Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

30 октября 2009 г. 9:50

Анализ абсолютных показателей прибыли.

Прибыль — это:

• особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации и конечная цель — развитие бизнеса. Сущность прибыли — основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

• фактор роста рыночной стоимости предприятия;

• индикатор кредитоспособности организации;

• приоритетный интерес собственников;

• инструмент конкурентоспособности организации.

Систематический недостаток прибыли, а так же отрицательная динамику, свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса и являются одной из главных внутренних причин банкротства.

Прибыль формируется во время хозяйственной деятельности предприятия и находит отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Выручка нетто от продажи ТУР − − Себестоимость проданных ТУР =

= Валовая Прибыль

Валовая прибыль −

− Коммерческие и Управленческие расходы =

= Прибыль (Убыток) от продаж

Прибыль (Убыток) от продаж − − % к уплате + % к получению +

+ Доходы от участия в прочих организациях +

+ Прочие Доходы − Прочие расходы =

= Прибыль (Убыток) до налогообложения

Прибыль (Убыток) до налогообложения −

− Текущий Налог на Прибыль +

+ Отложенный Налоговые Активы − Отложенный Налоговые Обязательства = = Чистая Прибыль (Убыток) Отчетного периода

Анализ финансовых результатов включает в себя:

1. оценка изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ);

2. оценка структуры показателей прибыли и изменений, произошедших в структуре (вертикальный анализ);

3. изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

4. выявление факторов и причин изменения показателей прибыли, а так же их количественная оценка (факторный анализ).

Особое внимание в процессе анализа следует обратить на наиболее значимую статью формирования финансовых результатов, а именно на прибыль или убыток на продаж.

Изменение прибыли от продаж зависит от влияния как минимум трех факторов:

1. физический объем проданной продукции;

2. цена на отгруженную продукцию; 3. себестоимость проданной продукции.

Прибыль = Количество * (Цена − Себестоимость)

Анализ прибыли от продаж проводится с использованием метода абсолютных разниц:

1. изменение прибыли в результате влияния количественного фактора; ΔП(К) = ΔК × (Ц0 − С0)

2. изменение прибыли в результате влияния ценового фактора; ΔП(Ц) = К1 × ΔЦ

3. изменение прибыли под влиянием фактора себестоимости; ΔП(С) = К1 × (− ΔС)

В результате анализа должно выполняться равенство:

ΔП = ΔП(К) + ΔП(Ц) + ΔП(С)

С точки зрения экономического анализа наличие прибыли менее важно, чем наличие достаточной суммы денежных средств, для осуществления текущей деятельности и погашения обязательств перед кредиторами. Прибыльность означает жизнеспособность организации в долгосрочной перспективе, но не способность погашать свои долги.

Анализ показателей рентабельности.

Показатели рентабельности (убыточности) оценивают величину прибыли (убытка) с каждого рубля средств, вложенных в активы или деятельность организации. Для показателя рентабельности не существует критериальных значений. Эти показатели используются при анализе тенденций за ряд лет, либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций.

Условно показатели рентабельности разделяют на две группы:

1. показатели рентабельности деятельности — характеризует сумму прибыли от продаж, которая приходится на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции; тенденция показателя положительна, если организация придерживается финансовой стратегии минимизации затрат; RПродукции = Рентабельность продукции = Прибыльность продукции / (Себестоимость продукции

+ Коммерческие расходы + Управленческие расходы) = Ф2.050 / (Ф2.020 + Ф2.030 + Ф2.040)

2. рентабельность продаж — отражается отношение прибыли и выручки и показывает, сколько рублей прибыли было получено в результате продажи продукции на один рубль выручки; оптимальными являются пропорциональный рост показателей в числители и знаменателе; RПродаж = Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка = Ф2.050 / Ф2.010

Показатели рентабельности активов и капитала: Активов:

3. рентабельность активов —характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов предприятия; отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль вложенный в оборотные и внеоборотные активы вцелом;

RA = Рентабельность активов = Чистая Прибыль / ½(Анг + Акг) = Ф2.190 / ½(Ф1.300нг + Ф1.300кг)

4. рентабельность внеоборотного капитала —при расчете данного показателя целесообразно оценивать реальную стоимость внеоборотных активов, то есть с учетом переоценки; RВА = Рентабельность внеоборотного капитала (внеоборотных активов) = Чистая Прибыль /

½(ВАнг + ВАкг) = Ф2.190 / ½(Ф1.190нг + Ф1.190кг)

5. RОА = Рентабельность оборотных активов = Чистая Прибыль / ½(ОАнг + ОАкг) = Ф2.190 / ½(Ф1.290нг + Ф1.290кг)

Капитала:

6. RСК = Рентабельность собственного капитала = Чистая Прибыль / ½(КиРнг + ДБПнг + РПРнг + КиРкг + ДБПкг + РПРкг) = Ф2.190 / ½(Ф1.490нг + Ф1.640нг + Ф1.650нг + Ф1.490кг + Ф1.640кг + Ф1.650кг)

Низкое значение коэффициента свидетельствует о наличие избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что говорит о неудовлетворительности использования капитала и недостаточности привлечения его заемной составляющей.

7. RЗК = Рентабельность заемного капитала = ЧП / ½(ДОнг + КиЗнг + ДОкг + КиЗкг) = Ф2.190 /

½(Ф1.590нг + Ф1.610нг + Ф1.590кг + Ф1.610кг)

Факторный анализ по методу Du Pont.

В модели фирмы Du Pont впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры.

RA = Rпродаж × kоборачиваемости активов

В дальнейшем данная модель была развернута в модифицированную (расширенную) факторную модель, в которой результативным показателем является рентабельность собственного капитала, а к числу факторов добавляется мультипликатор капитала — финансовый левередж.

RСК = RA × MK = Rпродаж × kоборачиваемости активов × MK = (ЧП / В) × (В / Аср) × (Аср / СКср) = ЧП / СК

Оборачиваемость активов — с одной стороны отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия, то есть оценивается интенсивность использования всех активов, независимо от источников их образования. С другой стороны ресурсоотдача показывает, сколько рублей выручки приходится на каждый рубль, вложенный в активы, при этом рост ресурсоотдачи говорит о повышении эффективности использования активов.

Мультипликатор капитала (финансовый леверидж) — отражает структуру капитала, авансированного в деятельность предприятия. С одной стороны — является характеристикой финансовой устойчивости (или скованности) бизнеса, с другой — оценка эффективности использования предприятием заемных средств.