идеологическая основа репрессивной политики — учение о роли и функциях диктатуры пролетариата, дополненная революционным правосознанием большевистского руководства, не автоматически воплощалась в конкретных нормативных актах 20—40-х гг., регламентировавших деятельность органов политической юстиции. Между тем и другим находилось еще одно чрезвычайно важное звено — это политические директивы, указания, решения партийных органов, которые служили непререкаемой догмой для всей деятельности карательной системы.
В соответствии со структурой советского государства, аппарат которого стал сращиваться с партийным аппаратом уже с первых лет своего существования, ЦК РКП(б)—ВКП(б)— КПСС по существу определял линию практической деятельности всех государственных органов и общественных организаций в стране. В особенности это относилось к карательной системе, никогда не выпускавшейся из-под контроля партии и ее высшего руководства.
Еще в феврале 1919 г. ЦК РКП(б) направил коммунистам -работникам чрезвычайных комиссий специальное обращение, в котором указал, что «ЧК созданы, существуют и работают лишь как прямые органы партии, по ее директивам и под ее контролем»[210]. Это распространялось и на революционные, а затем и на военные трибуналы и достигалось несколькими путями. Во-первых, нормативные акты, применявшиеся репрессивными органами, принимались лишь с одобрения партийных инстанций; во-вторых, все руководящие работники этой системы утверждались высшими партийными органами; в-третьих, руководители всех звеньев (например, члены ревтрибуналов) должны были быть обязательно членами большевистской партии. Политические директивы партии имели различную форму: призывы, решения партийных съездов и пленумов, постановления центральных органов, прямые указания секретарей ЦК и др.
В годы революции и Гражданской войны установки РКП(б) в области борьбы с противниками советской власти часто выражались в лозунгах, призывах, обращениях к массам рабочих и крестьян. Таковы, например, Обращение СНК «Ко всему населению» о борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина и Дутова от 25 ноября 1917г., «Правительственное сообщение о контрреволюционном восстании буржуазии, руководимом кадетской партией» от 28 ноября 1917 г., декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917 г., декрет СНК «Социалистическое отечество в опасности» от 21 февраля 1918 г., «Обращение ко всем трудящимся о борьбе с восставшим чехословацким корпусом и контрреволюцией в Сибири» от 10 июня 1918 г., обращение Совета Обороны «Берегитесь шпионов» от 31 мая 1919 г.[211] и т. д.
Политические директивы общего порядка издавались также партийными съездами, конференциями и пленумами ЦК. Так, X съезд РКП(б) в 1921 г. принял резолюцию «О единстве партии», поручавшую всем организациям «строжайше следить» за недопущением каких-либо фракционных выступлений[212]. В другой резолюции съезда — «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии» — во взглядах синдикалистов усматривалась «непосредственная политическая опасность для сохранения власти за пролетариатом» и признавалась необходимой «неуклонная и систематическая борьба с этими идеями», равно как несовместимость пропаганды таких идей с принадлежностью к РКП(б)[213]. Все выявленные сторонники синдикализма и анархизма были в течение последующих лет репрессированы ВЧК-ОГПУ-НКВД.
На XII Всероссийской конференции РКП(б) (1922) была принята резолюция «Об антисоветских партиях и течениях», в которой содержался подробный анализ деятельности эсеров, меньшевиков и других партий и группировок. Названы формы, «которые являются для антисоветских партий и течений наиболее доступной ареной влияния»: кооперация; высшая, средняя и низшая школы; профсоюзы; культурно-просветительное движение молодежи; издательское дело и т. д. Резолюция предписывала «лишить антисоветские группы всякого влияния и тем в корне уничтожить возможную опору их существования». Нельзя, говорилось в резолюции, отказаться от применения репрессий «не только по отношению к эсерам и меньшевикам, но и по отношению к политиканствующим верхушкам мнимо-беспартийной, буржуазно-демократической интеллигенции, которая в контрреволюционных целях злоупотребляет коренными интересами целых корпораций...»[214]. Эти партийные указания стали руководящей линией в осуществлении судебного и внесудебного преследования названных категорий лиц.
В резолюции XIII конференции РКП(б) (1924) «Об итогах дискуссии и о мелкобуржуазном уклоне в партии» давалась резко отрицательная оценка троцкистской оппозиции и было предложено «немедленно принять самые суровые меры для охраны железной большевистской дисциплины всюду, где ее пытаются колебать». В частности, рекомендовалось принять решительные меры «против распространения непроверенных слухов и запрещенных к распространению документов»[215], в чем обвинялись троцкисты. Эта резолюция послужила сигналом для репрессий в отношении троцкистов и их союзников.
В письме «Ко всем организациям ВКП(б)» (1927) ЦК ВКП(б) постановил «принять решительные меры против попыток оппозиции перенести партийную дискуссию за пределы партии... не допускать нелегальных собраний, созываемых оппозиционерами, а в случае их созыва, несмотря на принятые организациями меры, распускать их силами партийных организаций и рабочих»[216]. Партийное постановление было воспринято как прямое указание для арестов и осуждения тех, кто принадлежал или мог принадлежать к оппозиции.
Партийные и государственные документы, ставшие доступными в 90-е гг. XX в., с очевидностью говорят о том, что все массовые репрессии середины 30-х гг. были инициированы и организованы высшими партийными инстанциями[217].
В 30-е гг. в партийные организации было направлено несколько закрытых писем ЦК ВКП(б). Эти письма нагнетали политическую истерию, возбуждали шпиономанию, призывали к поголовному уничтожению «врагов народа», повышению революционной бдительности. Естественно, что они также играли роль общих установок на развертывание репрессий и служили в этом отношении прямым руководством для сотрудников органов политической юстиции.
Так, 13 января 1935 г., через полтора месяца после убийства Кирова и через день после судебного процесса по делу о «Московском центре», Политбюро ЦК ВКП(б) разослало в партийные организации закрытое письмо «Уроки событий, связанных с злодейским убийством тов. Кирова». В письме говорилось: «Зиновьевская фракционная группа была по сути дела замаскированной формой белогвардейской организации, вполне заслуживающей того, чтобы с ее членами обращались, как с белогвардейцами... Задача состоит в том, чтобы вытравить и искоренить это зло без остатка... В отношении двурушника нельзя ограничиваться исключением его из партии, — его надо еще арестовать и изолировать, чтобы помешать ему подрывать мощь государства пролетарской диктатуры».
Письмо распространяло обвинение во враждебной деятельности и на более широкий круг лиц: «Надо иметь в виду, что Ленинград является единственным в своем роде городом, где больше всего осталось бывших царских чиновников и их челяди, бывших жандармов и полицейских, что эти господа, расползаясь во все стороны, разлагают и портят наши аппараты, а близость границ, облегчающая возможность укрываться от преследований, создает у преступных элементов чувство безнаказанности»[218].
29 июля 1936 г. Политбюро ЦК ВКП(б) направило в партийные организации письмо, проект которого был составлен в НКВД: «О террористической деятельности троцкистско-зи-новьевского контрреволюционного блока». В нем говорилось, что в течение 1936 г. органами НКВД был вскрыт ряд террористических групп троцкистов и зиновьевцев в Москве, Ленинграде, Горьком, Минске, Киеве, Баку и других городах. Руководство ими осуществлялось блоком троцкистов и зиновьевцев. Всю свою враждебную деятельность они сосредоточили главным образом «на осуществлении террора в отношении виднейших руководителей партии и в первую очередь в отношении товарища Сталина». В письме были приведены сфальсифицированные НКВД показания арестованных, признававших эти обвинения и «сознававшихся» в связях с гестапо. Поставленные на одну доску троцкисты и зиновьевцы рассматривались в письме как злейшие враги советской власти, предатели родины. Закрытое письмо отразило нарастание и ужесточение политики репрессий в отношении всех бывших оппозиционеров[219].
Менее чем через месяц после этого письма состоялся судебный процесс по делу так называемого «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», проводившийся Военной коллегией Верховного суда СССР. Суду были преданы 16 человек. Все они, во главе с Зиновьевым и Каменевым, были расстреляны, как сказано в приговоре, «за проведение антисоветской, шпионской, вредительской и террористической деятельности, причастность к убийству С. М. Кирова и подготовку террористических актов против руководителей партии и правительства»[220].
В резолюции февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), принятой 3 марта 1937 г. по докладу Ежова, говорилось: «Одобрить мероприятия ЦК ВКП(б) по разгрому антисоветской, диверсионно-вредительской, шпионской и террористической банды троцкистов и иных двурушников. Обязать Наркомвнудел СССР довести дело разоблачения и разгрома троцкистских и иных агентов фашизма до конца с тем, чтобы подавить малейшие проявления их антисоветской деятельности»[221].
Со временем все меньше становится решении съездов, конференций и пленумов ЦК по вопросам карательной политики. Но это происходит не потому, что карательная деятельность затихла или партийное руководство потеряло к ней интерес. Причина в другом: в постепенном сужении круга лиц, осведомляемых о принимаемых решениях, в возрастании секретности и недоверия к массам. Верхушка партии уже не советуется с рядовыми коммунистами и даже членами ЦК по большинству обсуждаемых вопросов, а тем более по таким как репрессии. Да и сами эти люди стали или могли стать объектами политических преследований. Поэтому общая линия борьбы с возможными противниками партийной верхушки начала обсуждаться в узком кругу членов Политбюро и Секретариата ЦК, а затем и вообще определяться Сталиным единолично[222].
Воздействие на широкие партийные массы осуществлялось также через средства пропаганды и выступления руководящих партийных работников.
Вот что говорил в одной из своих речей Каганович: «На нынешнем этапе развития нашего государства, в условиях реконструктивного периода, когда старые идейные группировки - буржуазные, социал-демократические, полуанархические, — выступавшие всегда против идеи диктатуры пролетариата, оживляются для попыток свержения пролетарской диктатуры, или, по крайней мере, в первую очередь стремятся к смягчению пролетарской диктатуры, к ослаблению роли пролетарского государства, мы своей политикой, своей практической работой должны еще раз разочаровать наших врагов. Мы идем не к ослаблению роли пролетарского государства, не к смягчению пролетарской диктатуры, не к ослаблению борьбы с классовым врагом, а к еще большему усилению роли пролетарского государства, к еще более решительной борьбе с классовым врагом»[223]. Такие выступления воспринимались работниками юстиции, госбезопасности, партийным аппаратом как прямое указание к повышению бдительности, нетерпимости к оппозиционерам и вообще инакомыслящим, как прямое руководство к действию.
Та же линия проводилась военными и общими судами и прокуратурой.
«В чем конкретно наша борьба должна проявляться? — спрашивал нарком юстиции Крыленко и отвечал: ...В первую очередь — это борьба с прямыми контрреволюционерами и контрреволюционными политическими организациями. Это — головка контрреволюции, это — рычаг контрреволюционной работы...
Вторая задача — борьба с вредительством, политически неосознанным, но основанным на глубокой, свойственной всем элементам буржуазии враждебности к пролетариату... Это — второй лагерь контрреволюционеров.
Третья группа врагов... — это группа спекулянтов, бывших торговцев и иных бывших людей, пристроившихся в советском и особенно кооперативном аппарате...»[224]
Коллегиальные обсуждения проблем борьбы с «врагами народа» и политические документы для общепартийного ознакомления после 1938 г. весьма немногочисленны. Можно указать лишь на совместное постановление СНКСССРи ЦК ВКП(б)от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» (оно комментируется в § 5 гл. 6 «Нормативные акты»).
Помимо общих директив руководящая роль партийных инстанций проявлялась в том, что они рассматривали, согласовывали и утверждали те нормативные документы, которые затем принимались (а по сути дела, штамповались) государственными органами: ЦИК СССР, ВС СССР и его Президиумом, наркоматами и ведомствами. Такой порядок, разумеется, грубо противоречил Конституции страны, но он существовал в течение всей истории Советского государства.
Принятие партийных решений, одобряющих те или иные государственные мероприятия или утверждающих, соответствующие документы, стало практиковаться еще при жизни Ленина. Например, 31 декабря 1919 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) был рассмотрен конкретный вопрос о создании при Особом отделе ВЧК специального подразделения по борьбе с контрреволюцией на Востоке[225]. 15 июня 1920 г. обсуждался запрос ВЧК о возможности освобождать левых эсеров[226]. 4 июня 1921 г. Политбюро дало ВЧК директиву «усилить борьбу против меньшевиков ввиду усиления их контрреволюционной деятельности»[227]. 1 декабря 1921 г. рассматривался вопрос о правах ВЧК[228], причем Политбюро дало конкретные указания, которые затем были обсуждены на Пленуме ЦК РКП(б) и на IX Всероссийском съезде Советов. В 1922 г. Политбюро дало ВЦИКу директивы об упразднении ВЧК и создании вместо нее Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД[229].
Основные нормативные документы, регламентировавшие репрессивную деятельность органов госбезопасности и трибуналов, принимались только с предварительным рассмотрением и утверждением партийными инстанциями.
Но обсуждались не только проекты правовых актов. Уже с 20-х гг. практиковалось рассмотрение вопросов об ответственности (судебной и внесудебной) конкретных лиц, включая вынесение им того или иного приговора. Так, Пленум ЦК РКП(б) в декабре 1921 г. рассмотрел предложения Дзержинского о борьбе с эсерами и меньшевиками и постановил, в частности, «предрешить вопрос о предании Суду Верховного трибунала ЦК партии социалистов-революционеров». Судьбу меньшевиков решили передать на рассмотрение Дзержинского, Каменева и Сталина с последующим докладом на Политбюро[230].
2 мая 1935 г. нарком внутренних дел Ягода написал Сталину докладную записку о завершении следствия по делу Каменева и др. Утверждая, что раскрыты террористические группы в кремлевской библиотеке и в комендатуре Кремля, Ягода пишет: «Считал бы необходимым заслушать дела этих групп на Военной коллегии Верховного суда без вызова обвиняемых и расстрелять организаторов террора и активных террористов» (далее перечисляются 25 фамилий). «Дела на остальные 89 обвиняемых: рассмотреть часть на Военной коллегии Верховного суда, часть на Особом совещании»[231].
На Пленуме ЦК ВКП(б), проходившем в феврале 1937 г., вторично рассматривалось дело Бухарина и Рыкова. После обсуждения доклада Ежова, обвинившего их в попытке захватить власть насильственным путем, вступив в блок с троцкистами, антисоветскими партиями и меньшевиками, Пленум образовал комиссию под председательством Микояна. Ежов предложил исключить Бухарина и Рыкова из партии и предать их суду военного трибунала с применением расстрела, но в результате обсуждения было принято предложение Сталина: исключить из партии, суду не предавать, а направить дело Бухарина и Рыкова в НКВД[232]. В тот же день они были арестованы, а через год осуждены по делу так называемого «Правотроцкистского антисоветского блока» и расстреляны. Таким образом, высшая партийная инстанция - Пленум ЦК — сыграла роль верховного квазисудебного органа, предопределившего судьбу обвиняемых.
Многочисленные документы свидетельствуют о том, что обвинительные заключения по всем более или менее важным политическим процессам докладывались в Политбюро ЦК ВКП(б), причем большей частью согласовывались и вопросы о мерах наказания, которые будут назначены судом. Тем самым исключалась элементарная самостоятельность судебных органов в решении судьбы обвиняемых. Такая практика продолжалась вплоть до смерти Сталина.
По делу «Еврейского антифашистского комитета», уже в ноябре 1948 г., Политбюро ЦК КПСС поручило Министерству государственной безопасности распустить этот комитет как «центр антисоветской пропаганды», а в апреле 1952 г. министр госбезопасности СССР С. Д. Игнатьев направил Сталину обвинительное заключение, в сопроводительном письме к которому высказывалось предложение о мере наказания — расстрел для всех обвиняемых, за исключением Л. С. Штерн. Военная коллегия Верховного суда СССР проштамповала это решение, приговорив к расстрелу 13 человек[233].
Судебные и внесудебные репрессии широко применялись на основании списков, утверждавшихся Сталиным и членами Политбюро. О наиболее секретных акциях, таких как Катынское дело, не ставились в известность никакие государственные органы и должностные лица, кроме непосредственных исполнителей.
Можно ли считать, что органы государственной безопасности поставили себя в 30—40-е гг. над партией и государством, подмяли их под себя? Вряд ли. ВЧК—ОГПУ—НКВД всегда действовали под контролем и руководством партийной верхушки, ЦК или Политбюро. Напомним, что до середины 30-х гг. даже Сталину не всегда удавалось диктовать свою волю членам ЦК партии, большинство из которых составляли тогда участники революции. Например, еще в 1932 г. он не смог добиться расстрела известного оппозиционера М. Н. Рютина из-за сопротивления большинства членов Политбюро. Но после многочисленных чисток происходило постоянное сужение круга лиц, принимающих решение, а с укреплением режима личной власти Сталина партийное руководство свелось к единоличному руководству вождя партии. Этим и объясняется кажущееся превосходство органов ОГПУ—НКВД над партией и государством. Подконтрольность репрессивных органов вождю выражалась и в многочисленных чистках их, производимых по безоговорочно выполнявшимся приказам Сталина.